Особенности организации и проведения экзаменов

В Приложении 4 приведены данные об организации государственного контроля результатов обучения в средней школе в 8 странах, входящих в межгосударственную организацию ОЭСР - организацию экономического сотрудничества и развития (OECD -Organization of Economical Cooperation and Development). Важно отметить, что вся деятельность по осуществлению внешнего государственного контроля за результатами обучения финансируется преимущественно на государственном уровне через министерства или специальные агентства. Исключение составляет Канада, где финансирование осуществляется из источников провинций.

Как правило, за организацию и проведение программ по оценке результатов обучения отвечают научно-исследовательские организации. Они определяют методологию, подходы к разработке инструментария и интерпретации результатов, осуществляют саму разработку, проведение и анализ результатов при широком участии учителей, специалистов-предметников и других заинтересованных лиц. Проверочные работы в школе чаще проводят сами учителя, иногда в присутствии внешних наблюдателей, или специально подготовленные лица. Проверка работ чаще осуществляется вне школы специально подготовленными учителями. В случае если сами учителя школы проверяют работы своих учащихся, то эти работы, как правило, затем перепроверяются вне школы.

В Англии и США экзамены проводятся независимыми организациями. Во Франции и Германии экзамены проводятся в школе, т.к. они являются неотъемлемой частью среднего образования. В Япониипервый тур экзаменов проводится государственным центром при Министерстве образования, а второй - самими университетами.

За отчетный период собраны для ряда стран примеры экзаменационных работ (структура, содержание, система их оценивания), примеры материалов для подготовки к экзаменам и другие материалы. Они уже используются авторскими коллективами, организованными Минобразованием России для разработки рекомендаций по определению структуры и содержания контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена в России в 2002 г.

Анализ полученных материалов показывает, что страны в рамках экзаменов решают различные задачи. В Англии требуется продемонстрировать углубленную подготовку по 2-3 предметам, во Франции наоборот показать широту подготовки по различным областям знаний, в Германии требуется одновременно продемонстрировать и широту, и глубину подготовки: освоить 28 учебных курсов и сдать четыре экзамена, два из которых повышенного уровня. Различия наблюдаются в целях экзаменов и их содержании. В США одной из основных целей является определение (прогнозирование) способности абитуриента обучаться в высшем учебном заведении, в других странах - оценить уровень подготовки по основным предметам.

Как правило, министерства образования стран контролируют содержание всех вступительных экзаменов в вузы, используя различные средства (рекомендации по разработке экзаменов, обсуждения, экспертизы и др.). Только в США такой связи не прослеживается.

Существенно различается форма проведения экзамена, время на его проведение, возможность выбора предложенных вариантов или вопросов, а также тип вопросов.

В одних странах экзамены проводятся один раз в год, в других – два раза. В Японии централизованный экзамен проводится в январе, а университетский экзамен летом по расписанию университета. В Англии экзамены проводятся

Время на проведение экзамена различается в рассматриваемых странах от 9 ч в Англии до 1 ч 30 мин в США. Это иллюстрирует различие требований к объему материала, овладение которым нужно продемонстрировать на экзамене. Кроме того, более продолжительный экзамен требует большей дисциплины и концентрации внимания в течение длительного времени.

В Англии и Франции абитуриенты имеют возможность выбрать отдельные вопросы или вариант в целом. Наличие выбора вопросов повышенной трудности явно имеет преимущества. Абитуриентам удается продемонстрировать на хорошо знакомом материале овладение общеучебными, интеллектуальными или экспериментальными умениями.

Наиболее отличительной особенностью представленных экзаменов, в основном европейских, является ориентация содержания проверки не на воспроизведение знаний, а на их применение в новой ситуации, на объяснение теоретического и практического материала, планирование и проведение научных экспериментов.

Содержание экзаменов также различно по охвату проверяемого материала и уровню его усвоения. Английские экзамены повышенного уровня охватывают очень большой по объему материал и проверяют его усвоение на достаточно высоком уровне. Французский экзамен бакалавра проверяет овладение только частью изучаемой программы, но на очень высоком уровне. Американский экзамен AP обычно отличается широтой охвата материала, проверяемого на более низком уровне по сравнению с европейскими экзаменами.

Все представленные Европейские страны имеют экзамены, в которых используются в основном открытые задания, на которые нужно дать краткие или развернутые письменные ответы. Иногда даже используются практические и экспериментальные задания. Только в одной из рассматриваемых стран США используются задания с выбором ответа, составляющие большую половину экзаменационной работы. Безусловно, задания с выбором ответа могут быть достаточно сложными, однако данная форма заданий дает возможность угадать правильный ответ. Кроме того, задания с выбором ответа могут оценить освоение ограниченного круга умений. Они не позволяют оценить, насколько абитуриент может обосновать свой ответ, продемонстрировать последовательность и логику решения поставленных перед ним проблем, а также уровень овладения научными методами. Как правило, задания с выбором ответа проверяют знание фактологического материала, умение применять его в знакомых ситуациях или знание алгоритма решения задач. Они позволяют оценить более успешно широту овладения материалом, а не глубину.

Анализируя общие характеристики экзаменационных систем в рассматриваемых странах, следует отметить наличие в них механизмов и организационных структур, контролирующих и обеспечивающих качество работы на всех этапах проведения экзамена, доступность результатов для общественности.

Важной является информация о числе вузов, в которые абитуриент может подать свои документы одновременно. Известно, что в США абитуриент может подавать документы одновременно в любое число вузов, в Японии – только в два.

Наши рекомендации