Формы проведения экзаменов
Письменный экзамен по родному языку и литературе(язык обучения школы) проводится в форме эссе. На экзамен отводится 3 астрономических часа.
На выбор выпускников будут предложены 10 тем; конверты с темами эссе вскрываются за 15 минут до начала экзамена; объем эссе – 250-300 слов. Темы для эссе будут определяться Министерством образования и науки РК. Они публикуются в открытой печати в срок не позднее 10 марта.
Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. В эссе не может быть анализа широкого круга проблем. Оно предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей. В содержании эссе оцениваются в первую очередь умение четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:
- мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов;
- мысль должна быть подкреплена доказательствами, поэтому за тезисом следуют аргументы.
Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Предпочтительнее приводить два аргумента в пользу каждого тезиса, так как один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
- вступление
- тезис, аргументы
- тезис, аргументы
- заключение.
При этом вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении резюмируется мнение автора). Очень важно, чтобы обучающиеся осознали, что языку эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов.
Из формальных правил написания эссе выделяют только одно – наличие заголовка. Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательного повторения выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок. Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.
Следует выделить наиболее типичные ошибки при написании эссе:
- утомительные предисловия;
- недостаточное количество деталей;
- перечисление утверждений без иллюстрации их примерами;
- многословие, т.е. эссе ограничено определенным количеством слов;
- длинные фразы, которые не доказывают правоту автора, короткие предложения при этом часто производят больший эффект. Эффективно, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими;
- использование научных терминов, слов из энциклопедий, которое перегружает эссе и отвлекает внимание читателя, приуменьшая его значение.
Письменный экзамен по алгебре и началам анализа состоит из 5 заданий.
Задания направлены на выявление степени усвоения теоретического материала, понятий и приемов, умения решать задачи, уровня функциональной грамотности. На экзамен отводится 5 астрономических часов.
Эссе в 11(12) классе оценивается двумя оценками, письменная экзаменационная работа по алгебре и началам анализа – одной.
Устный экзамен по истории Казахстана проводится по экзаменационным билетам. Количество составляемых билетов – 30; в каждом билете будет 3 вопроса, из них два вопроса по теории материала по всем основным разделам и темам курса истории Казахстана с древности до нашего времени, третий вопрос – задание практического характера (работа с исторической картой, терминологией, характеристика исторической личности.
На устном экзамене для подготовки ответа обучающемуся предоставляется не менее 20 минут. Если обучающийся не ответил на вопросы по билету, Комиссия разрешает ему взять второй билет (оценка в данном случае снижается на 1 балл).
На тестирование по казахскому языку в школах с неказахским языком обучения или тестирование по русскому языку в школах с нерусским языком отводится 80 минут. Тест состоит из 40 вопросов, разделенных на три блока:
- лексико-грамматический блок – 20 тестовых заданий с выбором одного правильного ответа;
- блок «Аудирование» включает 2 текста по 200-250 слов, 10 тестовых заданий, которые имеют несколько правильных ответов;
- блок «Чтение» состоит из 2 текстов по 200-250 слов, 10 тестовых заданий.
Выпускник может максимально набрать 60 баллов: за 20 тестовых заданий с выбором одного правильного ответа 20 баллов, 20 заданий с двумя и более правильными ответами максимально оцениваются в 40 баллов.
Тестирование по предметам на выбор. На выбор выпускника предлагаются следующие предметы: Физика, Химия, Биология, География, Геометрия, Всемирная история, Литература, Иностранный язык (английский, французский, немецкий), Информатика.
Тестирование по предметам по выбору (кроме предметов «Иностранный язык» и «Информатика») содержит 40 тестовых заданий, которые будут максимально оценены в 60 баллов, так как двадцать тестовых заданий будут с выбором одного правильного ответа (это 20 баллов) и двадцать заданий – с двумя и более правильными ответами, которые будут максимально оценены в 40 баллов. На тестирование по предметам на выбор отводится 80 минут.
Иностранный язык состоит из трех блоков: лексико-грамматический (20 вопросов с одним возможным ответом), блок «Аудирование» (10 вопросов на основании одного текста объемом 200-250 слов), блок «Чтение» (1 текст, 200-250 слов, 10 тестов по тексту). На тестирование по иностранному языку отводится 80 минут.
По предмету «Информатика» экзамен будет состоять из тестирования и практических заданий. Этот предмет сдается по следующему принципу:
1. 20 тестовых заданий, в которых только один правильный вариант ответа;
2. 7 практических заданий.
На экзамен по информатике отводится 80 минут.
Тестирование проводится в пределах учебных предметов по тестовым заданиям, разработанными Республиканским государственным казенным предприятием «Национальный центр тестирования» (далее – НЦТ) в соответствии с ГОСО. НЦТ составляет базу заданий, доставляет данный материал в органы образования.
В случае несогласия с оценкой, выставленной за экзамен, обучающийся имеет возможность обратиться до 13 часов следующего дня после объявления экзаменационной оценки в Экзаменационную комиссию по итоговой аттестации обучающихся (далее – Комиссия), созданную при районных, городских отделах образования и областных управлениях образования.
Типовыми правилами предусмотрено освобождение обучающихся от итоговой аттестации в следующих случаях:
- по состоянию здоровья;
- инвалиды І-II группы, инвалиды детства, дети-инвалиды;
- участники летних учебно-тренировочных сборов, кандидаты в сборную команду Республики Казахстан для участия в международных олимпиадах (соревнованиях).
Досрочная итоговая аттестация выпускников 11 (12) классов допускается в случае выезда обучающихся за границу для поступления на учебу либо на постоянное место жительства и проводится в форме итоговых экзаменов или государственных выпускных экзаменов не ранее, чем за 2 месяца до окончания учебного года.
Выпускникам 11 (12) классов, выезжавшим на учебу за рубеж по линии международного обмена школьниками и окончившим там образовательные учреждения, необходимо пройти итоговую аттестацию за 11-й класс в организациях образования Республики Казахстан. С учетом отметок по предметам, изучавшимся за рубежом, годовых и итоговых оценок, полученных в предыдущих классах в организациях образования, и после прохождения итоговой аттестации им выдается аттестат об общем среднем образовании.
Финалисты программ международного обмена школьников числятся в контингенте общеобразовательных школ, в которых они обучались до выезда по линии международного обмена школьников, на период их полного курса обучения.
Для детей с особыми образовательными потребностямии (далее –ООП), обучающихся в специальных классов общеобразовательных школ вопрос о необходимости проведения итоговой аттестации в специальных коррекционных учреждениях решается районным, городским отделом образования или управлением образования в соответствии с медицинским диагнозом обучающихся.
Экзаменационные материалы итоговой аттестации в специальных коррекционных учреждениях разрабатываются управлениями образования.
Для детей с ООП, которые проходят итоговую аттестацию, предоставляется дополнительное время при сдаче экзамена согласно решению Комиссии по итоговой аттестации обучающихся в соответствии с рекомендациями школы.
Претенденты на знак «Алтын белгі» будут сдавать итоговую аттестацию в своих школах. Выпускникам 11 (12) класса, показавшим примерное поведение и имеющим годовые и итоговые оценки «5» по всем предметам в период учебы с 5 по 11 (12) классы и прошедшим итоговую аттестацию по завершении общего среднего образования на оценку «5», выдается аттестат об общем среднем образовании «Алтын белгі» в соответствии с формой, утвержденной приказом № 39, и знак «Алтын белгі».
До 30 марта 2017 года приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан «О завершении 2016-2017 учебного года» будут установлены сроки итоговой аттестации.
Все материалы итоговой аттестации составляются и доставляются Национальным центром тестирования до управлений образования, далее управлениями образования до школ.
Оценивание письменных и устных экзаменов, а также листы ответов тестирования будут проверяться в школе Комиссией по предмету на основании предоставленных им кодов правильных ответов.
Материалы итоговой аттестации (листы ответов, книжка вопросник и т.д.) хранятся в школе в течение 3-х лет.
2. Требования к содержанию итоговой аттестации выпускников школ, критерии оценивания
Экзаменационные материалы к государственным выпускным экзаменам по предметам «Родной язык и литература» (язык обучения), «Алгебра и начала анализа» и «История Казахстана» разрабатываются Национальным центром тестирования МОН РК.
Государственный экзамен по родному языку и литературе (язык обучения) представлен в форме эссе, включающий десять тем разной проблематики, сгруппированных в соответствии с определенной структурой: пять литературных тем, пять тем являются свободными.
В случае выбора литературной темы эссе рекомендуется опираться на авторскую позицию и формулировать свою точку зрения. Необходимо аргументировать свои тезисы, опираясь на литературные произведения.
В случае выбора свободной темы эссе можно аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.).
Также прилагаются краткие инструкции для обучающихся.
Структура и содержание экзаменационной работы.
Литературные темы связаны с анализом художественных произведений, изученных в рамках курса «Литература». Они подобраны таким образом, чтобы в экзаменационном материале были представлены произведения двух литературных эпох: литературы XIX в. и XX в. При этом разнообразно представлены литературные роды и жанры художественных произведений.
Темы эссе, связанные с поэзией, должны раскрываться выпускником на примере не менее двух стихотворений. Темы эссе, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере одного-двух произведений (их количество может быть увеличено по усмотрению выпускника).
Свободные темы предполагают написание эссе по философской или этико-нравственной проблематике. При написании эссе-рассуждения на одну из этих тем выпускником могут быть приведены аргументы с опорой как на содержание художественных произведений, так и на жизненный опыт обучающегося (личные впечатления, собственные размышления на тему и т.п.).
Темы эссе, сформулированные в форме цитаты, представляющей собой высказывание одного из представителей культуры, нацеливают на свободное рассуждение, которое может содержать как аргументы, подтверждающие справедливость суждения, так и контраргументы, доказывающие право на существование иной точки зрения.
Необходимо выбрать только одну из предложенных тем, а затем написать эссе на эту тему в объеме 250-300 слов. Необходимо тщательно продумать композицию эссе.
Эссе необходимо писать четко и разборчиво, с соблюдением норм речи.
Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими и толковыми словарями, сборниками афоризмов.
Продолжительность экзаменационной работы.
На выполнение экзаменационной работы по родному языку и литературе отводится 3 астрономических часа. В продолжительность выполнения экзаменационной работы по учебным предметам не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся, выдачу экзаменационных материалов, заполнение экзаменационных работ).
Оценивание результатов экзамена по русскому языку (письменная форма).
Для оценки экзаменационной работы используется комплекс критериев оценивания, соответствующий определенному типу заданий: эссе на литературную тему, эссе на свободную тему.
При проверке эссеоценивается уровень сформированности следующих умений:
- создавать текст в соответствии с заданной темой;
- логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть эссе- рассуждения;
- подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное высказывание; выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения;
- осуществлять выбор языковых средств в соответствии с родом, жанром и темой эссе; оформлять текст в соответствии с нормами литературного языка.
Рекомендованы следующие подходы к оценке экзаменационных работ по языку обучения:
- экзаменационная работа оценивается путем сложения баллов по указанным критериям и их перевода в пятибалльную систему оценивания;
- эссе на литературную тему, эссе на свободную тему оцениваются по критериям, указанным в представленной ниже таблице.
Результирующие баллы за экзаменационную работу определяются, исходя из следующих положений:
- если баллы, выставленные двумя экзаменаторами, совпали, то эти баллы являются окончательными;
- если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экзаменаторами, то окончательные баллы определяются как среднее арифметическое баллов двух экзаменаторов с округлением в соответствии с правилами округления чисел;
- если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экзаменаторами, то назначается дополнительная (третья) проверка.
Существенным расхождением в баллах, выставленных двумя экзаменаторами, является расхождение в 8 и более баллов.
Форма | Аспекты оценивания | Баллы | Максимальный первичный балл |
Эссе | Содержание | ||
Грамотность |
Содержание эссе оценивается по критериям, представленным в следующих таблицах.
Среди критериев, по которым оценивается эссе, первый критерий (глубина раскрытия темы эссе и убедительность суждений) является основным. Если по первому критерию эссе оценивается в 0 баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается.
Критерии оценивания содержания эссе на литературную тему
Критерии оценивания | Баллы |
Глубина раскрытия темы эссе и убедительность суждений | |
Экзаменуемый раскрывает тему эссе, формулирует свою точку зрения, убедительно обосновывает свои тезисы | |
Экзаменуемый раскрывает тему эссе, формулирует свою точку зрения, но тезисы обосновывает недостаточно убедительно | |
Экзаменуемый раскрывает тему эссе поверхностно и/или не обосновывает свои тезисы | |
Экзаменуемый не раскрывает тему эссе | |
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по теме эссе | |
Экзаменуемый выразил свое мнение по проблеме, соответствующей теме эссе, и привел не менее двух аргументов в подтверждение этого мнения | |
Экзаменуемый выразил свое мнение по проблеме, соответствующей теме эссе, и привел только один аргумент в подтверждение этого мнения | |
Экзаменуемый выразил свое мнение по проблеме, соответствующей теме эссе, но не привел аргументов, или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе, или экзаменуемый выразил свое мнение по проблеме, не соответствующей теме эссе | |
Композиционная цельность и логичность эссе | |
Эссе характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности | |
Части эссе логически связаны между собой, но имеются нарушения композиционной цельности: мысль повторяется, и/или есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания), и/или есть отступления от темы эссе | |
В эссе не прослеживается композиционного замысла, и/или допущены грубые нарушения в последовательности изложения, и/или нет связи между частями и внутри частей эссе | |
Максимальное количество баллов за эссе на литературную тему |
Критерии оценки содержания эссе на свободную тему
Критерии оценивания | Баллы |
Глубина раскрытия темы эссе и убедительность суждений | |
Экзаменуемый раскрывает тему эссе, формулирует свою точку зрения, убедительно обосновывает свои тезисы, приводятся примеры из текстов произведений. | |
Экзаменуемый раскрывает тему эссе, но тезисы обосновывает недостаточно убедительно, примеры из текстов приводятся вне прямой связи с выдвинутым тезисом | |
Экзаменуемый не раскрывает тему эссе, примеры из текстов произведений не приводятся, суждения текстом не обосновываются | |
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по теме эссе | |
Экзаменуемый выразил свое мнение по проблеме, соответствующей теме эссе, и привел не менее двух аргументов в подтверждение этого мнения | |
Экзаменуемый выразил свое мнение по проблеме, соответствующей теме эссе, и привел только один аргумент в подтверждение этого мнения | |
Экзаменуемый выразил свое мнение по проблеме, соответствующей теме эссе, но не привел аргументов, или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе, или экзаменуемый выразил свое мнение по проблеме, не соответствующей теме эссе | |
Композиционная цельность и логичность эссе | |
Эссе характеризуется композиционной цельностью, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности | |
Части эссе логически связаны между собой, но имеются нарушения композиционной цельности: мысль повторяется, и/или есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри смысловых частей высказывания), и/или есть отступления от темы эссе | |
В эссе не прослеживается композиционный замысел, и/или допущены грубые нарушения в последовательности изложения, и/или нет связи между частями и внутри частей эссе | |
Максимальное количество баллов за эссе на свободную тему по критериям |
Грамотность и фактическая точность речи в эссе и на литературную тему и на свободную тему оцениваются по критериям, представленным в следующей таблице.
Критерии оценивания грамотности и фактической точности речи
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемых | Баллы |
Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки | |
Допущено две-три ошибки | |
Допущено четыре (ОГН) /пять (ЕМН) и более ошибки | |
Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок | |
Допущено три-четыре ошибки | |
Допущено пять и более ошибок | |
Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка | |
Допущено две ошибки | |
Допущено три и более ошибки | |
Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок | |
Допущено три-четыре ошибки | |
Допущено пять и более ошибок | |
Максимальное количество баллов за эссе по критериям |
Ниже представлены шкалы пересчета баллов за эссе в отметку по пятибалльной системе.
Шкала пересчета балла за эссе на литературную тему в отметку по пятибалльной системе
Отметка по пятибалльной системе оценивания | «2» | «3» | «4» | «5» |
Содержание | 0-3 | 4–6 | 7-8 | 9-10 |
Грамотность | 0-2 | 3-4 | 5-6 | 7-8 |
Шкала пересчета балла за эссе на свободную тему в отметку по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной системе оценивания | «2» | «3» | «4» | «5» |
Содержание | 0-3 | 4-5 | 6-7 | 8-9 |
Грамотность | 0-2 | 3-4 | 5-6 | 7-8 |
Образцы экзаменационных материалов (письменная форма) приведены по русскому языку и литературе:
1. Как образы помещиков соотносятся с названием поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»?
2. Драма любви в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
3. «Кто истинно свободен? Тот, кто не раболепствует собственным страстям и чужим прихотям» (Ф.Н.Глинка).
4. Размышление о важности внимания к ближнему.
5. Как следует относиться к собственному таланту?
Предмет «Алгебра и начала анализа»
При проведении любого письменного экзамена особое внимание должно быть уделено направлению обучения, содержанию экзаменационных заданий, оформлению и оцениванию письменной работы.
О содержании экзаменационных заданий по алгебре и началам анализа
І. Обучение в 10-11 классах общеобразовательных школ проводится по направлениям, кроме этого, отдельные школы (классы) углубленно изучают математику. Соответственно экзаменационные задания должны быть составлены согласно направлению обучения (естественно-математического направление, общественно-гуманитарное направление, углубленное изучение математики).
ІІ. Содержание экзаменационных заданий должно охватить все главы учебной программы для 10-11 классов по алгебре и началам анализа соответственно направлению обучения.
Главы учебной программы по предмету
«Алгебра и начала анализа»
Общественно- гуманитарное направление | Естественно-математическое направление | Углубленное изучение математики |
10 класс | ||
Функция, ее свойства и график | Функция, ее свойства и график | Функция, ее свойства и график |
Тригонометрические функции | Тригонометрические функции | Тригонометрические функции |
Тригонометрические уравнения и неравенства | Тригонометрические уравнения и неравенства | Тригонометрические уравнения и неравенства |
Производная | Производная | Производная |
Применение производной | Применение производной | Применение производной |
11 класс | ||
Первообразная и интеграл | Первообразная и интеграл | Первообразная и интеграл |
Степени и корни. Степенная функция | Степени и корни. Степенная функция | Степени и корни. Степенная функция |
Показательная и логарифмическая функции | Показательная и логарифмическая функции | Показательная и логарифмическая функции |
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства | Показательные и логарифмические уравнения и неравенства | Показательные и логарифмические уравнения и неравенства |
Уравнения и неравенства, системы уравнений и неравенств | Уравнения и неравенства, системы уравнений и неравенств |
ІІІ. С учетом указанных глав рекомендуется экзаменационные задания контрольной работы составить по разделам «Вычисления», «Тождественные преобразования», «Уравнения и их системы», «Неравенства и их системы», «Функция и ее график», «Текстовые задачи». Текстовые задачи включают задачи на нахождение площади плоских фигур и объема тел, нахождение наибольшего и наименьшего значения и др. Все задания делятся на уровни А, В, С:
- для выполнения заданий уровня А учащиеся должны владеть базовыми знаниями и навыками несложных вычислений и преобразований, стандартными приемами решения изаданий т.д.;
- уровень В – задания среднего уровня сложности;
- для выполнения заданий уровня С учащиеся должны владеть глубокими и прочными теоретическими знаниями в объеме, предусмотренном учебной программой.
Учитывая направление обучения, предлагаем распределение экзменационных заданий в контрольной работе:
1) для классов общественно-гуманитарного направления предлагается 5 заданий: три задания из уровня А, два – из уровня В (3А + 2В);
2) для классов естественно-математического направления предлагается 6 заданий: три задания из уровня А, два – из уровня В и одно задание уровня С (3А + 2В + С);
3) для школ (классов) с углубленным изучением математики 6 заданий: по два задания из каждого уровня (2А + 2В + 2С).
Оценование экзаменационной работы по алгебре и началам анализа
При выставлении оценок по математике можно выделить существенные и несущественные ошибки (таблица ).
Виды ошибок
Существенные | Несущественные |
ошибки, которые показывают незнание учащимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять | неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия |
незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках | неточность графика |
неумение строить и читать графики функций | нерациональное решение |
вычислительные ошибки, если они не являются опиской | недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях |
логические ошибки | небрежное выполнение записей, чертежей или графиков. |
потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня | запись ответа в виде сократимой дроби, иррациональность в знаменателе |
При оценивании экзаменационных работ учитывается характер существенных и несущественных ошибок. Важно уметь отличать существенные от несущественного при записи выполнении задания. Надо обосновывать все то, что не является очевидным по ходу выполнения задания, и объяснять дополнительные построения, если они производились. Например, нет необходимости пояснять, что обе части уравнения возводятся в квадрат, записывать в общем виде формулы корней квадратного уравнения, тригонометрические тождества и т.д. Однако должны быть обоснованы посторонние корни, отсутствие корней, построение дополнительных линий при выполнении задания на нахождение площади плоской фигуры или объема тела и т.д.
При выставлении оценки за письменную работу по алгебре и началам анализа предлагаются следующие рекомендации.
Оценивание письменной работы
Отметка «5» | Отметка «4» | Отметка «3» | Отметка «2» |
Работа выполнена полностью: 5 (ОГН), 6(ЕМН, углубленное изучение) заданий | В работе выполнено правильно 4 (ОГН), 4 или 5 (ЕМН, углубленное изучение) заданий (вне зависимости от уровня сложности) | В работе выполнено правильно не менее 3 заданий (вне зависимости от уровня сложности) | Не выполнено больше половины заданий |
В решении нет математических ошибок | Допущена одна ошибка или два-три недочета в преобразованиях и вычислениях, рисунках, чертежах или графиках | Допущены две-три ошибки или три-четыре недочета в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными знаниями и умениями | Допущено более трех ошибок, показывающих, что учащийся не владеет обязательными знаниями и умениями по данной теме в полной мере |
Логичность и полнота изложения материала | Отдельные неточности в изложении материала | Отдельные нарушения логики изложения материала, неполнота раскрытия материала | Нарушена логика изложения материала |
Оформление экзаменнационный работы по алгебре и началам анализа
При оформлении экзаменнационный работы необходимо соблюдать следующие требования к решению экзаменационных заданий:
- правильность решения;
- обоснованность решения;
- полнота решения;
- рациональность решения;
- соблюдение правил правописания.
Рисунки, графики, таблицы и пр. выполняются карандашом.
Устный экзамен по истории Казахстана проводится по экзаменационным билетам. Количество составляемых билетов – 30; каждый билет включает 3 вопроса, из них 2 вопроса по теоретическому материалу по всем основным разделам и темам курса «История Казахстана» с древности до нашего времени.
Рассмотрим структуру и содержание экзаменационного билета:
1-й вопрос содержит материал курса истории древнего и средневекового Казахстана.
2-й вопрос – по курсу новой и новейшей истории Казахстана.
3-й вопрос – задания практического характера (работа с исторической картой, терминологией, характеристика исторической личности.
Структура и содержание экзаменационного билета
Кол-во вопросов | Макс. балл по вопросам | Форма ответов | |
1-й вопрос по истории древнего или средневекового Казахстана | Устно | ||
2-й вопрос по новой или новейшей истории Казахстана | Устно | ||
3-й вопрос практического характера | Устно, письменно | ||
Итого |
Требования к оцениванию 1-го и 2-го вопросов, каждый из которых оценивается максимально в 10 баллов:
- базовый уровень ответа – 1-6 баллов;
- повышенный уровень ответа – 7-10 баллов.
Базовый уровень:
- знание основных фактов, процессов и явлений, событий истории Казахстана, периодизации истории Казахстана.
Повышенный уровень:
- умение анализировать, систематизировать устанавливать причинно-следственные связи событий, характеризовать общественно-политическую ситуацию на основе дополнительных исторических, картографических хронологических источников;
- обобщать, делать выводы и умозаключения.
Рекомендуются следующие требования к максимальному оцениванию 3-го вопроса билета в 10 баллов при работе с исторической картой, терминологией и при характеристике исторической личности.
При этом критериями оценивания выступают:
- локализация объектов и событий на исторической карте;
- умение отображать исторические факты и события в схемах и составление хронологических таблиц;
- историческая характеристика личности и оценка его роли;
- умение рассказывать об историческом событии, опираясь на иллюстративный материал.
Критерии оценок
№ | Критерии | Баллы |
Общий уровень знаний | 1 балл | |
Знание конкретной проблемы и использование исторических источников | 5 баллов | |
Логическое и аналитическое мышление, стройность и стиль изложения | 2 балла | |
Навыки по раскрытию исторического материала | 1 балл | |
Способность к конструктивным выводам и умозаключениям | 1 балл |
Примечание: Ответы на каждый из 3-х вопросов билета оцениваются в 10 (десять) баллов. В целом максимальный суммарный балл за 3 вопроса составляет 30 баллов.
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале представлена ниже.
Шкала пересчета
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0–4 | 5–16 | 17–24 | 25–30 |
Продолжительность экзамена зависит от количества учащихся в классе (параллели). Выпускнику отводится 20 минут на подготовку ответа по билету.
Использование на экзамене современных технических средств и приспособлений запрещается. Все необходимые дополнительные материалы (карты, схемы, таблицы и т.д.) готовит учитель.
Заключение
Качественные изменения в содержании среднего образования влекут за собой изменения в системе оценивания.
Неотъемлемой частью содержания образования является объективная и достоверная система оценки учебных достижений обучающихся.
Во все времена существовали самые различные способы проверки знаний и умений. В процессе исторического развития менялись формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на обучающихся, мотивационные элементы и многие другие факторы.
Использование критериально-ориентированного подхода и дихотомической системы оценивания значительно повышают уровень объективности и достоверности оценки достижения обучающихся в условиях перехода на новые стандарты образования.
Эффективность содержания, организационных основ и модели данной технологии оценивания подтверждена результатами внедрения в ряде школ Казахстана (НИШ, Мирас и др.), что позволило выявить количественные и качественные параметры результативности критериального оценивания.
При этом в процедуре новой системы оценивания должна преобладать деловая ориентация, а не личностная, то есть оценка процесса деятельности обязана превалировать над оценкой результата.
Стимулирование и поощрение надо направить на успешное освоение обучающимися приемов учебной деятельности, способов формирования в себе лучших нравственных качеств – таких, как старательность, настойчивость в достижении поставленной перед собой задачей, организованность.
При организации процедуры оценивания не следует забывать о существовании у любого обучающегося важнейшей потребности в самоуважении, самоутверждении, в поддержании и повышении чувства собственного достоинства. От того, будет ли удовлетворяться эта потребность в учении, общении с одноклассниками и учителями, существенно зависит его принципиальное отношение к образовательной деятельности.
В данных методических рекомендациях даются разъяснения по вопросам экзаменационного материала по предметам «Родной язык и литература», «Алгебра и начала анализа», «История Казахстана». В методических рекомендациях комментируются подходы к отбору содержания экзаменационных материалов, описываются экзаменационные модели и типы заданий, формулируются требования по организации и проведению экзамена, даются рекомендации по оцениванию экзаменационных работ участников экзамена, приводятся образцы заданий.
Содержание | |
Введение…………….…………….…………….…………….……………... | |
1 Организация итоговой аттестации выпускников школ 2 Требования к содержанию итоговой аттестации выпускников школ, критерии оценивания Заключение | |