Изменений в содержательной части авторской программы нет
II. Содержание учебного предмета
Класс (136 часов)
Тема I. Дети и взрослые(28 часов)
Русская народная сказка.Дочь-семилетка.
Валентин Берестов. Урок листопада.
Русская народная сказка «Привередница» (в пересказе Владимира Даля)
Георгий Грáубин. Хорошее настроение.
Иван Панькин. Откуда у моряков взялась сила
Ирина Токмакова «Почитай мне, мама!..»
Мустай Карим. Эту песню мама пела.
Лев Толстой. Акула; Прыжок.
Михаил Зощенко. Ёлка.
Борис Емельянов. Обида.
Евгений Пермяк. Тонкая струна.
Сергей Баруздин. Кляксы.
Людмила Николаенко. Весёлое сделалось грустным.
Валентина Осеева. Почему?
Внеклассное чтение.
М. Зощенко. Рассказы о детях
Проверь себя сам
Евгений Пермяк. Как Миша хотел маму перехитрить.
Семейное чтение
Виктор Драгунский. Он живой и светится.
Тема II. Дружба всего сильней(20 часов)
Русская народная сказка. Зимовье зверей.
Ханс-Кристиан Андерсен. Ромашка.
Якоб и Вильгельм Гримм. Соломинка, Уголёк и Боб.
Сказка древнего Египта. Лев и мышь.
Лев Толстой. Лев и мышь; Лев и собачка.
Яков Аким. Пишу тебе письмо.
Валентин Берестов. Разлука; «С тобой мы дружили, как дружат мальчишки…»
Геннадий Цыферов. Про цыплёнка, солнце и медвежонка (фрагмент «Про друзей»).
Николай Носов. Прятки.
Зинаида Александрова. Мы оба не пойдём гулять.
Ким Сан Ху. Ключик к дружбе.
Иван Крылов. Лебедь, Щука и Рак.
Внеклассное чтение.
Рассказы русских писателей о дружбе
Проверь себя сам
Сергей Козлов. Дружба.
Семейное чтение
Якоб и Вильгельм Гримм. Бременские уличные музыканты.
Тема III. Делу время, а потехе час (23 часа)
Русская народная сказка. Крылатый, мохнатый да масленый.
Белорусская народная сказка. От краденого не растолстеешь.
Русские народные песни-приговорки: «Плот тяни, ребята, смело…», «Тащи лодку по песку…», «Эй, потесней…», «Эх, ребятушки…», «Тяни снасть…», «Молодцы, берём, повалим…», «Жито жать…», «Коса, бери ниже…».
Аркадий Гайдар. Совесть
Сергей Михалков. Часы.
Кадыр Мурзалиев. Мальчику, взявшему молоток. Пер. Ю. Кушака.
Якоб и Вильгельм Гримм. Госпожа Метелица.
Владимир Одоевский. Мороз Иванович.
Иван Крылов. Стрекоза и Муравей.
Евгений Пермяк. Как Огонь Воду замуж взял.
Николай Граубин. Весёлое дело — работа.
Валентина Осеева. Волшебная иголочка.
Внеклассное чтение.
Рассказы Н. Носова о детях
Проверь себя сам
Джанни Родари. Почему говорят, что подкова приносит счастье.
Семейное чтение
Ханс-Кристиан Андерсен. Лён.
Тема IV. Мир природы(26 часов)
Русская народная сказка: Два Мороза; Нет козы с орехами.
Александр Пушкин. Осень (отрывок из стихотворения); «Уж небо осенью дышало…», «Вот север, тучи нагоняя…» (отрывки из романа «Евгений Онегин»).
Николай Сладков. Суд над декабрём; Чёрный жаворонок; Синяя птица; Пятнистые олени.
Алексей Константинович Толстой. «Осень. Осыпается весь наш бедный сад…»; «Вот уж снег последний в поле тает…».
Константин Ушинский. Ветер и Солнце, Спор Воды с Огнём; Проказы старухи зимы.
Алексей Плещеев. Дети и птичка.
Василий Бирюков. Утро.
Юрий Коваль. Весенний вечер.
Борис Павлов. Сосна.
Ольга Высотская. Весна уборкой занялась.
Галина Лебедева. Здравствуй, лето!
Раиса Сарби. Летний полдень.
Эмма Мошковская. Речка.
Евгений Чарушин. Захочешь есть — говорить научишься.
Владимир Маяковский. Тучкины штучки.
Михаил Исаковский. Ветер.
Наталья Юркова. Вьюга.
Виталий Бианки. Голубой зверёк.
Внеклассное чтение.
«Сказки о животных».
Проверь себя сам
Джанни Родари. Рыбы.
Семейное чтение
Виталий Бианки. Люля.
Тема V. Славные страницы российской истории(25 часов)
Русская народная сказка: Про глупого змея и умного солдата; Никита Кожемяка.
Юрий Коринец. Отцовская песня.
Олег Тихомиров. На поле Куликовом (фрагменты «Под игом», «Москва собирает войско», «Ночь перед боем», «Куликовская битва», «Слава героям»).
Михаил Брагин. В грозную пору (фрагмент «Опасное нашествие врага грозило нашей Родине»).
Елена Холмогорова. Великодушный русский воин (фрагмент «Батарея Раевского»).
Александр Барков. Благодарность за ночлег.
Анатолий Митяев. Бескозырка.
Сергей Алексеев. Орлович-Воронович.
Аркадий Гайдар. Война и дети.
Александр Твардовский. Рассказ танкиста.
Валентин Берестов. Великан.
Сергей Наровчатов. Победа.
Внеклассное чтение.
Рассказы о Великой Отечественной войне
Проверь себя сам
Сергей Баруздин. Главный город
Семейное чтение
Русская народная сказка. Иван — крестьянский сын и чудо-юдо.
Тема VI. Вселенная(14 часов)
Инна Светлова. Вселенная; Планеты; Звёзды.
Ольга Высотская. Как Луна рассердилась.
Джанни Родари. Откуда берутся день и ночь.
Николай Гончаров. В космос.
Эмма Мошковская. Мама, я, кузнечик и птица.
Владислав Горьков, Юрий Авдеев. Космическая азбука (фрагменты «Луна», «На космической дороге», «Первый космонавт»).
Яков Аким. Наша планета.
Алексей Леонов. Обед в космосе.
Внеклассное чтение.
«Космонавт А. Леонов о нашей планете»
Проверь себя сам
Сербская народная сказка. Почему у месяца нет платья.
Семейное чтение
Феликс Кривин. Прабабушка наша Вселенная (фрагменты «Можно ли жить на Солнце?», «Почему Луна светит ночью?», «Сколько на небе звёзд?», «Куда днём деваются звёзды?», «Кто идёт по Млечному Пути»?).
Содержание учебного предмета
Класс (136ч)
Тема I | Дети и взрослые | Вводный урок «Дети и взрослые» | Обучающийся научится: - правильному, осознанному, выразительному чтению произведения целыми словами вслух и про себя; - выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; - чтению художественного текста в заданном темпе и на заданное время ; - слушанию литературного текста; - работе с содержанием произведения; - нахождению в тексте требуемой информации; - выявлению основных типов персонажей произведения и установлению связей между ними и ходом событий; - составлению характеристики главных героев произведения; - нахождению в художественном произведении средств художественной выразительности; - определению главной мысли произведения; - чтению по ролям литературного произведения; - соблюдению правил речевого этикета; - делению текста на смысловые части и озаглавливанию каждой части; - пересказу текста по готовому плану или отдельного эпизода; - рассматриванию иллюстрации к тексту и соотнесению ее с содержанием прочитанного; - составлению рассказа о герое произведения при помощи опорных слов; - соотнесению поступков героев с нравственными нормами; - выбору детской книги по теме и жанру произведения; - самостоятельному чтению книг на заданную тему; - ориентированию в содержании изученных произведений по теме «Дети и взрослые»; - высказыванию и обоснованию собственного мнения о прочитанном с опорой на текст или собственный опыт; - самостоятельному формулированию выводов; - осознанию значимости чтения для дальнейшего обучения; - проявлению интереса к творчеству В. Берестова, В. Даля, Г. Граубина, И. Панькина, И. Токмаковой, М. Карима, Л. Толстого, М. Зощенко, Б. Емельянова, Е. Пермяка, С. Баруздина, Л. Николаенко, В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского; - проявлению интереса к сказкам, стихам, рассказам о детях и взрослых; - проявлению положительного отношения к урокам литературного чтения Обучающийся получит возможность научиться: - планированию своей работы на уроке; - выбору способов работы с художественным текстом в зависимости от поставленной учебной задачи; - предвосхищению содержания литературного произведения по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; - определению жанра литературного произведения по отличительным признакам; - пересказу текста по самостоятельно составленному плану; - сравнению, сопоставлению и элементарному анализу текстов разных авторов с использованием литературоведческих понятий (герой (персонаж), тема и главная мысль произведения; диалог; опорные слова; эпизод; фрагмент; авторский пересказ; аннотация книги; стихотворение, рассказ, рассказ-быль, юмористический рассказ, рассказчик, пословица, сказка (народная, авторская) и средств художественной выразительности; - рассматриванию репродукции картины и соотнесению ее с содержанием прочитанного; - выделению не только главной, но и второстепенной информации в тексте; - определению позиции героев и автора художественного текста; - высказыванию собственного нравственно-этического суждения о прочитанном с приведением подтверждений из текста; - работе в группе, создавая инсценировки произведений, сценарии; - составлению краткой аннотации прочитанной книги; - самопроверке знаний и умений по изученной теме; - пониманию необходимости дарить радость людям и совершать добрые поступки; - осознанию чувства уважения и любви к родителям; - пониманию ценности самостоятельного чтения книг; - проявлению чувства уверенности в своих знаниях | |
Русская народная сказка «Дочь-семилетка» | ||||
В. Берестов «Урок листопада» | ||||
Русская народная сказка «Привередница» (в пересказе В. Даля) | ||||
Г. Граубин «Хорошее настроение» | ||||
И. Панькин «Откуда у моряков взялась сила» | ||||
И. Токмакова «Почитай мне, мама!..» М. Карим «Эту песню мама пела» | ||||
Л. Толстой «Акула» | ||||
Л. Толстой «Прыжок (быль)» | ||||
М. Зощенко «Елка» | ||||
Б. Емельянов «Обида» | ||||
Е. Пермяк «Тонкая струна» | ||||
С. Баруздин «Кляксы». Л. Николаенко «Веселое сделалось грустным…» | ||||
В. Осеева «Почему?» | ||||
Внеклассное чтение. М. Зощенко. Рассказы о детях | ||||
Обобщение по теме «Дети и взрослые» | ||||
Контрольный урок. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» | ||||
Урок творчества. Урок-спектакль | ||||
Семейное чтение. В. Драгунский «Он живой и светится…» | ||||
Тема II | Дружба всего сильней | Вводный урок «Дружба всего сильней». Русская народная сказка «Зимовье зверей» | Обучающийся научится: - правильному и осознанному чтению произведения целыми словами вслух и про себя; - чтению текста со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; - чтению вслух выразительно прозаические произведения и декламированию стихотворных произведений после предварительной подготовки; - слушанию литературного текста; - работе с содержанием произведения; - составлению характеристики главных героев произведения; - нахождению в художественном произведении средств художественной выразительности; - восстановлению последовательности событий, установлению причинно-следственных связей; - определению главной мысли произведения; - чтению по ролям литературного произведения; - соблюдению правил речевого этикета; - делению текста на смысловые части и озаглавливанию каждой части; - пересказу текста по готовому плану; - рассматриванию иллюстрации к тексту и соотнесению ее с содержанием прочитанного; - соотнесению поступков героев с нравственными нормами; - высказыванию и обоснованию собственного мнения о прочитанном с опорой на текст или собственный опыт; - выбору детской книги по теме и жанру произведения; - самостоятельному чтению книг на заданную тему; - ориентированию в содержании изученных произведений по теме «Дружба всего сильней»; - пониманию цели чтения (для удовлетворения читательского интереса, приобретения опыта чтения, поиска фактов и суждений, аргументов и иной информации); - проявлению интереса к творчеству Х.К. Андерсена, Я. и В. Гримм, Л. Толстого, Я. Акима, В. Берестова, Г. Цыферова, Н. Носова, З. Александровой, Ким Сан Ху, И. Крылова, С. Козлова; - проявлению интереса к сказкам разных народов, стихам, басням, рассказам о дружбе; - проявлению положительного отношения к урокам литературного чтения Обучающийся получит возможность научиться: - планированию своей работы на уроке; - выполнению и контролю своих действий по заданному образцу; - соотнесению внешней оценки и самооценки; - прогнозированию содержания текста по его заголовку; - определению жанра литературного произведения по отличительным признакам; - нахождению в произведении средств художественной выразительности - пересказу текста по самостоятельно составленному плану; - сравнению, сопоставлению и элементарному анализу текстов разных авторов с использованием литературоведческих понятий (герой (персонаж), тема и главная мысль произведения; диалог; опорные слова; концовка; отрывок; аннотация книги; стихотворение, рассказ, юмористическое произведение, басня (аллегория, мораль, крылатые выражения), сказка (народная, авторская) и средств художественной выразительности; - выстраиванию логических цепей рассуждений; - формулировке своего отношения к прочитанному; - творческому пересказу текста (от лица героя, от автора), дополнению текста; - созданию иллюстраций, диафильмов по содержанию произведения; - высказыванию собственного нравственно-этического суждения о прочитанном с приведением подтверждений из текста; -написанию сочинения по картине; - составлению краткой аннотации прочитанной книги; - пониманию необходимости согласия между друзьями в общем деле; - осознанию чувства ответственности за друга и желание ему помочь в учении; - пониманию ценности самостоятельного чтения книг; - проявлению чувства уверенности в своих знаниях | |
Х.К. Андерсен «Ромашка» | ||||
Я. и В. Гримм «Соломинка, уголек и боб» | ||||
Сказка Древнего Египта «Лев и мышь» | ||||
Л. Толстой «Лев и мышь». «Лев и собачка» | ||||
Я. Аким «Пишу тебе письмо». В. Берестов «С тобой мы дружили, как дружат мальчишки…», «Разлука» | ||||
Г. Цыферов «Про цыпленка, солнце и медвежонка» (отрывок) | ||||
Н. Носов «Прятки» | ||||
З. Александрова «Мы оба не пойдем гулять» | ||||
Урок творчества. Сочинение по картине Ф. Решетникова «За уроками» | ||||
Ким Сан Ху. «Ключик к дружбе» | ||||
И. Крылов «Лебедь, щука и рак» | ||||
Внеклассное чтение. Рассказы русских писателей о дружбе | ||||
Обобщение по теме «Дружба всего сильней» | ||||
Контрольный урок. С. Козлов «Дружба» | ||||
Урок творчества по теме: «Стихи о дружбе».Урок-конкурс чтецов | ||||
Семейное чтение. Я. и В. Гримм «Бременские уличные музыканты» | ||||
Тема III | Делу время, а потехе час | Вводный урок «Делу время, а потехе час». Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый» | Обучающийся научится: - правильному, осознанному, выразительному чтению произведения целыми словами вслух и про себя; - выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; - слушанию литературного текста; - работе с содержанием произведения; - нахождению в тексте требуемой информации; - выявлению основных типов персонажей произведения и установлению связей между ними и ходом событий; - составлению характеристики главных героев произведения; - нахождению в художественном произведении средств художественной выразительности; - определению главной мысли произведения; - чтению по ролям литературного произведения; - соблюдению правил речевого этикета; - делению текста на смысловые части и озаглавливанию каждой части; - пересказу текста по коллективно составленному плану; - соотнесению поступков героев с нравственными нормами; - выбору детской книги по теме и жанру произведения; - самостоятельному чтению книг на заданную тему; - ориентированию в содержании изученных произведений по теме «Делу время, а потехе час»; - высказыванию и обоснованию собственного мнения о прочитанном с опорой на текст или собственный опыт; - осознанию значимости чтения для дальнейшего обучения; - различению на практическом уровне разных видов текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; - проявлению интереса к творчеству А. Гайдара, С. Михалкова, К. Мурзалиева, Я. и В. Гримм, В. Одоевского, И. Крылова, Е. Пермяка, Г. Граубина, В. Осеевой, Н. Носова, Дж. Родари, Х.К. Андерсена; - проявлению интереса к сказкам, стихам, басням, рассказам, народным песням, приговоркам, поговоркам по теме «Делу время, а потехе час»; - проявлению положительного отношения к урокам литературного чтения Обучающийся получит возможность научиться: - планированию своей работы на уроке; - выбору способов работы с художественным текстом в зависимости от поставленной учебной задачи; - предвосхищению содержания литературного произведения по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; - определению жанра литературного произведения по отличительным признакам; - пересказу текста по самостоятельно составленному плану; - сравнению, сопоставлению и элементарному анализу текстов разных авторов с использованием литературоведческих понятий (персонаж, тема, главная мысль, эпизод произведения; диалог; опорные слова; эпиграф; аннотация книги; стихотворение, рассказ, басня (аллегория, мораль, крылатые выражения), сказка (народная, авторская, волшебная), загадка, пословица, поговорка, приговорка, народная песня) и средств художественной выразительности; - придумыванию морали басни; - формулировке своего отношения к прочитанному; - работе в группе, создавая инсценировки произведений, сценарии, проекты; -написанию сочинения по картине; - составлению краткой аннотации прочитанной книги; - пониманию необходимости согласия между друзьями в общем деле; - осознанию чувства уважения к людям труда и их профессиям; - пониманию ценности самостоятельного чтения книг; - проявлению чувства уверенности в своих знаниях | |
Белорусская народная сказка «От краденого не растолстеешь» | ||||
Народные песни и приговорки | ||||
А. Гайдар «Совесть» | ||||
С. Михалков «Часы» | ||||
К. Мурзалиев «Мальчику, взявшему молоток» | ||||
Я. и В. Гримм «Госпожа Метелица» | ||||
В. Одоевский «Мороз Иванович» | ||||
И. Крылов «Стрекоза и Муравей» | ||||
Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял» | ||||
Урок творчества. Сочинение по картине Н. Богданова-Бельского «Новая сказка» | ||||
Г. Граубин «Веселое дело – работа» | ||||
В. Осеева «Волшебная иголочка» | ||||
Внеклассное чтение. Рассказы Н. Носова о детях | ||||
Обобщение по теме «Делу время, а потехе час» | ||||
Контрольный урок. Дж. Родари «Почему говорят, что подкова приносит счастье?» | ||||
Урок творчества по теме: «Мои любимые занятия». Урок-конкурс | ||||
Семейное чтение. Х.К. Андерсен «Лен» | ||||
Тема IV | Мир природы | Вводный урок «Мир природы». Русская народная сказка «Два Мороза» | Обучающийся научится: - правильному и осознанному чтению произведения целыми словами вслух и про себя; - чтению текста со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; - слушанию литературного текста; - работе с содержанием произведения; - составлению характеристики героев произведения и их поступков; - восстановлению последовательности событий, установлению причинно-следственных связей; - нахождению в художественном произведении средств художественной выразительности; - выделению концевых созвучий стихотворных строк и определению рифмы; - использованию приемов интонационного чтения (выбору тона и темпа чтения, силы голоса, передачи чувств); - чтению вслух выразительно прозаических произведений и декламированию стихотворных произведений после предварительной подготовки; - нахождению в тексте фактической информации, заданной в явном и неявном виде; - объяснению главной мысли произведения; - определению темы прочитанных произведений; - работе со словарями; - чтению по ролям литературного произведения; - заучиванию стихотворения наизусть; - соблюдению правил речевого этикета; - делению текста на смысловые части и озаглавливанию каждой части; - пересказу текста по составленному плану; - определению авторского отношения к героям произведения и их поступкам; - высказыванию и обоснованию собственного мнения о прочитанном с опорой на текст или собственный опыт; - пониманию цели чтения (для удовлетворения читательского интереса, приобретения опыта чтения, поиска фактов и суждений, аргументов и иной информации); - различению на практическом уровне разных видов текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; - выбору детской книги по теме и жанру произведения; - самостоятельному чтению книг на заданную тему; - ориентированию в содержании изученных произведений по теме «Мир природы»; - проявлению интереса к творчеству А. Пушкина, Н. Сладкова, А.К. Толстого, К. Ушинского, А. Плещеева, В. Бирюкова, Ю. Коваля, Б. Павлова, О. Высотской, Г. Лебедевой, Р. Сарби, Э. Мошковской, Е. Чарушина, В. Маяковского, М. Исаковского, Н. Юрковой, В. Бианки, Дж. Родари; - проявлению интереса к сказкам, стихам и рассказам о природе; - проявлению положительного отношения к урокам литературного чтения Обучающийся получит возможность научиться: - выбору способов работы с художественным текстом в зависимости от поставленной учебной задачи; - предвосхищению содержания литературного произведения по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; - определению жанра литературного произведения по отличительным признакам; - сравнению, сопоставлению и элементарному анализу текстов разных авторов с использованием литературоведческих понятий (тема, жанр, главная мысль, образ героя, эпизод произведения; диалог; реплика; опорные слова; отрывок, фрагмент; аргумент; аннотация книги; стихотворение, рассказ, сказка (народная, авторская) и средств художественной выразительности (олицетворение, сравнение); - сравнению произведений разных авторов на одну тему; - сопоставлению произведений разных видов искусства; - творческому пересказу текста (от лица героя, от автора), дополнению текста; - созданию иллюстраций, диафильмов по содержанию произведения; - формулировке своего отношения к прочитанному; - определению позиции героев и автора художественного текста; - работе в группе, создавая инсценировки произведений, сценарии, проекты; -написанию сочинения по картине; - составлению краткой аннотации прочитанной книги; - пониманию того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений; - осознанию чувства восхищения и любования красотой природы; - пониманию необходимости бережного отношения к природе | |
А. Пушкин «Осень» (отрывок). Отрывки из романа «Евгений Онегин» («Уж небо осенью дышало…», «Вот север, тучи нагоняя…») | ||||
Сочинение по картине В. Поленова «Золотая осень» | ||||
Н. Сладков «Суд над декабрем (сказка)» | ||||
А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» (отрывок), «Вот уж снег последний в поле тает…» (отрывок) | ||||
К. Ушинский «Ветер и Солнце», «Спор Воды с Огнем» | ||||
Н. Сладков «Черный жаворонок», «Синяя птица», «Пятнистые олени» | ||||
А. Плещеев «Дети и птичка» | ||||
В. Бирюков «Утро» | ||||
Ю. Коваль «Весенний вечер» | ||||
Б. Павлов «Сосна» | ||||
Сочинение по картине И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем» | ||||
О. Высотская «Весна уборкой занялась». Г. Лебедева «Здравствуй, лето!» | ||||
Р. Сарби «Летний полдень». Э. Мошковская «Речка» | ||||
К. Ушинский «Проказы старухи зимы» | ||||
Е. Чарушин «Захочешь есть – говорить научишься» | ||||
В. Маяковский «Тучкины штучки». М. Исаковский «Ветер». Н. Юркова «Вьюга» | ||||
В. Бианки «Голубой зверек» | ||||
Русская народная сказка. «Нет козы с орехами» | ||||
Внеклассное чтение. «Сказки о животных» | ||||
Обобщение по теме «Мир природы» | ||||
Контрольный урок. Дж. Родари «Рыбы» | ||||
Урок творчества по теме: «Стихи о природе». Урок-конкурс чтецов | ||||
Семейное чтение. В. Бианки «Люля» | ||||
Тема V | Славные страницы российской истории | Вводный урок. «Славные страницы русской истории». Русская народная сказка «Про глупого змея и умного солдата» | Обучающийся научится: - правильному, осознанному, выразительному чтению произведения целыми словами вслух и про себя; - выбору нужного вида чтения в соответствии с целью чтения; - чтению художественного текста в заданном темпе и на заданное время; - слушанию литературного текста; - работе с содержанием произведения; - нахождению в тексте требуемой информации; - выявлению основных типов персонажей произведения и установлению связей между ними и ходом событий; - составлению на основе прочитанного картины определенного исторического события; - характеристике героев исторических событий; - определению главной мысли произведения; - объяснению заголовка произведения; - объяснению значения непонятных слов и выражений при помощи словаря; - чтению по ролям литературного произведения; - делению текста на смысловые части и озаглавливанию каждой части; - пересказу текста (подробному, краткому) или отдельного эпизода; - рассматриванию иллюстрации и соотнесению ее с текстом; - высказыванию и обоснованию собственного мнения о прочитанном с опорой на текст или собственный опыт; - осознанию значимости чтения для дальнейшего обучения; - самостоятельному выбору детской книги и её чтению по заданным ориентирам: теме и жанру; - ориентированию в содержании изученных произведений по теме «Славные страницы российской истории»; - проявлению интереса к творчеству Ю. Коринца, О. Тихомирова, М. Брагина, Е. Холмогоровой, А. Баркова, А. Митяева, С. Алексеева, А. Гайдара, А. Твардовского, В. Берестова, С. Наровчатова, С. Баруздина; - проявлению интереса к сказкам, стихам, очеркам и рассказам о героическом прошлом России; - проявлению положительного отношения к урокам литературного чтения Обучающийся получит возможность научиться: - планированию своей работы на уроке; - определению жанра литературного произведения по отличительным признакам; - пересказу текста по самостоятельно составленному плану; - сравнению, сопоставлению и элементарному анализу текстов разных авторов с использованием литературоведческих понятий (тема, жанр, главная мысль, образ героя, эпизод произведения; диалог; реплика; опорные слова; отрывок, фрагмент; аргумент; аннотация книги; стихотворение, рассказ, летопись, очерк, народная сказка) и средств художественной выразительности; - творческому пересказу текста (от лица героя, от автора), дополнению текста; - созданию иллюстраций, диафильмов по содержанию произведения; - формулировке своего отношения к прочитанному; - выделению не только главной, но и второстепенной информации в тексте; - определению позиции героев и автора художественного текста; - высказыванию собственного нравственно-этического суждения о прочитанном с приведением подтверждений из текста; - работе в группе, создавая инсценировки произведений, сценарии, проекты; -написанию сочинения по картине; - составлению краткой аннотации прочитанной книги; - самопроверке знаний и умений по изученной теме; - осознанию чувства гордости за героическое прошлое нашей страны и подвиг людей, защищавших Россию от врагов; - понимание важности самостоятельного чтения книг | |
Ю. Коринец «Отцовская песня» | ||||
О. Тихомиров «На поле Куликовом» («Под игом», «Москва собирает войско») | ||||
О. Тихомиров «Ночь перед боем» | ||||
О. Тихомиров «Куликовская битва» | ||||
О. Тихомиров «Слава героям» | ||||
М. Брагин «В грозную пору» («Опасное нашествие врага грозило нашей Родине») | ||||
Е. Холмогорова «Великодушный русский воин» («Батарея Раевского») | ||||
А. Барков «Благодарность за ночлег» | ||||
А. Митяев «Бескозырка» | ||||
С. Алексеев «Орлович-Воронович» | ||||
А. Гайдар «Война и дети» | ||||
А. Твардовский «Рассказ танкиста» | ||||
В. Берестов «Великан» | ||||
Урок творчества. Сочинение по картине М. Самсонова «Сестрица» | ||||
С. Наровчатов «Победа!» | ||||
Русская народная сказка. «Никита Кожемяка» | ||||
Внеклассное чтение. Рассказы о Великой Отечественной войне | ||||
Обобщение по теме «Славные страницы российской истории» | ||||
Контрольный урок. С. Баруздин «Главный город» | ||||
Урок творчества по теме: «Стихи о Родине» | ||||
Семейное чтение. Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо» | ||||
Тема VI | Вселенная | Вводный урок. «Вселенная». И. Светлова «Вселенная», «Планеты», «Звезды» | Обучающийся научится: - правильному, осознанному, выразительному чтению произведения целыми словами вслух и про себя; - чтению текста со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; - слушанию литературного текста; - работе с содержанием художественного и научно-популярного текстов; - определению логики изложения информации в тексте; - составлению характеристики героев художественного произведения; - определению темы произведения; - нахождению в художественном произведении средств художественной выразительности; - объяснению понятий и терминов, используемых в научно-популярном тексте при помощи словаря; - определению главной мысли произведения; - установлению причинно-следственных связей; - соблюдению правил речевого этикета; - высказыванию и обоснованию собственного мнения о прочитанном с опорой на текст или собственный опыт; - осознанию значимости чтения для дальнейшего обучения; - различению на практическом уровне разных видов текстов (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста; - самостоятельному выбору детской книги и её чтению по заданным ориентирам: теме и жанру; - ориентированию в содержании изученных произведений по теме «Вселенная»; - проявлению интереса к творчеству И. Светловой, О. Высотской, Дж. Родари, Н. Гончарова, Э. Мошковской, В. Горькова, Ю. Авдеева, Я. Акима, А. Леонова, Ф. Кривина; - проявлению интереса к художественной и научно-популярной литературе о нашей Вселенной; - проявлению положительного отношения к урокам литературного чтения Обучающийся получит возможность научиться: - планированию своей работы на уроке; - выбору способов работы с художественным текстом в зависимости от поставленной учебной задачи; - предвосхищению содержания литературного произведения по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; - определению жанра литературного произведения по отличительным признакам; - сравнению, сопоставлению и элементарному анализу текстов разных авторов с использованием литературоведческих понятий и средств художественной выразительности; - выстраиванию логических цепей рассуждений; - созданию иллюстраций, диафильмов по содержанию произведения; - формулировке своего отношения к прочитанному; - выделению не только главной, но и второстепенной информации в тексте; - определению позиции героев и автора текста; - высказыванию собственного нравственно-этического суждения о прочитанном с приведением аргументов; - работе в группе, создавая инсценировки произведений, сценарии, проекты; - составлению краткой аннотации прочитанной книги; - самопроверке знаний и умений по изученной теме; - понимание важности самостоятельного чтения книг | |
О. Высотская «Как луна рассердилась» | ||||
Дж. Родари «Откуда берутся день и ночь?» | ||||
Н. Гончаров. «В космос». Э. Мошковская «Мама, я, кузнечик и птица» | ||||
В. Горьков, Ю. Авдеев «Космическая азбука», «Луна», «На космической дороге», «Первый космонавт» | ||||
Я. Аким «Наша планета». А. Леонов «Обед в космосе» | ||||
Внеклассное чтение. «Космонавт А. Леонов о нашей планете» | ||||
Урок обобщения и систематизации по теме «Вселенная» | ||||
Контрольный урок. Сербская народная сказка «Почему у месяца нет платья» | ||||
Урок творчества по теме: «Наша планета Земля» | ||||
Семейное чтение. Ф. Кривин «Прабабушка наша Вселенная» | ||||
Обобщение и систематизация изученного за год | Обучающийся научится: - обобщению и систематизации изученного материала; - ориентированию в содержании текстов, изученных в 3 классе; - определению названия изученных художественных произведений и узнаванию их по предлагаемым отрывкам или по вопросам к их содержанию; - формулированию несложного вывода; - проявлению положительного отношения к урокам литературного чтения Обучающийся получит возможность научиться: - соотнесению содержания изученных произведений с поставленной учебной задачей; - сопоставлению событий и героев изученных произведений; - определению характерных признаков изученных жанров литературных текстов; - формулированию вывода с приведением аргументов; - проверке себя и самостоятельному оцениванию своих достижений; - контролю и оценке действий одноклассников | |||
Итого |
II. Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами предметного содержания курса «Литературное чтение» в 3 классе
В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения изменился подход к результатам освоения учащимися образовательной программы начального общего образования. К выпускнику начальной школы в качестве требований предъявляются три группы результатов освоения программы (личностные, метапредметные, предметные).
Личностные результаты включают «готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности» (ФГОС).
Метапредметные результаты включают «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями» (ФГОС).
Предметные результаты включают «освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира» (ФГОС).
Применительно к курсу «Литературное чтение» мы выделили следующие планируемые результаты, которые характеризуют личность выпускника начальной школы.
Личностные планируемые результатынашли свое отражение в следующих положениях:
•Осознание школьником важности учения.
•Осознание школьником значимости чтения и литературы для своего дальнейшего развития.
•Осознание школьником значимости чтения и литературы как средства познания окружающего мира.
•Осознание школьником значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
•Осознание школьником чувства гордости за литературное достояние России и народов мира.
•Осознание школьником основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
•Проявлениеэстетических чувств на основе знакомства с отечественной и мировой литературой.
•Проявление полноценного восприятия литературы как особого вида искусства, умения соотносить его с другими видами искусства.
Метапредметные планируемые результатынашли свое отражение в следующих положениях:
•Осознание школьником самого себя как человека, обладающего миром чувств, стремлений, желаний, замыслов, мыслей, суждений.
•Проявлениеумения принимать, сохранять и решать учебную задачу в процессе работы с литературными произведениями.
•Проявление умения планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу.
•Проявление умения оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
•Проявление умения выбирать средства для успешного решения поставленной учебной задачи.
•Проявление умения запоминать правило.
•Проявление умения предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки.
•Проявление умения начинать и заканчивать действие в нужный момент.
•Выполнениелогических операций (сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, доказательство, вывод) при работе с содержанием прочитанных литературных произведений.
•Умение осознанно читать и осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели.
•Умение извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров.
•Умение свободно ориентироваться в различных видах текстов и воспринимать тексты художественные, научно-популярные, учебные.
•Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи).
•Умение слушать одноклассников и вступать в диалог.
•Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
•Умение высказывать свое мнение о прочитанном произведении и уважать мнение собеседника.
Предметные планируемые результатыпредставлены в четырех содержательных разделах курса «Литературное чтение»:
1 раздел – «Виды речевой и читательской деятельности»,
2 раздел – «Литературоведческая пропедевтика»,
3 раздел – «Творческая деятельность»,