Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 26 Пролетарского района г. Ростова-на-Дону

Рабочая программа

Предмет История
Класс 10б
МО (кафедра) Гуманитарный цикл
Образовательная область Историческая
Учебный год 2015-2016
Учитель Афонина А.В.

Согласовано

Председатель МС Андреева О.Н.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №26 Гранкина Л.А.

г. Ростов – на – Дону

2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена для 10б класса вечерней школы муниципального бюджетного образовательного учреждения СОШ № 26. Данный курс изучения направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению.

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего Рабочая программа по истории для 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения истории на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по истории. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и нормативной базы:

· Алексашкина Л.Н., Головина В.А., Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века, учебник для 10 класса. - Мнемозина, 2008г.

· Сахарова А.Н., Буганова В.И. часть 1 «История России с древнейших времён до конца XVII века»;

· Буганова В.И., Зырянова П.Н. часть 2 история России с конца XVII -XIX вв. М.: Просвещение, 2008.

Рабочая программа предусматривает распределение учебного времени на два учебных курса «Всеобщая история» и «История России» следующим образом: ВИ 26 часа + ИР 43 часа 69 часов.

1.Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

Нормативные документы
1.1 1. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ).
2. Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
4. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации).
5. Приказ Минобразования России от 05.03. 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
7. Приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
8. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;

2.Цели изучения курса

Компетенции
  Общеучебные 1.овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; 2. формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности. 3. применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других наров и стран;
  Предметно- ориентированные 1.освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; 2.развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; 3.освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
Региональные - формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества; -формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств
Школьные -преподавание с учетом специфики предмета и контингента обучающегося в школе.

3.Структура курса

Модуль (глава) Количество часов
Всеобщая история – 26часов
  История как наука 1час
Первобытность. 1час
Древний мир 7 часов
Средние века 7 часов
Новое время 10 часов
История России (42часа)
Предыстория народов России. Начало Руси 4 часа
Русь в IX- начале XII в. 5 часов
Русские земли и княжества в XII – середине XV в. 3 часа
Россия в XVI в 4часа
Россия в XVII 6 часов
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII—XVIII в 7 часов
РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX 5часов
РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. 7часов
         

4. Содержание учебного курса

Название раздела Количество часов Элементы содержания
      ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ История как наука. История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества: историко-культурологические (цивилизационные) теории, формационная теория, теория модернизации. Древнейшая история человечества. Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Родоплеменные отношения. Цивилизации Древнего мира и Средневековья. Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний. Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо - буддийской и китайско - конфуцианской цивилизаций. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока. Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политическо – правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Ранняя христианская церковь. Возникновение исламской цивилизации. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях. Становление и развитие сословно – корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной культуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Предпосылки модернизации. Новое время: эпоха модернизации. Понятие «Новое время» Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества. От сословно – представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII – XIX вв. Идеология Прсвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений.Промышленный переворот. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Эшелоны модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII - XIX вв. Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX в. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени.Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.  
    ИСТОРИЯ РОССИИ Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества. Народы и древнейшие государства на территории России. Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Российское государство во второй половине XV – XVII вв.Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим» Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страныЗемской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы.Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество. Россия в XVIII – середине XIX вв. Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война. Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно - техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства.

5. Планируемые результаты

В результате изучения истории ученик должен: знать: · основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории; · периодизацию отечественной и всемирной истории; · современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; · историческую обусловленность современных общественных процессов; · особенности исторического пути развития России, её роль в мировом сообществе; уметь: · проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; · критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); · анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема); · различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; · устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: · для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из исторической обусловленности; · критического восприятия получаемой из вне социальной информации; · соотнесения своих действий и поступков окружающих исторически возникшими формами социального поведения; · осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.  

6. Контроль реализации программы

Контроль реализации программы осуществляется в виде проверка знаний обучающихся. Количество обязательных контрольных работ программой по истории не предусмотрено. Но для максимального усвоения программного материала в календарно-тематическое планирование включены контрольные работы.

7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 часа в неделю, всего часов – 69

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

№ п/п Срок изучения Тема урока Характеристика основных видов деятельности (по разделам) Виды контроля . Домашнее задание
2.09 История. Этапы развития науки. Периодизация. Сформирование представлений об основных концепциях исторического развития человечества. Составление тезисного плана ответа.   §1-3 стр. 5-13
Первобытность.    
5.09 Первобытное общество. Составление конспекта, участие в беседе.   опрос §1-5 стр. 14-26
Древний мир
3-4 9.09 12.09 Древний Восток: Египет, Месопотамия, Восточное Средиземноморье.   опрос §1-4 стр.27 – 44.
16.09 Древний Восток: Иран, Индия, Китай. Составление конспекта. Работа с картой Древнего мира.   опрос §1-3 стр. 45 -62
19.09 Древняя Греция: от ранних цивилизаций до расцвета полиса Видео экскурсия в Античную эпоху. Составление конспекта, участие в беседе. опрос §1-5 стр.62- 77
23.09 Древняя Греция: от полиса к эллинистическим монархиям       стр.77 –86 44.
26.09 Древний Рим: от основания города до падения республики Участие в беседе, составление конспекта опрос §1-3стр. 86 - 97
30.09 Римская империя Участие в беседе, составление конспекта. Работа с картой опрос §1-33 стр.97 - 110
Средние века  
3.10 Начало средних веков. Раннее Средневековье. Составление конспекта, участие в беседе. Подготовка мини-проектов по теме опрос §1-4 стр. 111 - 128
7.10 Перекресток цивилизаций на Востоке: Византия, арабы, турки Презентация. Работа с картой по ходу изучения материала, участие в дискуссии. Составление конспекта.   опрос §1-5 стр. 128- 150
10.10 Средневековое европейское общество. Социальные группы и движения. Беседа, работа с картой по ходу изучения материала, участие в дискуссии. Составление конспекта.   опрос §1-7 стр. 151 - 174
13-14 14.10 17.10 Власть и сословия. Образование централизованных монархий в Европе     Составление конспекта, участие в беседе.   опрос §1-3 стр. 174 - 187
21.10 Культура средневековой Европы Участие в дискуссии, беседа, ответы мини-проектов по теме. опрос §1-5 стр. 188 - 212
24.10 Народы Центральной и Юго-Восточной Азии в период Средневековья   Беседа, работа с картой по ходу изучения материала, участие в дискуссии   опрос §1-5 стр. 212 - 236
Новое время
28.10 На пути к Новому времени. Участие в дискуссии, беседа, подготовка мини-проектов по теме. опрос §1-4 стр. 237 - 252
31.10 Страны Европы и Северной Америки в XVII – XVIII веках: между абсолютизмом и Просвещением.     Работа с документами, участие в беседе. Рассмотрение ключевых вопросов темы. Составление конспекта.   опрос     §1-5 стр. 252 - 283
11.11 Великая французская революция в XVIII веке Презентация. Составление конспекта, участие в беседе. опрос §1-6 стр. 284 - 300
14.11 Страны Европы и США в первой половине XIX века Работа с документами, участие в беседе. Работа с картой по ходу изучения материала. Рассмотрение ключевых вопросов темы. Составление конспекта.   опрос §1-5 стр. 301-316
18.11 Страны Европы и Северной Америки во второй половине XIX века Беседа, работа с картой по ходу изучения материала, участие в дискуссии. Составление конспекта.   опрос §1-4 стр. 336-316
21.11   Страны Азии, Латинской Америки, Африки в XVI – XIX веках Беседа, работа с картой по ходу изучения материала, участие в дискуссии. Составление конспекта.   опрос §1-3 стр. 336-273
  25.11 Культура Нового времени Рассмотрение ключевых вопросов темы. Составление конспекта, участие в беседе.   опрос §1-3 стр. 374 -293
28.11 Международные отношения в Новое время Составление конспекта, участие в дискуссии.   опрос §1-3 стр. 393 - 402
2.12 Итоговая к/р за курс ВИ Проверочная работа (индивидуальная). к/р  
               

ИСТОРИЯ РОССИИ

Предыстория народов России. Начало Руси
5.12 Появление человека на территории Восточной Европы. Формирование народов Видео экскурсия в Античную эпоху. Составление конспекта, участие в беседе. опрос §1-2
9.12 Появление славян. Славяне в V - VII вв. Религия древних славян Составление конспекта, участие в беседе.   опрос §3-4
12.12 Предпосылки образования Древнерусского государства.Появление государства у восточных славян Составление конспекта, участие в беседе.   опрос §5-6
16.12 Русь в правлении Игоря, Ольги и Святослава Русь во времена Владимира Святославича Рассмотрение ключевых вопросов темы, составление политического портрета деятелей эпохи. Составление конспекта, участие в беседе. опрос §7-8
Русь в XI-XII вв.
19.12 Правление Ярослава Мудрого. Русское общество в XI в. Беседа, работа с картой по ходу изучения материала, участие в дискуссии. Составление конспекта   опрос §9-11
23.12 Время новых усобиц. Владимир Мономах - великий киевский князь.     Составление конспекта, участие в беседе. опрос §12-§13
26.12 Политическая раздробленность Руси. Киевское и Чернигово-Северское княжества. Составление конспекта, участие в беседе.   §14
30.12 Галицко-Волынское княжество. Новгородская земля. Северо - Восточная Русь в XII - начале вв. Беседа, работа с картой по ходу изучения материала, участие в дискуссии. Составление конспекта. опрос §15-16
13.01 Культура Руси X - начала XIII вв. Работа с документами, участие в беседе. Составление конспекта.     опрос §17-18
Русь в XIII-XV вв.
16.01 Начало монголо - татарского вторжения.     Беседа, работа с картой по ходу изучения материала, участие в дискуссии   опрос §19
20.01 Монголо - татарское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев. Александр Невский     §20
23.01 Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV - XV вв. Москва - центр объединения русских земель. Дмитрий Донской Заполнение таблицы, работа по учебнику, в тетрадях. Составление конспекта. опрос §21-22
27.01 Образование единого государства - России. Иван III. Культура и быт XIV - XV вв. Работа с документами, участие в беседе. Рассмотрение ключевых вопросов темы, составление политического портрета деятелей эпохи. Составление конспекта. опрос §23-24
Россия в XVI в.
30.01   Реформы Ивана Грозного. Внешняя политика Ивана Грозного. Российское многонациональное государство Беседа, работа с картой по ходу изучения материала, участие в дискуссии. Работа с документами. Составление конспекта. опрос §25-26
3.02 В преддверии Смуты Составление конспекта, участие в беседе. опрос §27
6.02   Культура и быт конца XV - XVI вв. Работа с документами, участие в беседе опрос §28-29
Россия в XVII в.
10.02 Смутное время Беседа, работа с картой по ходу изучения материала, участие в дискуссии. Составление тезисного плана ответа. опрос §30-31
13.02 Первые Романовы. «Священство» и «царство» Работа с документами, участие в беседе. Рассмотрение ключевых вопросов темы, составление политического портрета деятелей эпохи. Составление конспекта. опрос §32-33
17.02 Хозяйство и сословия. «Бунташный век» Работа с документами, участие в беседе. Составление конспекта. опрос §34-35
20.02 Внешняя политика России в XVII веке. Присоединение Сибири. Нерусские народы России Рассмотрение ключевых вопросов темы. Составление конспекта, участие в беседе. опрос §36-37
24.02 Правление Фёдора Алексеевича и Софьи Алексеевны Работа с документами, составление политического портрета Фёдора Алексеевича и Софьи Алексеевны. Составление конспекта, участие в беседе. опрос §38
27.02 Культура и быт XVII в. Работа с документами. Составление конспекта, участие в беседе. опрос §39-40
Россия в конце XVII-XVIII в.
3.03 Начало славных дел Петра. Эпоха Петра Великого. Северная война и преобразования. Продолжение Северной войны. Работа с документами, составление политического портрета Петра Великого. Работа с картой по ходу изучения материала, участие в дискуссии.Составление конспекта, участие в беседе. опрос §41-43
6.03 Реформы Петра Великого. Окончание Северной войны. Конец правления Петра Великого. Личность Петра Великого. Защита докладов, выступления детей. Беседа, составление тезисного плана ответа. Составление конспекта. опрос §44 -45
10.03   Эпоха дворцовых переворотов. Семилетняя война. «Золотой век» Екатерины II. Беседа, работа с картой по ходу изучения материала, участие в дискуссии. Составление конспекта.   опрос §46-47
13.03 Внешняя политика России во второй половине XVIII века. Великие русские полководцы и флотоводцы Презентация. Работа с документами, составление политического портрета Екатерины II. Составление конспекта.     опрос §48-49
17.03 Русская церковь в XVIII в. Хозяйственное развитие России в XVIII в. Сословия и социальные группы. Народы России Работа с документами. Составление конспекта, участие в беседе. опрос §50-51
31.03   От Булавина до Пугачёва Беседа, работа с картой по ходу изучения материала, участие в дискуссии. Составление конспекта.   опрос §52
3.04 Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в. Защита докладов, выступления детей. Составление конспекта. опрос §53-54    
Россия в первой половине XIX века
7.04 Россия в начале XIX века. Короткое царствование Павла I. Начало царствования Александра I Участвовать в беседе по ключевым вопросам темы. Составление конспекта. опрос §55-56
10.04 Отечественная война 1812 г. Освободительный поход русской армии Работа с документами, участие в беседе. Рассмотрение ключевых вопросов темы. Работа с картой по ходу изучения материала. Составление конспекта.   опрос §57-58
14.04 Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны. Выступление декабристов. Начало правления Николая I Составление конспекта, участие в беседе. Составление политического портрета Александра I и Николая I.   опрос §59-60
17.04 Попытки укрепить империю. Общественная жизнь России при Николае I. Крымская война Работа с документами, участие в беседе.Рассмотрение ключевых вопросов темы. Работа с картой по ходу изучения материала. Составление конспекта.   опрос §61-63
21.04 Образование и наука в первой половине XIX века. Золотой век русской культуры. Русская православная церковь в первой половине XIX века Презентация. Составление конспекта. опрос §64-67
Россия во второй половине XIX века
61-62 24.04-28.04 Накануне отмены крепостного права. Отмена крепостного права в России Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. Государственные преобразования 60 - 70-х гг. XIXвека Работа с документами, участие в беседе. Рассмотрение ключевых вопросов темы. Составление конспекта. опрос §68-71
1.05 Внешняя политика России в 60 - 70-е гг. XIX в. Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг. Работа с картой по ходу изучения материала. Рассмотрение ключевых вопросов темы. Составление конспекта.   опрос §72 §73  
5.05 Промышленность и транспорт в пореформенной Росии. Сельское хозяйство после отмены крепостного права   опрос §74 -
8.05 Общественное движение в 60 - 70-е гг. XIX в. Внутреннее положение России после русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. Рассмотрение ключевых вопросов темы. Составление конспекта.   опрос §76 -77
12.05 Россия в конце XIX века. Промышленный подъём 90—х гг. XIX в. Достижения и просчёты. Рассмотрение ключевых вопросов темы. Составление конспекта.     опрос §78-79
15.05 Россия в первые годы правления Николая II. Рассмотрение ключевых вопросов темы. Составление конспекта.     опрос §80
  19.05 Культура во второй половине XIX в. Русская православная церковь во второй половине XIX в.     Рассмотрение ключевых вопросов темы. Составление конспекта.   опрос §81 -84  
22.05 Итоговая к/р за курс ИР   Проверочная работа (индивидуальная).    
                                   

8. Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения истории на базовом уровне обучающийся должен: знать/понимать · факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса; · принципы и способы периодизации всемирной истории; · важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу; · особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого; · историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения; · взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории; уметь · проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; · осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности); · классифицировать исторические источники по типу информации; · использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую; · различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории; · использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений; · систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса; · формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями; · участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы; · представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций; · определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; · формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями; · осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

9. Материально-техническое обеспечение

1.мультимедийное оборудование: ПК, проектор,интерактивная доска.

2.классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

3.презентации, исторические фильмы;

4.карты, ассоциативные схемы в виде плакатов, картины, миниатюры.

10. Учебно-методическое обеспечение

1. Алексашкина Л.Н., Головина В.А., Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века, учебник для 10 класса. - Мнемозина, 2008г.

2.Сахарова А.Н., Буганова В.И. часть 1 «История России с древнейших времён до конца XVII века»;

3.Буганова В.И., Зырянова П.Н. часть 2 история России с конца XVII -XIX вв. М.: Просвещение, 2008.

4.История России с древнейших времён до конца XVII века. 10 кл. Тетрадь-тренажёр. В 2 ч. Ч 1/ Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина. – М.: Просвещение, 2012.

5.История России, конец XVII-XIX век. 10 кл. Тетрадь-тренажёр. В 2 ч. Ч 2/ Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина. – М.: Просвещение, 2012.

Приложение

Итоговая к/р за курс ВИ

Вариант I
1. Пацифизм – это ….

2. Какие государства вошли в блок Антанты в начале ХХ века:
А) США, Великобритания, Франция;
Б) Россия, Великобритания, Франция;
В) Германия, Италия, Япония;
Г) Германия, Италия, Австро-Венгрия;
3. Укажите годы Второй Мировой войны:
А) 1 сентября 1941-2 сентября 1945гг.;
Б) 1 сентября 1941-9 мая 1945гг;
В) 1 сентября 1939-2 сентября 1945гг;
Г) 22 июня 1941- 9 мая 1945гг.

4. Вторая Мировая война началась с нападения на:
А) Францию;
Б) СССР;
В) Данию;
Г) Польшу.
5. План «молниеносной войны» на Востоке назывался:
А) «блицкриг»;
Б) «Барбаросса»;
В) «Тайфун»;
Г) «Цитадель».
6. В августе 1945 года СССР объявил войну:
А) Японии;
Б) Италии;
В) Германии;
Г) Финляндии.

7. Противостояние между «западным» и «восточным» блоками, длившееся с середины 1940-х гг. до середины 1980-х гг., получило название:
А) «необъявленной войны»;
Б) «политика сдерживания»;
В) «ядерный диалог»;
Г) «холодная война».
8. В 60-е годы многие американцы стали отрицательно относиться к вовлечению США в любые военные конфликты за рубежом. Это явление получило название:
А) «вьетнамский синдром»;
Б) «холодная война»;
В) «корейский синдром»;
Г) «Карибский кризис».
9. Советские войска в 1980-е гг. участвовали в боевых действиях в:
А) Венгрии;
Б) Афганистане;
В) Корее;
Г) Вьетнаме.
10. Феминистское движение в ХХ веке выступало:
А) против загрязнения окружающей среды;
Б) за депортацию иммигрантов;
В) за полное равенство женщин и мужчин;
Г) за установление диктатуры пролетариата.
11. Дискриминация – это:
А) ущемление прав какой-либо группы населения по расовым или религиозным признакам;
Б) высылка из страны иммигрантов;
В) массовое истребление людей по расовому, религиозному признаку;
Г) карательные меры, наказания.

12. Соотнесите даты и события:
1) 1946 г. 1) Возведение Берлинской стены.
2) 1961 г. 2) Вступление СССР в Лигу Наций.
3) 1934 г. 3) Начало войны в Корее.
4) 1950 г. 4) Речь У. Черчилля в Фултоне.

Вариант II
1. Фашизм – это …..


2. Укажите годы Первой Мировой войны:
А) 1905 - 1907 гг.;
Б) 1914 – 1917 гг.;
В) 1914 – 1918 гг.;
Г) 1818 - 1920 гг.
3. Во Второй Мировой войне приняли участие:
А) 61 государство;
Б) 30 государств;
В) 33 государства;
Г) 51 государство.
4. Франция капитулировала:
А) 22 июня 1941 г.;
Б) 22 июня 1939 г.;
В) 22 июня 1940 г.;
Г) 1 сентября 1940 г.

5. Какое государство приняло закон о ленд-лизе, согласно которому предоставлялась помощь государствам, сражающимся против фашизма:
А) США;
Б) Франция;
В) Великобритания;
Г) СССР.
6. Какое государство, и в каком году участвовало в войне с Финляндией:
А) Германия, 1941 г.;
Б) СССР, 1939 г.;
В) Япония, 1940 г.;
Г) США, 1939 г.
7. Какое из приведенных названий использовалось в международных отношениях для обозначения границы между «западным» и «восточным» («капиталистическим» и «социалистическим») блоками:
А) «невидимый фронт»;
Б) «прозрачная граница»;
В) «ядерный щит»;
Г) «железный занавес».
8. В каком году произошло испытание первой в СССР ядерной бомбы:
А) 1945 г.;
Б) 1949 г.;
В) 1955 г.;
Г) 1964 г.
9. Какое событие означало окончание процесса разрядки международной напряженности в 1970 – е гг.:
А) Введение войск ОВД в Чехословакию;
Б) война в Корее;
В) Карибский кризис;
Г) ввод советских войск в Афганистан.
10. Образование Содружества Независимых Государств провозглашено:
А) Новоогаревским договором в 1992 г.;
Б) Решением Верховных Советов Украины, России, Белоруссии в 1993 г.;
В) Беловежским соглашением в 1991 г.;
Г) Алма-атинской декларацией в 1990г.
11. Геноцид – это:
А) ущемление прав какой-либо группы населения по расовым или религиозным признакам;
Б) высылка из страны иммигрантов;
В) массовое истребление людей по расовому, религиозному признаку;
Г) карательные меры, наказания.
12. Соотнесите даты и события:
1) 1965 г. 1) Объединение Северного и Южного Вьетнама.
2) 1959 г. 2) Начало Мирового экономического кризиса.
3) 1976 г. 3) Победа революции на Кубе.
4) 1929 г. 4) Война между Индией и Пакистаном.

Итоговая к/р за курс ИР

А1. К морским победам России в Северной войне относится сражение при

1) Лесной 2) Синопе 3) Корфу 4) Нарве

А2. Результатом принятия Соборного уложения 1649 г. стало (-а;

1) окончательное юридическое оформление крепостного права 2) введение «заповедных лет»

3) значительное расширение прав Земского собора 4) отмена крепостного права в России

А3. Время правления Михаила Романова

1) 1613-1645гг 2) 1725-1727гг 3) 1645 -16776гг 4) 1796-1801гг

А4. Мировоззрение славянофилов основывалось на

1) идее об особом пути развития России 2) учении французских просветителей

3) теориях западноевропейского утопического социализма 4) отрицании религии

А 5. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и ука­жите, о каком событииXIXв. идёт речь.

«Николай Иванович Цебриков... жертва случая... Ничего не зная, приехал в Петербург, чтобы погулять на праздниках с товарищами полка, стоявшего на Васильевском острове. Подъехав... к Конногвар­дейскому манежу и видя толпу народа, он выскочил из саней и спра­шивал, что случилось. Вдруг видит: бежит мимо манежа на Сенатскую площадь гвардейский экипаж, впереди офицеры с обнажёнными саб­лями. Цебриков знал многих из них, потому что родной его брат слу­жил в экипаже. Он закричал им: "Куда вас черт несёт, карбонары!" Это подслушал какой-то квартальный и донёс, что Цебриков кричал: "В каре против кавалерии!"»

1) выступление декабристов 2) гражданская казнь петрашевцев

3) убийство Александра IIнародовольцами 4) общероссийская политическая стачка

В1. Расположите следующие события в хронологической последовательности

1)отмена крепостного права 2)Соборное уложение 3) опричнина 4)военные поселения

В2. Какие три из перечисленных понятий характеризуют прове­дение реформ 1860 — 1870-х гг.?.

1) присяжные заседатели

2) полюдье

3) подворная подать

4) Учредительное собрание

5) выкупные платежи

6) всеобщая воинская повинность

В3. Установите соответствие между названиями периодов рос­сийской истории и датами, относящимися к этим периодам.

ПЕРИОДЫ ДАТЫ

А) николаевское правление 1) 1565 — 1572 гг.

Б) «золотой век дворянства» 2) 1730 —1740 гг.

В) «бироновщина» 3) 1762 — 1796 гг.

Г) опричнина 4) 1825 - 1855 гг.

5) 1861 - 1881 гг.

В4. Прочитайте отрывок из сочинения историка А.Каменского и назовите правителя, о котором идет речь.

«В самом конце 1761 года на российский престол поднялся 35-летний человек — нервный, впечатлительный, невоздержанный в своих порывах и увлечениях. Он не знал и не любил страну, которой ему предстояло править, и ему в голову не приходило, что по отноше­нию к этой стране у него есть какие-то обязанности, а ее народ — не просто толпа подданных. Вырвавшись из клетки, где его держали практически всю сознательную жизнь, он впервые ощутил себя импе­ратором, самодержцем с безграничной властью и упивался свободой, возможностью жить и царствовать по своему хотению».

С1.Назовите не менее двух направлений внутренней политики Анны Иоанновны. Приведите не менее трех примеров мероприятий Анны Иоанновны, относящихся к названным направлениям

С2. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Во второй половине XVIIIв. в Россию стали проникать идеи политики «просвещённого абсолютизма».

В чём сущность этой политики? Кто из монархов проводил в Рос­сии такую политику? В чём выразилась противоречивость такой поли­тики? Укажите не менее трёх противоречий.

2 ВАРИАНТ

А1. В период правления Петра Iпроизошло народное выступле­ние под предводительством

1) Ивана Болотникова 2) Степана Разина 3) Кондратия Булавина 4)Емельяна Пугачева

А2. Последствием Смуты стало

1)ослабление роли Боярской думы и Земского собора 2) установление новой царской династии

3) уравнение в правах владельцев вотчин и поместий 4) создание «Манифеста о вольности дворянской»

А3. Время правления ПавлаI

1) 1613-1645гг 2) 1725-1727гг 3) 1645 -16776гг 4) 1796-1801гг

А4. Общим во взглядах западников и славянофилов было (-а)

1) признание крестьянской общины предпосылкой будущего са­мобытного развития России

2) убеждённость в необходимости скорейшей отмены крепостно­го права

3) признание выдающейся позитивной роли Петра Iв русской истории

4) приверженность православию как единственно истинному на­правлению в христианстве

А5. Прочитайте отрывок из работы русского историка С. М. Со­ловьёва и укажите, о ком идет речь.

«[***] придумал эти начала, т.е. слова: православие, самодер­жавие и народность; православие — будучи безбожником, самодержавие — будучи либералом; народность — не прочтя в свою жизнь ни одной русской книги».

1) А. А. Аракчеев 2) С. С. Уваров 3) Н. М. Карамзин 4) А. X. Бенкендорф

В1. Расположите следующие события в хронологической последовательности

1)Ливонская война 2)Отечественная война 3)Смоленская война 4)Северная война

В2. Какие три из перечисленных мероприятий относились к военной реформе, проведённой Александром II?

1) введение обязательного рекрутского набора

2) введение всесословной воинской повинности мужчин

3) приглашение иностранных специалистов для обучения военно­му мастерству

4) сокращение сроков действительной службы

5) увеличение численности народного ополчения

6) создание военных гимназий, специализированных училищ

В 3. Установите соответствие между понятиями и реформами в России, в ходе которых широко использовались данные понятия.

ПОНЯТИЯ РЕФОРМЫ

А) отрезки 1) отмена крепостного права

Б) обязанные крестьяне 2) реформы Ивана Грозного

В) опричнина 3) реформа П.Д. Киселёва

Г) рекрутчина 4) учреждение министерств

5) реформа ПетраI

В4. Прочитайте отрывок из работы П. Черкасова и Д. Черны­шевского и определите, о каком событии идет речь.

«... Правительству Екатерины с большим трудом удалось подавить восстание. Память же о «кровавом русском бунте» крепко засела в об­щественном сознании России, предостерегая как от чрезмерного завин­чивания гаек в государственном механизме, так и от бессилия власти».

С1.Назовите не менее двух направлений внутренней политики Алексея Михайловича. Приведите не менее трех примеров мероприятий Алексея Михайловича, относящихся к названным направлениям

С2. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1610 г. группа «седьмочисленных бояр» отстранила Василия Шуйского от власти, которого насильно постригли в монахи. Русский трон бояре предложили польскому королевичу Вла­диславу.

Укажите не менее двух положений, отражающих последствия этого решения. Приведите не менее двух причин, которые определили выступление русского народа против польского господства и изгнание интервентов.

3 ВАРИАНТ

А1. Ф. Лефорт, Д. Кантемир, Ф. Апраксин были современника­ми царя

1) Павла I 2) Петра I 3) Ивана Грозного 4) Бориса Годунова

А2. Основная причина городских восстаний XVIIв.

1) недовольство посадского населения введением новых налогов 2) введение в городах цехов и гильдий

3) недовольство казачества деятельностью приказной системы 4) гонения на старообрядцев

А3. Время правления Алексея Михайловича

1) 1613-1645гг 2) 1725-1727гг 3) 1645 -16776гг 4) 1796-1801гг

А4. С целью борьбы с революционными настроениями в России Николай I создал

1)»Союз благоденствия» 2) «Негласный комитет» 3)адвокатуру 4)III отделение канцелярии

А8 Прочитайте отрывок из работы современных историков Л. Е. Морозова и А. В. Демкина и укажите, о ком идет речь.

«Жизнь ... сопровождалась головокружительным взлетом к вершинам власти и катастрофическим падением в тюремное небытие. Гордая, властная, умная и образованная [***] позна­ла и опьянение властью, и славословия придворных льстецов, и жестокое унижение, и горькое чувство собственного бесси­лия. Даже поражение в борьбе за власть не умаляет ее оценки как крупного политического деятеля России второй полови­ны XVIIв.».

1) царевна Софья 2) Марина Мнишек 3) Софья Палеолог 4) Елена Глинская

В1. Расположите следующие события в хронологической последовательности

1)восстание Е.И.Пугачева 2)Бородинская битва 3)восстание С.Разина 4)Полтавская битва

В2. Какие три из перечисленных признаков характеризовали по­литический кризис в России середины 1850-х гг.?.

1) массовые волнения в армии и на флоте

2) поражение России в Крымской войне

3) создание рабочей легальной партии

4) поражение России в русско-японской войне

5) дипломатическая изоляция России

6) требования в обществе отмены крепостничества

В3. Установите соответствие между именами российских импе­раторов и событиями, связанными с периодом их правления.

ИМПЕРАТОРЫ СОБЫТИЯ

А) Пётр I 1) Ливонская война

Б) Екатерина II 2) начало Крымской войны

В) Александр I 3) принятие «Жалованной грамоты городам»

Г) Николай I 4) Северная война

5) принятие указа о «вольных хлебопашцах»

В4. Прочитайте отрывок из письма наследника русского престола и напишите имя его отца.

«Мой отец, по вступлении на престол, захотел преобразовать все решительно. Его первые шаги были блестящими, но последующие события не соответствовали им...

Военные почти все свое время теряют исключительно на парадах. Во всем прочем решительно нет никакого строго определенного пла­на. Сегодня приказывают то, что через месяц будет уже отменено... Благосостояние государства не играет никакой роли в управлении де­лами: существует только неограниченная власть, которая все творит шиворот-навыворот. Невозможно перечислить все те безрассудства, которые совершались здесь... Мое несчастное отечество находится в положении, неподдающемся описанию. Хлебопашец обижен, торгов­ля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены. Вот кар­тина современной России, и судите по ней, насколько должно стра­дать мое сердце...».

С1.Назовите не менее двух направлений внутренней политики Ивана Грозного. Приведите не менее трех примеров мероприятий Ивана Грозного, относящихся к названным направлениям

С2.Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.

Тайные общества декабристов существовали с 1816 г., они имели в своем составе смелых и решительных людей. Были разработаны программные документы. 14 декабря 1825 г. де­кабристы вывели войска на Сенатскую площадь. Однако вос­стание потерпело поражение.

Укажите не менее двух объяснений того, почему выступление состоялось раньше намеченного срока. Приведите не менее двух причин, которые предопределили поражение восстания.

Наши рекомендации