Социально-экономические ресурсы
2.1. Транспортная сеть
Основной составляющей экономических ресурсов является инфраструктура региона, которая включает: транспорт, средства размещения, питания, развлекательные объекты. Транспорт разделяется на международное и внутреннее сообщение.
Авиасообщение: Симферопольский аэропорт - это международный аэропорт, отправляющий регулярные и чартерные рейсы во многие страны мира – Турцию, Испанию, германию, Израиль и другие Регулярные рейсы связываются с Москвой, Санкт-Петербургом, Оренбургом. Чартерные сообщения с Симферопольским аэропортом осуществляют свыше 20 российских компаний.[29]. Здесь базируются авиакомпании ГАК «Крым», «Таврия-МАК», «Севастополь-АВИА», работают представительства авиакомпаний «Узбекские авиалинии», «Турецкие авиалинии», «Сибирь», «Армянские авиалинии», «Аэрофлот», авиапредприятия «Пулково».[2]
Воздушное сообщение обеспечивают три рейса из Москвы. Они перевозят примерно 400 - 600 человек в сутки в одном направлении. С 29 марта будет введено летнее расписание - больше авиарейсов. При этом самолеты "Аэрофлота", как заметил министр, летят транзитом через Украину без каких-либо ограничений. Но на всякий случай есть и альтернативные коридоры - через Ростов.
Железнодорожное сообщение: Железная дорога связывает полуостров Крым с территорией РФ через Керченскую паромную переправу. Самый крупный вокзал находится в Симферополе, другие в Керчи, Евпатории, Севастополе и Феодосии. [4]
"Минтрансом и подведомственными учреждениями установлены контакты и ведется конструктивный диалог с коллегами из Крыма и Севастополя, - отчитывался министр транспорта РФ Максим Соколов. - Железнодорожные перевозки как в грузовом, так и в пассажирском сообщении, идут по графику. Среднее количество пассажиров в направлении Россия - Крым составляет примерно 1000 человек в сутки".[6]
Морское сообщение: Сегодня крымско-кавказские пассажирские линии обслуживают первоклассные быстроходные суда, которые совершают рейсы между Одессой и Батуми, обслуживают крупные порты Крыма и Кавказского побережья. Из России морские сообщения совершаются Новороссийск – Керчь, а также Ростов-на-Дону – Керчь.
Внутренние сообщение. Главный транспортный узел Крыма – Симферополь. Из него железнодорожные и автомобильные магистрали расходятся по всему полуострову. Внутренне железнодорожное сообщение осуществляется электричками по маршрутам на Севастополь, Феодосию, Керчь (через Джанкой). Приморское шоссе связывает весь Южный Берег Крыма от Феодосии до Севастополя. Регулярное автобусное сообщение осуществляется с Симферопольского автовокзала во все основные курортные зоны Крыма. По маршруту Симферополь – Алушта – Ялта ходят троллейбусы. Все прибрежные города связаны между собой рейсами прогулочных катеров по маршрутам: Ливадия, Мисхор, «Ласточкино гнездо», Алупка, Симеиз, Кастрополь, Форос; Никитский ботанический сад, Гурзуф, Партенит, Алушта, Профессорский уголок, Малореченское, Рыбачье, Морское, Судак.[22]
Автотранспорт: В данный момент автомобильное сообщение осуществляется через Керченскую переправу. В 1975 году на Рижском Судостроительном Заводе для Керченской переправы был построен автомобильный паром «Керченский-1. В 1978 году на переправу пришёл второй автопаром — «Керченский-2»[28].
С приходом автомобильных паромов, которые изначально проектировались как паромы-ледоколы, упростилась зимняя навигация на Керченской паромной переправе. В зимнее время один из автопаромов работал на переправе, перевозя пассажиров и автомобили, а также расчищая от льда путь железнодорожным паромам, второй автопаром в это время проводил грузовые суда по фарватеру Керченского пролива.
Третий автомобильный паром для переправы — «Ейск»[9], был построен в Риге в 1988 году[3].
После распада СССР Россия и Украина стали независимыми государствами, что сделало Керченскую паромную переправу международной. В портах «Крым» и «Кавказ» до вхождения Крыма в состав России действовали пункты пограничного и таможенного контроля.
Паром «Керченский-1» с начала 2000-х годов не участвовал в работе переправы. Обсуждались проекты переоборудования этого парома в буксир или пожарное судно, но они так и не были реализованы. В 2012 году паром порезали на металл.
Автомобильные паромы «Керченский-2» и «Ейск» находятся в собственности государственной судоходной компании «Керченская паромная переправа».
К 2012 году объем перевозок достиг 600 тыс. пассажиров, 50 тыс. автомашин и 10 тыс. тонн грузов[3]. Интервал движения автомобильных паромов составлял около трех часов. В летнее время, когда количество автомашин значительно увеличивалось за счёт отдыхающих, интервал сокращали до двух часов, однако даже в этом случае частота рейсов оказывалась недостаточной — большую часть дня паромы стоят в порту, что приводило к образованию длинных очередей автомашин. В августе 2010 года время ожидания в очереди на паром достигало 8 часов, при том, что сама переправа на другой берег занимает около 20 минут[2][3].
15 августа 2014 года в связи с увеличением числа паромов работающих на переправе наименее вместительные из них — «Керченский 2» и «Ейск» были переведены на линию порт «Кавказ» — Керченский рыбный порт.[3].
Для разгрузки Керченской паромной переправы строится мост через Керченский пролив.
Мост через Керченский пролив (Керченский мост) — строящийся транспортный переход через Керченский пролив. Планируется построить два моста которые свяжут остров Тузла с Керченским и Таманским полуостровом.
Открыть техническое движение планируется 18 декабря 2018 года.[1] Полностью завершить строительство — в июне 2019 года.[2] Мост и автомобильные подходы к нему станут частью автострады М25 «Керчь — Новороссийск».[3]
Рисунок 1. Схема проекта Керченского моста.