Глава 2. Направления образовательной деятельности направленные на сохранение памяти места
Задача настоящей главы – сформировать предложения по образовательной деятельности кластера, нацеленные на популяризацию истории комплекса, в том числе трудных вопросов, связанных с феноменом тюрьмы и тюремной субкультуры.
Память – это сложный психический процесс, который направлен на то чтобы связать в единую логическую цепь результаты человеческой деятельности – прошлой, настоящей и будущей. Память объединяется в единые познавательные процессы не только отдельного человека, но и человечества в целом. Помимо биологических свойств памяти, существуют культурные или знаковые свойства. Память – это человеческая к хранению информации, что позволяет поддерживать социум. Существует множество понятий, связанных с памятью: индивидуальная, социальная, коллективная, историческая, коммуникативная, горячая и холодная память, места памяти и т.д. Все эти понятия, в разной степени, но так или иначе взаимосвязаны с культурной памятью. Культурная память, как и многие другие виды, так называемой социальной памяти, относится к коллективной памяти.
В последние годы стало хорошим тоном говорить и писать об исторической и культурной памяти, памяти места. В разработке этого понятия участвовали Хальбвакc, Я. Ассманн, П.Нора, Ю.Лотман и др. По мнению Ассмана, понятие культурной памяти связано с феноменом смерти ««Понятие прошлого возникает тогда, когда осознается разница между вчера и сегодня. Смерть есть «первичный опыт» для осознания этой разницы, так что воспоминания, связанные с умершими (memoria), дают начало культуре воспоминаний».[26] Понятие культурной памяти неразрывно связано с понятиями коллективной и социальной памяти. Культурная память, по мнению М.Хальбвакса формируется в определенной социальной группе, не за один день, а веками. «Культурная память понимается как особая символическая форма передачи и актуализации культурных смыслов, выходящая за рамки опыта отдельных людей или групп, сохраняемая традицией, формализованная и ритуализованная, она выражается в мемориальных знаках разного рода — в памятных местах, датах, церемониях, в письменных, изобразительных и монументальных памятниках.» [27] Хальбвакc утверждал, что культурная память считает необходимостью удерживает лишь наиболее значимое прошлое — мифическую историю, которая имеет ориентирующую, нормативную и конституирующую функции. Культурная память является не хранилищем информации, а сложной и постоянно меняющейся и развивающейся субстанцией. По Лотману, память культуры не только едина, но и разнообразна внутри себя, а смыслы в ее памяти не «храняться», а растут. Культурная память рассматривается Лотманом не как статический объект, а как динамичная повторяющаяся практика, как форма трансляции и актуализации культурных смыслов, протяженная во времени, которая воспроизводится и заучивается последующими поколениями.
Про полит память я не нашла, точне нашла но не подвязанной к культурной памяти, она была про историческую память «политики памяти».
Под травматической памятью понимаются образы трудных страниц истории и способы их сохранения/ вытеснения из коллективной памяти. Здесь важно также сказать, что сегодня к травматической памяти существует особый интерес, и уже сформировался тип музеев, апеллирующих к травматическому опыту истории – музеи Холокоста и музеи ГУЛАГа. Вы может также сказать, что памятник Ахматовой маркирует «Кресты» как место исторической травмы, связанной с периодом репрессий, но этим, конечно, роль «Крестов» не исчерпывается и не ограничивается.
Я Вам присылала ссылку на статью «Режим культурной памяти», возьмите оттуда идею о том, что применительно к таким музея рассматриваются две стратегии памяти (режимы памяти) – информационный и эстетический, заставляющий зрителя пережить опыт прошлого. «Коллективная, так же, как и индивидуальная травма, связывается с понятием утраты. Следствием такой психологической «потери» является скачкообразный переход из состояния «нормальности» в нестабильное, неустойчивое состояние связанное с психологическим стрессом (З. Фрейд, С.Ушакин). такого сочетания имен быть не должно. Великие отдельно, все остальные отдельно. К тому же Фрейд нам не помощник Это понятие, выработанное Фрейдом для психоаналитических целей, возможно перенести и в поле коллективной памяти. Если это цитата, то плохая; если Ваш пересказ, то не совсем про то.
В понятиях коллективной идентичности или общности можно говорить о коллективном травматизме или «раненой» коллективной памяти. ????
Трактовка «утраты» в этом случае может касаться «утрат», связанных совластью, территорией, населением, образующих субстрат государства.» [10]это все была одна большая цитата? Так нельзя. Таким образом мы выходим на то, что зада данной главы это музеефикация Здрасьте! Причем тут музеефикация. Это не Ваша задача, у Вас нет оснований ее решать – Вы пишете курсовую по методике! Максимум, что Вы может себе позволить, это (выше) написать, что музей это одно из «мест памяти» (там, где культурная память в целом). «Музеефикация - направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности.» [11] «ушедшего ландшафта» «Крестов» прошлого и настоящего и консервирование их травматической памяти. перечитайте, это вообще по-русски?
Для бедующего музея «Крестов» наилучшим вариантом станет разделение как раз на два направления деятельности - сохранение культурной и травматической памяти. Так нельзя, Вы не поняли. Травматическая память это не нечто отдельное, это часть культурной памяти, разделять эти вещи нельзя. Это не бутерброд.
К культурной памяти будут относится: «Кресты как памятник системе», «Тюремное творчество», «Кресты как музеефикация архитектурного комплекса и смысловых компонентов»
К травматической памяти: «Пострадавшие от «Крестовского» режима» что это? Темы занятий, экскурсий? Музеи?
Необходимо разделять содержание и форму образовательной деятельности.
Содержание – это тематика, сюжеты, которые могут быть разработаны для будущих музеев и пространств, сохраняющих исторический облик.
Формы – это формы.
«Кресты как памятник системе». звучит ужасно Строительство «Крестов» завершилось в 1889 году на стыке двух эпох: позитивизма «течение в западной философии XIX - XX вв., теснее прочих связанное с культом науки, широко распространенным в Западной Европе в эти два столетия. Основателем П. считается О Конт, выдвинувший знаменитую теорию трех ступеней развития человеческого духа» [17] и модерна «(фр. modeme — современный) Стилевая эпоха в евро-американском искусстве рубежа XIX-XX вв. Термин М. наиболее активно употреблялся в России; во Франции это явление обозначалось как «ар нуво» (Artnouveau), в Австрии — «сецессион» (Secession), в Германии — «югендштиль» (Jugendstil), в Италии — «либерти» (Liberty). M. явился своеобразной художественно-эстетической реакцией культуры на засилие в ней в XIX в. позитивистско-материалистических тенденций, а в искусстве — натурализма, реализма, академизма.» [18] это при чем? к тому же цитата плохая. Начинаете про эпоху, перескакиваете на художественный стиль, обозначенный у Вас М. – модерн. Какое это имеет отношение к Крестам?
В следствии отмены крепостного права в 1861 году Российской Империи понадобилось создать новую систему судопроизводства и в 1864 году была проведена судебная реформа. В 1879 году было создано Главное Тюремное управление и в этом же году был принят закон ««Об основных положениях, имеющих служить руководствам при преобразовании тюремной части и при пересмотре Уложения о наказаниях»15 . В нем была установлена новая иерархия наказаний, связанная с лишением свободы, наказаний уголовных и исправительных: а) ссылка на каторгу без срока и на срок;б) заключение в исправительном доме на срок до 6 лет; в) заключение в тюрьме до одного года и арест до трех месяцев. Основаниями для включения в закон столь определенных постановлений о большей или меньшей продолжительности содержания арестантов в тех или иных местах заключения послужили соображения о необходимости проектирования, как сказано выше, трех отдельных видов мест заключения: краткосрочных (тюрем), среднесрочных (исправительных домов) и долгосрочных (карательных)» [19]. Что явило собой введение пенитенциарной политики «В концепции пенитенциарной политики система дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности с отбыванием наказания в исправительном учреждении заняла доминирующее положение. Результатами деятельности последующих правительственных комиссий стало некоторое изменение законов, а именно преобладание в нормах проектов тюремного преобразования таких мораль, но этических представлений, как справедливость наказания, общественная польза для осужденного иобщества, попечение о арестантах»
Мне кажется, что если задавать тему истории пенитенциарной системы,то нужно это формулировать культурологически (и здесь главная опора М. Фуко «Надзирать и наказывать»). Например, история пенитенциарной системы и феномен наказания. И если уж так, то это не должно быть ограничено собственно историей тюрьмы, а вообще. Это тема, которая может быть разработана в образовательную программу. Не музей.
Система права и система наказаний – вещи взаимосвязанные, поэтому разделять их не стоит. Часть вышеобозначенной темы.
Поскольку «Кресты» представляю собой памятник правовой «Правовая система (англ. legalsystem) - в широком смысле правовая организация общества, совокупность согласованных и взаимосвязанных юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве, с помощью которых гос-ная власть оказывает руководящее, организующее и регулятивное воздействие на общественные отношения, поведение людей.»[20] , тюремной и судебной системы у нас в стране, то становится возможным создание «Музей Российского права» . Музей будет представлять собой историческую ленту развития правовой системы, в России начиная с Петра. Донесение информации до посетителей музея будет по двум каналам восприятия - визуальный и аудиальный. Передача информации по визуальному каналу восприятия будет осуществляется с помощью фигурных композиций. Выглядеть это будет как историческая лента. Эта лента будет отображать реалии прав разных слоев населения и то, как осуществлялась судебная система в истории Российской империи, СССР и то как она функционирует на данный момент. Для примера можно взять изображение порки крепостного, суд над солтычихой, сталинские репрессии и т.д. Композиции будут дополняться информационными стендами. По аудиальному каналу восприятия скульптурные композиции будут расшифровывать экскурсоводы. Так же рядом с каждой фигурной композицией будет располагаться стационарный аудио гид с комментариями. Ни в коем случае. Предложения по концепции и дизайну музея неуместны в курсовой по методике. Кроме того, музей начинается с коллекции, а не с идеи заполнить пространство. То, что Вы написали - это формат учебного фильма, м.б. мультимедийной программы. И такой фильм действительно мог бы транслироваться на разных площадках будущего кластера. А также фильм об истории места (до Крестов, Кресты в разные периоды времени; современная реставрация, музеефикация, перепрофилирование).
На данного музея базе а это по русски? предполагается создания курсов подготовки старших школьников для поступления на юридические факультеты. С помощью данных курсов, к моменту зачисления на первый курс, студент уже будет располагать информацией, и иметь общее представление об том, как была устроена правовая система в России в прошлом, и какая она сейчас. Сомнительно предложение. Или плохо сформулированное. Вы же знаете, что курсы подготовки готовят к ЕГЭ, а не к профессии. Допустим, выездная площадка малых факультетов для различных факультетов и специальностей - от юридического до культурологического.
На базе данного музея так же возможно создание интерактивные игры «Суд», во время участия которой каждый может побывать на заседании суда. В музее будет установлена трибуна, зона для присяжных, свидетелей, обвиняемых и обвинителей. Такой интерактивный спектакль подразумевает под собой, что каждый его участник играет свою роль. Допустим судьи, обвинителя, адвоката или свидетеля. Такая форма подготовит подростков, студентов или просто людей, не сталкивавшихся с судебной системой, покажет, как себя вести, чего ожидать, и чего не стоит говорить и делать в зале суда. Подобная практика для школьников существует на базе «Государственный Музей Политической Истории России». В принципе да, форма, как интерактивная программа для тех, кто приезжает с экскурсией. Форма.
Вывод: Данный музей может стать хорошей площадкой для подготовки к поступлению на юридический или исторический факультет. Занятия, проводимые, в музее могут быть интересны школьникам изучающих раздел «право», по предмету - обществознание. Это не вывод. Н все тем и форматы неплохо б привязать к школьной прогамме и досугу.
«Тюремное творчество».
В «Креста» в музее тюремного творчества могут бытьвыставлены рисунки, декоративно прикладное творчество, рукописи, и изделиясделанные бывшими заключенными, т.к. в тюрьме существовало разноплановое производство. Творчество заключенных как тема очень важна, и даже как инициатива для … Анна Пантуева. Что такое тюрьма и зачем там нужно искусство. http://os.colta.ru/art/events/details/32272/
Тюрьма может быть также темой для творчества: http://openyourpage.ru/tyurmy_po_vidu_sovremennyh_ustroystv.html
http://style.rbc.ru/view/art/57c976799a79479225acde38
http://www.theartnewspaper.ru/posts/683/
http://www.dw.com/ru/%D1%82%D1%8E%D1%80%D1%8C%D0%BC%D1%83-%D0%B3%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%B2-%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/a-18502364
https://www.erarta.com/ru/museum/news/report/detail/news-01641/
Как форма деятельности в бывших тюремных зданиях – это к первой главе, а предложения – во вторую.
Несмотря на то, что «Кресты» младше, за их 120 летнюю историю через них прошло множество известных личностей, оставивших о них свои воспоминания в словесной или изобразительной форме. Так же «Кресты связаны с именем Анны Ахматовой. На противоположной от «Крестов стороне Невы, установлен памятник в ее честь. «Напротив — самая знаменитая в Петербурге тюрьма «Кресты», у ворот которой поэтесса провела много тяжелых дней. Можно сказать, что в поэме «Реквием» Ахматова сама указала на место для будущей скульптуры:
«А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
… здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов»» [21]
Поскольку в «Креста» содержались и муж, и сын Ахматовой, то в ее творчестве есть множество строк, посвящённых тюрьме.
Анна Ахматова "Поэма без героя"
В той злой тишине, в той неверной,
В тени разведенных мостов,
Ходила она по Шпалерной,
Моталась она у "Крестов"…
Бродский писал о «Крестах» : .
Горбунов и Горчаков
"Но, Горчаков, тогда прости, не ты,
не ты себе приснишься." "Истуканов,
тебе подобных, просто ждут Кресты,
и там не выпускают из стаканов!
А кто ж мне снится? Что молчишь? В кусты?"
"Гор-кевич. В лучшем случае, Гор-банов."
"Ты спятил, Горбунов!" "Твои черты,
их - седина; таких самообманов
полно и наяву до тошноты."
"Ходить тебе в пижаме без карманов."
Поскольку «Кресты» ярче всего нашли свое выражение в стихотворном выражении то на базе музея «Крестов» было бы не безосновательно открыть Филиал музея Анны Ахматовой, каковы будут фонды этого музея? Лиза, сдерживайте фантазию. в котором будут созданы школа стихосложения для старших школьников. В школе стихосложения можно будет познакомится не только с ее работами, а в целом с стихотворным творчеством посвященному тюрьме, заключению, ссылке и разлуке. Через стихи студенты этих курсов смогут научится соучаствовать и сопереживать. Для школьников музей будет выступать в роли духовно-нравственного воспитания. Литературных клубов и школ юных журналистов и т.д. в городе немало. Предлагать еще один даже под знаменем Ахматовой несерьезно. А вот творческие мастерские разного рода, да, конечно.
Вывод:история «Крестов» тесно переплетена с судьбой поэтессы Анны Ахматой и судьбой ее семьи. Создание музея ее имени станет верным, т.к. через ее творчество и историю ее семью можно реконструировать события прошлого, не только фактологические, но и эмоциональные. Можно говорить об истории места в лицах и событиях как об одной из тем образовательных программ.
«Кресты как музеефикация архитектурного комплекса и его смыслового наполнения»Лиза, это косноязычно. Будьте проще. Архитектурная история комплекса.
«Кресты» - это первое пенитенциарное исправительное учреждение в России созданное в ходе реализации тюремной реформы. Тюрьма предназначалась для исполнения тюремного наказания на краткие сроки тюремного заключения мужчин за совершение уголовных преступлений.
Весной 1884 года архитектор Антоний Осипович Томишко разработал общий план размещения зданий на территории будущего пенитенциария и подготовил проект первой очереди. В него вошли: Первый пятиэтажный «Крест», рассчитанный на 480 одиночных камер (фото камеры +на плане), входной флигель (на схеме) и три жилых дома выходящих на набережную Невы, рассчитанные на 35 семейных квартир и 58 квартир для холстиков. Также в этот план вошло сооружение ледника для тюремных служителей.
Летом 1886 года завершилось строительство тюремных объектов первой очереди и штукатурные работы В сентябре 1886 года был заселён первый «Крест» Исправительной тюрьмы. В этом же году был утвержден и построен хозяйственный флигель. В июле 1887 года был утверждён проект сооружения второго «Креста» на 470 камер
Строительство крестов в основном завершилось в 1889 году, но в связи с ростом штата, возникает необходимость возведения жилого флигеля для квартир старших надзирателей.
Комплекс «Крестов» искусствоведы относят к эклектике, а именно к псевдорусскому стилю. А в начале Вы зачем-то писали про модерн. Строительство таких зданий очень характерно для России последней четверти XIX века (здание ГУМа, здание Государственного Исторического музея (Москва)). В связи с выше сказанным пишется слитно перед музеем ставится задача показать, что данный тюремный комплекс относится к этому стилю в архитектуре, характерному в период правления Александра II, Александра III и Николая II. В музее могут быть представлены изображения других зданий в данном стиле, чтобы составить у зрителей представление о «псевдорусской». Так же в музее предполагается разместить макет самого комплекса, его внешнего облика и в разрезе. Чтобы провести сравнительный анализ, в музее будет так же размещены макеты других тюремных построек данного периода. Так как «Кресты-2» позиционируются как «реинкарнация» «Крестов», то можно представить и макет нового комплекса. Таким образом возможно проведение анализа между рабой профессора архитектуры в Академии художеств, коем был Томишко, и работой инженеров XIX века.
Вновь, музей - не Ваша задача
Для школьников, которые обучаются в общеобразотальных школах с художественным уклоном, для школьников, которые дополнительно обучаются в художественных школах, посещают художественные кружки, инженерные курсы, архитектурные курсы, для тех, кто планируют поступать в архитектурные или инженерные университеты и просто ребят, интересующихся искусством и архитектурой, в музее будут проводится лекционные занятия посвящённые истории архитектуры эпохи позитивизма и модерна нет такой эпохи, существует общепринятая терминология, не надо изобретать. На этих занятиях слушатели узнают, как менялась архитектура с 1950 до 1917 год и как кресты заняли промежуточную позицию между 2 эпохами, стали связующим звеном. Занятия можно условно разделить по периодам правлений императоров или по четвертям и еще 17 лет XX века.
Музей с помощью исторической реконструкции будет показывать условия жизни арестанта в разные периоды истории. В одном из крестообразных зданий возможно выделить 3 камеры под историческую реконструкцию дореволюционного, советского и современного периода (1991 и до выезда заключенных из камер). Подобный опыт существует и в тюрьме Фримантл. См все, что я уже написала Вам про музей.
Изначально тюрьма задумывалась как одиночная тюрьма временного содержания, направленная на исправление человека. Чтобы исправить человека необходимо создать определенные условия, в которых это может стать возможны. Условия содержания заключенных были в период до 1917 года были весьма комфортабельными для тюрьмы. Одиночная камера имела площадь 8 квадратных метров с высотой потолков 3,5 метра. В камере был сводчатый потолок и асфальтный пол. Дверь в камере была весьма массивная из твердых пород дерева. Посередине этой двери «было вмонтирована металлическая рама, закрытая деревянной форточкой на шарнирах, что позволяло дежурному надзирателю открывать ее со стороны галереи. Это сооружение называется в арестантском жаргоне «кормушкой». Через нее подавались в камеру еда, письма, судебно-следственные бумаги.» [1. 445 ] Что касается бытового обустройства самой камеры, тут правела были строгими и отхождение от них карались. «В самой камере с левой стороны от окна, на стене располагалась небольшая икона, а под ней – простое деревянное сооружение с двумя полками. На верхней полке лежали Библия и бланк свидетельства с указанием имени и звания арестанта, его регистрационного номера, совершенного преступления. Туда же записывались суммы денег, заработанных арестантом в период заключения и его расходы. На нижнюю полку ставилась медная миска. Поверх миски – медная тарелка. В свою очередь, на тарелку водружались медный чайник, солонка и ложка.» [1. 445 ]
В камере была железная кровать, находившаяся с правой стороны от входа «На ней, лежал матрац из парусиновой ткани, набитый соломой, полотняная простынь и одеяло из солдатского сукна. Внутри камеры, справа от двери располагалась сигнальная кнопка, с помощью которой арестант мог вызвать дежурного надзирателя. Издавался громкий щелчок и из гнезда выбрасывался сигнальный флажок. Надзиратель был обязан подойти к камере и через «кормушку» выяснить причину вызова. В правом углу от двери располагалась полка, куда ставился медный кувшин, предназначенный для забора и хранения воды «Рядом с ней, находился стульчак с парашкой. Стульчак изготовлялся из досок с верхней крышкой. Ею закрывалось верхнее отверстие («очко») стульчака. На его нижней полке устанавливалось керамическое ведро с герметически закрывающейся крышкой. Архитектор спроектировал ведро с отростком в виде трубы. Она выводилась за решётку Вентиляционного канала, заложенного в стене кельи. Это позволяло выводить за пределы кельи вредные газы, скоплявшиеся в ведре.» [1. 445] (см. схему)
В обустройстве камер, заключенных есть еще множество нюансов, но мы их опустим.
После 1917 года и по сей день камеры используются не так как они задумывались изначально. В следствии этого необходимо создать именно 3 разных камеры, ведь они будут очень отличатся друг от друга.
Помимо камер в комплексе множество разнообразных объектов в которые будут реконструированы для наглядности(квартиры надзирателей, баня, ледник, мастерские и т.д.) На территории всего комплекса возможно проведение экскурсий для старших школьников , которые будут наглядно демонстрировать, внутреннее обустройство тюрьмы.
Вывод: Деятельности музея направлена на то, чтобы наглядно показать, что собой представляет комплекс как архитектурное сооружение созданное с определенной цель. Экскурсия по отдельным объектам комплекса должна создавать общее представление о том, каким был комплекс в разные его периоды.
Цель сохранения травматической памяти стоит перед многими музеями мира, например, перед музеем памяти Холокоста, о котором уже упоминалось в 1 главе. «феномен музея как важный институт сохранения и актуализации коллективной памяти народа, как смыслообразующее пространство, что реинтерпретирует историческое наследие, сквозь призму мировоззренческих устоев современности.» [12]
Каждый музей Холокоста преследует, свою собственную цель и решает свои собственные задачи. В нашей стране эти музеи имеют так же общий фонд «Центр и фонд Холокост, память и предубеждение». Где реализовывается множество образовательных, исследовательских программ. «Международная школа преподавания и изучения Холокоста в Яд Вашем, при поддержке благотворительного фонда "Genesis" предлагает виртуальный курс. И памяти нет страшней..." История Холокоста (Шоа)» [13]
«Виртуальный курс "История Холокоста (Шоа)" затрагивает следующие темы:
· Евреи Советского Союза и присоединенных территорий в период между двумя мировыми войнами.
· Развитие антисемитизма в Европе и его значение в нацистской идеологии.
· Третий рейх, становление нацистского государства.
· Гетто в период Второй мировой войны.
· Холокост (Шоа) на оккупированных территориях Советского Союза.
· Развитие «окончательного решения еврейского вопроса»: операция «Рейнхард» - создание центров уничтожения.
· Система нацистских лагерей и их роль в «окончательном решении».
· Участники геноцида.
· Еврейское сопротивление во времена Холокоста (Шоа).
· Праведники народов мира.
· Окончание войны и возвращение к жизни.» [13] этот материал в сильно сокращенном вид уместен в первой главе.
По аналогии с Холокостом на базе музея «Крестов» возможно создание подобного курса, посвященного пострадавшим от «Крестовского» режима в разные его периоды. это что за научное открытие? А про погибших от рук заключенных в Крестах Вы не хотите ничего рассказывать? Лиза, вот к чему ведет буйная фантазия без опоры на умную литературу.
1) Погибшие и пострадавшие от болезней
«Если учесть, что основу питания составляли хлеб и каши, а длительность прогулки была не очень велика, то высокие показатели заболеваемости арестантов в «К» окажутся вполне закономерными. Даже при наличии центральной вентиляции, центрального отопления и электрического освящения в камерах. В 1890 в «К.» занимающих по заболеваемости первое место среди столичных тюрем…» [14. 449]
2) Погибшие и пострадавшие от телесных наказаний
«арест в карцер мог быть заменен розгами»[14. 450]
3) Погибшие по политическим соображениям
«Трагическими событие для «К.» стала гибель его начальника,-полковника А.А.Иванова. Он был застрелен 13 августа 1907 года террористом из серверной боевой дружины партии эсеров. Только в 1907 году террористы убили в России 134 тюремных служащих»[14. 450]
4) Жуткие условия содержания советского периода
5) Жарты сталинских репрессий «Начиная с 30-х гг., тюрьма переполнена жертвами сталинских репрессий. Обвиненные по печально-известной 58-й статье» [15]
6) Тюрьма спец назначения «мастерская вооружений»
«В структуру тюрьмы была включена тюрьма специального назначения для содержания и организации труда осужденных - специалистов военного профиля, объединенных в головное предприятие - ОКБ-172. Называли их "шарашками", трудились в них талантливые конструктора, инженеры, математики, физики. В этой организации заключенные разрабатывали виды вооружения, некоторые из которых использовались армией во время Великой Отечественной войны.» [15] Одной из тем образовательной деятельности может быть такая: История повседневности в формате экстремального опыта. Это очень интересная культурологическая тема. Есть работы такого рода по блокаде, по военной повседневности, плен. Наверное, есть и про тюрьму. Но это, конечно, не детская тема
7) Исторические личности и их тюремная история «здесь ожидали решения своей участи историк Л.Н.Гумилев, востоковед Т.А.Шумовский, будущий маршал К.К.Рокоссовский, артист Г.С. Жженов и многие другие» [15] «А.Ф.Керенский, П.Н. Милюков, Л.Д.Троцкий, А.В.Луначарский, В.А. Антонов-Овсеенко, Л.Б.Каменев»[15] А это см. выше: История места или память места в именах и событиях.
Курс подразумевает серию лекций на обозначенные темы с раскрытием истории тюрьмы, чтобы лучше понять изучаемое явление. Тема тюрьмы, смерти и насилия очень тяжелая и может быть рассчитана только на старших школьников, и то на немногих. Поэтому посещение этих лекций для школьников будет ограничено возрастным критерием (16) лет, или школьник младшего возраста может посетить их с письменного разрешения от родителя или опекуна. Подобный вариант допуска до занятий существует во многих бывших тюрьмах-музеях. Такие лекции могут заинтересовать старших школьников, поступающих на исторические, философские или культурологические направления.
Проведение лекций на выше указанные темы, поможет сохранить травматическую память разных периодов и разных явлений в «Крестах», а также развенчать лишние мифы, сформированные в общественном сознании.
Вывод по разделу: Музей «Крестов» является отражением всех культурных граней этого места. Благодаря сочетанию разных направлений как музейной, так и образовательной деятельности у посетителя этого музея сможет сформироваться общее представление о «Крестах», не только как о жутком, грязном внушающем страх и отвращение месте, но и как о культурном феномене. Тюрьма хранит в себе множество событий и культурных отражений которые являются частью истории нашего города и страны в целом. плохо
Итак, план главы должен быть такой.
1. понятие культурной памяти,
2. понятие травматической памяти,
3. допущение, что в будущем культурном кластере будут музейные пространства (без конкретизации), выставочные залы, многофункциональные аудитории и залы, что позволят чувствовать своду в отношении форм образовательной деятельностии; очень кратко, одним абзацем;
4. предложения по тематике образовательных программ с краткой аннотацией по содержанию, основные идеи, сюжеты;
4.1.архитектурная история комплекса;
4.2.рядовая архитектурная застройка – честно говоря, нелогично (хотя сама идеи, конечно, хорошая). Кресты - это не рядовая застройка и не архитектура третьего ряда. Авторский уникальный проект, архитектор не последний. сли уж относить комплекс к какому-то классу сооружений – это общественные постройки; м.б. архитектура конца 19 – начала 20 вв. , а в аннотации включить проблматику рядовой застройки как один из возможных аспектов темы;
4.3. история пенитенциарной системы и феномен наказаний /культурная история наказаний и пенитенциарная система.
4.4.история повседневности;
4.5. антропология экстремального опыта.
4.6. тюрьма и искусство. И творчество заключенных и тюрьма как художественный образ, начиная кстати, Пиранези.
В аннотациях должны быть как бы обоснования этих тем, надо показать, что они имеют право на существование. В них очень кратко может быть названы этапы истории Крестов, или перечислены имена. Но кратко
5. Формы образовательной деятельности. Здесь можно бегло перечислить традиционные формы типа тематических экскурсий, лекций. Подробнее интерактивные программы, квесты. Что еще?
Здесь же, вероятно, следует определить аудиторию, привязку к школьной программе или к профориентации (выездные площадки малых факультетов).
Можно также предложить конкурс педагогического мастерства для учителей истории и обществознания – преподавании трудных вопросов истории или ..
6. Образовательные продукты, т.е. материализованные объекты. Но не деятельности ученика (как у Хуторского), а вполне профессиональные, основанные на изучении некоторых тем «штуки» (не могу пока придумать обобщающий термин), которые могут существовать как самотоятельно, так и в качестве метод-пособий для разных форм деятельности. Короткие фильмы / анимация / документальны фильмы (которые могут транслироваться на экранах в разных местах комплекса – например, в приемных офисов, в кафе и т.д. История комплекса точно может быть). Путеводители для самостоятельного знакомства с территорией кластера. Информационные брошюры. Пазлы. ….
ЛИТЕРАТУРА ПО ГЛАВЕ
Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры. – 2004. С.19-21
Лотман Ю. М. Память в культурологческом освещении //Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. – Таллинн, 1992. – С. 200-202
Хальбвакс М Социальные рамки памяти/Пер. с фр. и вступ. статья С. Н. Зенкина. М.: Новое издательство, 2007.с.264