По предмету «Окружающий мир» в 3 классе система Л.В.Занкова
(Учебник ««Окружающий мир», 3 класс, авторы: Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова)
2 часа в неделю (68 часов)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Предметные результаты | ||||||
1 четверть. | |||||||||
Природные условия Земли. Природные условия Земли -11 часов. Планируемые результаты (универсальные учебные действия) Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: – интерес к познанию окружающего мира; – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; – понимание причин успеха в учебе; – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; – представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; – представление о своей этнической принадлежности. Обучающийся получит возможность для формирования: – ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – предпосылок для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе заданных критериев; – учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; – понимания чувств одноклассников, учителей; – представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), Словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Обучающийся получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; – на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире; – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; – воспринимать смысл познавательного текста; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); – осуществлять синтез как составление целого из частей; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; – обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку); – подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Обучающийся получит возможность научиться: – осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп; – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов). Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – воспринимать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); – строить понятные для партнера высказывания; – задавать вопросы, адекватные ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. Обучающийся получит возможность научиться: – строить сообщение в соответствии с учебной задачей; – договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе); – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | |||||||||
1. | Приглашение к путешествию. | Знать расположение на глобусе, карте; уметь показывать . | |||||||
2. | Карты. Масштаб. | Уметь определять крупный и мелкий масштаб. Находить расстояние между объектами. Использовать знаки, символы, модели, приведенные в учебной литературе. Знать основные и промежуточные географические направления. | |||||||
3. | Что такое погода? | Проводить наблюдения за погодой и природой родного края. Выделять основные показатели погоды. Осуществлять запись информации об окружающем мире. Использовать знаки, символы, таблицы, приведенные в учебной литературе. Фиксировать с помощью знаков основные показатели погоды. | |||||||
4. | Проверочная работа № 1 по теме «Повторение пройденного во 2 классе». Народные приметы погоды. | Использовать знания в повседневной жизни: определение погоды (облачность, осадки, ветер), прогнозирование. | |||||||
5. | Климат. | Использовать знаки, символы, таблицы, приведенные в учебной литературе. Сравнивать явления и понятия (климат и погода). Понимать структуру построения рассуждений об объектах. Кодировать информацию из текстовой в знаковую и наоборот. | |||||||
6. | Представление о климатических поясах. | Знать климатические пояса. Нахождение климатических поясов на карте и обозначение их на контурной карте. | |||||||
7. | Почва. Состав почвы (практическая работа). | Почва, ее значение для живой природы, хозяйства человека, состав почвы, плодородие как главное свойство почвы. | |||||||
8. | Образование почв на Земле. Плодородие почв. | Определение понятия «плодородие». Установление связи между неживой природой и живыми организмами, взаимосвязи в живой природе между растениями и животными. Объяснение круговорота веществ в природе при помощи схемы в учебнике. | |||||||
9. | Защита почв. Практическая работа «Как образуются овраги». | Оформлять результат исследовательской работы в виде кратких выводов. Осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях. | |||||||
10. | Природные зоны суши. | Выделение существенных признаков природных зон на основе анализа схемы в учебнике. Знакомство с разнообразием природных зон. Установление цепочки связей в природе: что является причиной, что следствием. Определение взаимосвязи между почвой, климатом и растительным и животным миром. | |||||||
11. | Природные зоны. Работа с контурной картой природных зон. | Читать и понимать условные обозначения на карте природных зон. Сравнивать климатическую карту и карту природных зон. Объяснять закономерности Земли в неравномерном распределении тепла и влаги и широтной смены природных зон. Иметь общее представление об особенностях природных зон Земли. | |||||||
Человек в далеком прошлом -10 часов. Планируемые результаты (универсальные учебные действия) Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: – понимание причин успеха в учебе; – интерес к познанию окружающего мира; – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России. Обучающийся получит возможность для формирования: – ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; – принятия ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; – представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. Обучающийся получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; – вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности); – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку); – подводить изученные анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: – выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; – осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – строить сообщение в соответствии с учебной задачей; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); – строить понятные для партнера высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: – учитывать другое мнение и позицию; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной; – использовать речь для планирования своей деятельности; – контролировать действия партнера; – осуществлять взаимоконтроль. | |||||||||
12. | Контрольная работа № 1 по теме «Природные условия Земли». Где зародилось человечество. | Определять географическое положение материка (Африки) с помощью физической карты. Использование условных обозначений на карте. Нахождение на физической карте географических объектов. Нанесение географических объектов на контурную карту. | |||||||
13. | Климат и природные зоны Африки. Экваториальный лес. Саванна. | Работа с климатической картой, картой природных зон. Определение по карте границ климатических поясов и природных зон. Соотнесение местоположения климатических поясов с природными зонами. Иметь представление о растительном и животном мире природных зон Африки. | |||||||
14. | Климат и природные зоны Африки. Пустыня. Средиземноморская зона. | ||||||||
15. | Жизнь древних людей. | Сравнение древнего человека с современным: как изменялись орудия труда, образ и уклад жизни человека со времени его появления до настоящего времени. | |||||||
16. | Самые древние государства. | Иметь представление о государстве, его функциях. Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи. Проводить аналогии между событиями, изобретениями Древнего мира и Нового времени. | |||||||
17. | Лента времени. Практическая работа. Материки и части света. | Практическая работа с лентой времени: определение периодов истории, соотнесение века с годом, понимание условных обозначений года, века арабскими и римскими цифрами. Нахождение на карте материков и частей света. | |||||||
18. | Проверочная работа № 2 по теме «Лента времени». Расширение знаний о мире. | Отслеживание по тексту и карте в учебнике маршрутов великих путешественников (Питей, А. Македонский). Обсуждение значений и целей походов А. Македонского и других путешественников для Европы. Выделение качеств личности, необходимых путешественнику того времени. Сравнение исторической карты местности с географической картой. | |||||||
2 четверть. | |||||||||
19. | Первые шаги в изучении природы. | Понимать значение наблюдения в природе для науки: как появляются открытия, изобретения. Проводить аналогии между использованием изобретений в древнем мире и современном. | |||||||
20. | Духовная жизнь древнего человека. | Определение понятия «язычество». Обсуждение значения язычества в духовной жизни древнего человека. | |||||||
Земли восточных славян -22 часа Планируемые результаты (универсальные учебные действия) Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; – осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире; – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; – воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов); – подводить изученные анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: – понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); – осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать модели и схемы по заданиям учителя; – строить сообщения в устной и письменной форме; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) без указания количества групп; – строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении). Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – строить сообщение в соответствии с учебной задачей; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Обучающийся получит возможность научиться: –контролировать действия партнера; – осуществлять взаимоконтроль; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной; – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; | |||||||||
21. | Географическое положение Европы. | Извлекать информацию из карты. Читать условные обозначения. Составлять характеристики географических объектов, природы, климата на основе логических рассуждений и чтения карты. Находить и показывать на карте географические объекты Европы, описывать их географическое положение. Называть и находить на карте материки и части света. | |||||||
22. | Первые люди на нашей Земле. | Понимать общечеловеческий характер перехода от первобытных стадий жизни к цивилизации, происхождения многих народов на территории Восточно-Европейской равнины. Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных источниках. | |||||||
23. | Восточно-Европейская равнина. | Обобщать материал о природе Восточно-Европейской равнины, полученный из разных источников информации (карты, текст). Обозначать географические объекты на контурной карте. | |||||||
24. | Степи. Разнообразие растительности. | Понимать особенности природных условий степной зоны. Выделять существенные признаки степной зоны и растительности степи. Приводить примеры растений степи. | |||||||
25. | Степи. Животный мир. | Устанавливать взаимосвязи в живой природе и между живой и неживой природой. Приводить примеры животных степной зоны. Определять приспособленность животных к жизни в степи. | |||||||
26. | Люди в степи. | Устанавливать взаимосвязи в природе между деятельностью человека и природными условиями. Обсуждать, к каким экологическим проблемам может привести нарушение равновесия в природе. Осознавать и оценивать последствия, к которым приводит влияние человека на природные сообщества. | |||||||
27. | Лесостепь. | Различать природные условия основных и переходных природных зон (климат, почвы, растительность). Выделять существенные признаки лесостепной зоны. Сравнивать изучаемые природные зоны (степь, лесостепь). | |||||||
28. | Лесная зона. | Классифицировать растения и животных по природным зонам, ярусам леса. Проводить аналогии между изучаемым объектом и собственным опытом. | |||||||
29. | Сезонные изменения в лесу. | Иметь представление о приспособлении животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе, о распространении семян и плодов. Составлять таблицы, схемы, используя приведенные в учебнике текст и рисунки. | |||||||
30. | Экскурсия в природу. Сезонные изменения в лесу. | Вести наблюдения в природе. Фиксировать изменения, происходящие в разные времена года, в растительном и животном мире. Выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края. | |||||||
31. | Контрольная работа № 2 по теме «Лес». | ||||||||
32. | Как жили наши древние предки. | Сравнивать хозяйственную деятельность человека в разных природных зонах. | |||||||
33. | Расселение славян в лесах. Путь «из варяг в греки». | Понимать особенности расселения славян по территории Восточно-Европейской равнины. Устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах. | |||||||
34. | Обожествление природы. | Устанавливать связь между деятельностью древних славян и условиями их жизни и быта. Понимать понятие «язычество». Проводить аналогии между языческими праздниками и праздниками нашего времени. | |||||||
35. | Экскурсия в краеведческий музей. Родной край в далеком прошлом. | Иметь представление об истории родного края. Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков. | |||||||
3 четверть. | |||||||||
36. | Первые русские князья. | Осознавать понятие «государство». Определять признаки и значение государства. Иметь представление об образовании Древнерусского государства, о первых русских князьях. | |||||||
37. | Принятие Русью христианства. | Понимать значение принятия христианства для Руси. Иметь представление о выдающемся государственном деятеле – князе Владимире. | |||||||
38. | Расцвет Древнерусского государства. | Понимать значение сильного государства. Выделять существенные характеристики Древнерусского государства. Иметь представление о выдающихся российских государственных деятелях в изучаемый период (князьях Владимире, Ярославе Мудром), о связанных с ними событиях и их влиянии на историю нашего Отечества. | |||||||
39. | Древнерусская культура. | Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, культуре. Анализировать иллюстрации и сопоставлять их со словесным описанием в тексте. Приводить примеры культурных и общественных событий, оценивать их значимость в жизни людей, государства. | |||||||
40. | Ослабление Древнерусского государства. | Устанавливать причинно-следственные связи раздробленности государства и их последствий. Определять понятие «натуральное хозяйство». | |||||||
| Ордынское нашествие | Соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком. Находить место изученных событий на ленте времени. Определять последовательность исторических событий России. Называть исторических деятелей (Чингисхан, Батый). | |||||||
| Угроза с запада. | Соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком. Определять последовательность событий в истории России. Строить сообщения об исторических деятелях (А.Невский), используя дополнительные источники информации. Приводить примеры событий, фактов, характеризующих личность, оценивать их значимость для людей и государства. Отражение на ленте времени битв на Неве (1240 г.) и Чудском озере (1242 г.). | |||||||
Объединение русских земель вокруг Москвы – 12 часов. Планируемые результаты (универсальные учебные действия) Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: – ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; – интерес к познанию окружающего мира; – ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; – осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; – осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю; – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; – этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков; – понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; – ориентация в поведении на принятые моральные нормы; – понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц; – принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; – понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Обучающийся получит возможность для формирования: – выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации учения; – учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; – способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – реализации основ гражданской идентичности в поступках; – следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – установки на здоровый образ жизни; – ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), Словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. Обучающийся получит возможность научиться: – на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; – осуществлять запись указанной учителем информации об окружающем мире; – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; – воспринимать смысл познавательного текста, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; – подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: – понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении); – осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать модели и схемы по заданиям учителя; – строить сообщения в устной и письменной форме; – находить разнообразные способы решения учебной задачи; – строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении). Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; – строить сообщение в соответствии с учебной задачей; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе); – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. Обучающийся получит возможность научиться: – контролировать действия партнера; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной; – строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – использовать речь для регуляции своего действия; – оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; – адекватно использовать языковые средства для решения различных коммуникативных задач; – понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; – осуществлять взаимоконтроль; – использовать речь для планирования своей деятельности. | |||||||||
| Залесская земля. | Определять последовательность важных событий в истории России. Определять периоды зарождения и распада Древнерусского государства. | |||||||
| Что такое природное сообщество. | Определять понятие «природное сообщество». Осваивать доступные способы изучения природы (наблюдение, сравнение). Осознавать элементарные правила поведения в природе и социальной среде | |||||||
| Законы лесной жизни. | Определение понятия «природное сообщество». Приведение примеров природных сообществ. Знакомство по рисунку с природным сообществом лес. Знать элементарные правила поведения человека на природе (лесу). | |||||||
| Природное сообщество луг. | Установление связей в природном сообществе луг по рисунку. Составление пищевых цепей. Определение роли животных в сообществе луг. Приведение примеров животных, растений, насекомых, обитающих на лугу. Знакомство с ядовитыми растениями луга. | |||||||
| Природное сообщество озеро. | Находить на карте и знать названия крупных озер России. Использовать рисунки, собственные наблюдения, текст учебника для изучения природного сообщества озеро. | |||||||
| Природное сообщество поле. | Распределение растений по группам по самостоятельно выделенным признакам (культурные, луговые, сорняки, ядовитые). Работа в группах: классификация растений и животных по сообществам. | |||||||
| Контрольная работа № 3 по теме «Природные сообщества». | ||||||||
| Возвышение Москвы. | Определять последовательность исторических событий. Находить в тексте учебника необходимую информацию об условиях, которые способствовали возвышению Москвы. Знакомиться с обликом столицы и его изменением в ходе исторического времени (к концу XIII века). | |||||||
| Куликовская битва. | Соотносить исторические события с датами. Составлять план сражения и описывать его, используя текстовую и графическую информацию (рисунок, схема). Знать дату и значение Куликовской битвы для России, народа. | |||||||
| Стояние на реке Угре. | Соотносить исторические события с датами, дату с веком. Определять последовательность важных исторических событий России. Называть причины победы русских войск над захватчиками. Знать дату освобождения Руси от ордынского ига – 1480 г. | |||||||
| Создание Московского государства. | Отражать важнейшие события истории на ленте времени (конец XV – начало XVI века, создание Московского государства). Пользоваться историческими картами. Ориентироваться в важнейших для страны событиях в изучаемый период времени. Иметь представление об истории Московского государства. | |||||||
| Грозный царь. | Составлять портрет исторического деятеля Ивана Грозного. Оценивать факты и события с позиции их значимости для истории русского народа. Уметь оценивать роль личности в истории с разных сторон. | |||||||
| Развитие русской культуры. | Представление сообщений о городах, входящих в Золотое кольцо России. Нахождение на карте и фиксация на контурной карте этих городов. | |||||||
Путь от Руси к России – 12 часов. | |||||||||
| Русские первопроходцы. | Находить и показывать на карте пути великих путешественников, открывателей новых земель (А. Никитин и Ермак). Составлять небольшие рассказы о достопримечательностях новых земель. Находить на карте географические объекты (Белое, Азовское моря, Тихий океан, Балтийское море, острова Северного Ледовитого океана). | |||||||
| Географическое положение Азии. Сибирь. | Определять географическое положение Азии. Находить и называть географические объекты, заданные учителем. Разделять материк на две части света: Европу и Азию. Называть и показывать географические объекты, по которым проходит условная граница. Выделять природные особенности Сибири. | |||||||
| Тайга. | Использовать карты природных зон для составления характеристики тайги. Сравнивать изучаемые природные зоны России. Классифицировать животных зоны лесов на группы по самостоятельно выделенным признакам. Приводить примеры животных и растений зоны тайги. Знать правила поведения в лесу. Оценивать свое поведение и поведение других людей в природе. | |||||||
| Природное сообщество болото. | Находить на карте болота. Объяснять причины образования болот, описывать их особенности как природного сообщества. Приводить примеры представителей растительного и животного мира, характерных для этого природного сообщества. Знать правила поведения на болоте. | |||||||
| «Хожение за три моря». | Находить и демонстрировать на карте путь путешественника А. Никитина. Использовать карты, дополнительные источники информации (энциклопедии, справочники), рисунки, картинки для подготовки и представления сообщений о природе Индии. | |||||||
| Смутное время. Спасители земли Русской. | Определять роль Минина и Пожарского в истории России. Знать историю появления государственного праздника Дня народного единства. | |||||||
| Расширение пределов страны. Работа с контурной картой. | Работа с контурной картой: нанесение географических объектов, маршрута путешественников. | |||||||
| Природа тундры. | Составление характеристики особенностей природных условий тундры на основе схемы и текста в учебнике. Знакомство по рисунку с животными тундры. Классификация животных на группы по самостоятельно выделенным признакам. Составление плана рассказа «Природа тундры». | |||||||
| Люди в тундре. | Выявлять положительное и отрицательное влияние человека на природу. Приводить примеры растений и животных тундры, их приспособления к жизни в тундре. Знать основные виды деятельности человека в тундре. | |||||||
| Арктическая пустыня. | Приводить примеры растений и животных Арктики, их приспособления к жизни в арктической пустыне. Сравнивать условия жизни в разных природных зонах. | |||||||
| Народы Сибири. Рудознатцы. Послы. | Устанавливать взаимосвязи между человеком и природой, зависимость деятельности человека от жизни в определенных природных условиях. | |||||||
| Контрольная работа № 4 по теме «Природные зоны». | ||||||||
| Россия накануне реформ. | Узнавать государственную символику. Соотносить исторические понятия с датами, конкретную дату с веком. Определять последовательность важнейших событий в истории России. | |||||||
Знать:
Состав и свойства почвы;
Характерные признаки сезонов года родного края;
Названия основных сообществ ( лес, луг, водоем);
Названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;
Названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;
Особенности природы своего края;
Правила поведения в природе;
Имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир и Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Д. Пожарский и К. Минин.
Уметь:
Понимать условный язык карт и планов, пользоваться масштабом;
Находить на физической карте России природные зоны;
Характеризовать природные зоны и природные сообщества России;
Узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
Приводить примеры растений и животных природных зон и природных сообществ (2-3 объекта);
Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней.
Школьникам, обучающимся по данной программе, предоставляется возможность овладеть следующими дополнительными умениями и знаниями:
Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп).
Иметь представление об истории человека в древние времена.
Знать имена исторических лиц древности: Аристотель, Александр Македонский; имена зарубежных ученых и путешественников: Ф. Магеллан, Х. Колумб, Н. Коперник, И. Ньютон.
Иметь представление об истории родного края.