Мотивы и причины, лежащие в основе разрушительных действий

Далеко не всё, что составляет культурное наследие, осваивается новым поколением людей, перенимается им, принимается в качестве наследства. Реальный процесс преемственности в области культуры ещё более специфичен, чем создание и освоение культурного наследия. Предлагаемое старшим поколением наследство весьма критически оценивается подрастающими «детьми»: часть его безропотно принимается, часть бесповоротно отвергается с порога, а часть беспощадно расходуется в ходе освоения в силу неумения, неопытности, разгильдяйства.

Проблема сохранения культурного наследия имеет комплексный характер. В области взаимодействия культур различных народов, эпох мы можем встретить примеры, когда одна культура не может мирно уживаться с другой. Так, христианство беспощадно искореняло варварскую культуру древней Европы. Католичество, проникнув в Новый Свет, уничтожало индейские культуры коренных жителей Америки, их литературные произведения, архитектуру, искусство. Во время войн беспощадно уничтожаются не только армии, население, но и памятники культуры. Да, состояние культуры зависит от экономических процессов, но не сводится только к ним. Огромную роль здесь играет политика, право, мораль, решимость сохранить поистине бесценное культурное наследие, доставшееся нам, освоить его и передать нашим детям в преумноженном, обновленном, облагороженном долгом, патриотизмом, заботой о будущем, виде.

Что побуждает и отдельных людей, и социальные группы, и целые государства идти по пути разрушения? Поиски ответа на этот вопрос заставляют каждого, кто задумался над этой проблемой признать, что понимание «культурной или иной ценности» менялось от эпохи к эпохе. В самой этой смене находило и находит отражение диалектическое, противоречивое развитие социальных сообществ. Так, одни народы, выходя на передний край истории, подчас уничтожают культуру более слабых народов, или предают её забвению, а зачастую объявляют своей. В своё время, римская культура строилась на взаимодействии различных культурных компонентов - жизнь ей дали этруски, сабины, латины и другие этносы. Но над всеми возобладало латинское начало, положив основание культуры Древнего Рима. И этруски, народ с более древними культурными традициями, со временем забыли свой язык, обычаи, традиции, то есть утеряли свою культуру, а значит, не сохранились как этнос.

Мотивов, побуждающих к разрушению, или причин для этого было множество. Рассмотрим, какие факторы влияют на сохранение и освоение культурного наследия, оставленного нам трудами прошлых поколений.

Несхожие экономические условия жизни разных поколений и разных типов общества и связанные с этим различные ценностные установки.

В зависимости от уровня жизни и образованности ранжировалось то, что считалось ценностью. Экономические возможности африканских стран резко отличаются от таковых в Европе и США. Экономические условия примитивных и развитых обществ влияют на отличие в понимании ценностей духовного и предметного мира и связанных с ними нравственно-эстетических идеалов, целей и задач человеческих сообществ. Так, на территориях южных районов Алжира, в пустыне Сахара, европейские организации защитников природы стремятся создать оазисы растительности. Они создают, тем самым, условия для того, чтобы приостановить движение песков, губительно действующих на растительность, и содействовать восстановлению нормальной жизни местных африканских племен в будущем. Однако молодые побеги растений, и артезианские колодцы требуют ухода, а местные народы рассматривают их как кратковременную помощь для себя и немногочисленных стад животных, поедающих молодые побеги, то есть не считают эти изменения значимыми и ценными. Перефразируя слова К.Марса, можно сказать, что для изголодавшегося бедного человека, жадно поедающего пищу руками, не существует того способа ее потребления, к которому привыкли люди, постоянно живущие в достатке. Поэтому им неведомы принципы сервировки, белые скатерти и салфетки, разнообразие вин, подаваемых к разным блюдам.

Смена идеологических установок. В разных исторических условиях, при господстве разных религиозных и идеологических предписаний менялись представления о необходимости следовать тем или иным идеалам, верованиям, нравственным требованиям, сохранять соответствующие предметы, наделяя их сакральным, общественно-значимым смыслом. Политеистические (языческие) религии до определенного периода уничтожали христианские реликвии. С утверждением в жизни обществ монотеистических религий (христианства, мусульманства), стали уничтожаться капища, идолы, амулеты и другие атрибуты язычества.

Реформационные движения в XVI-XVII вв. в Западной Европе, когда происходил раскол в католическом стане верующих на католиков и протестантов, дают множество примеров, уничтожения протестантами икон, скульптур, папских булл, изгнания священников. Аналогично этому по требованиям религиозной реформы, проведенной при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне в XVII веке, все старообрядческие реликвии не считались ценностью и должны были уничтожаться. Известен факт, как во время богослужения патриарх Никон рубил топором иконы старого письма в присутствии царя и многочисленных верующих, находящихся в это время в храме. Переход от цивилизации к цивилизации в рамках схожих формаций, например, переход между феодализмом и буржуазным обществом, может происходить, не приобретая форму вражды, через ряд компромиссов, соглашений, что приводит к постепенной трансформации культуры. Так, культура буржуазной Англии в наибольшей степени сохраняет культурное наследие феодальной поры: архитектуру, систему права, философские системы и т. д. Но разрыв в области идеологий был значительным. Изменение положения и роли буржуазии в обществе привело к смене идеологий - на смену католичеству пришла такая форма протестантизма, как англиканская церковь. Поскольку идеология очень тесно связана с моралью, философией, литературой, то идеологический разрыв приводит к отказу от тех или иных произведений искусства, литературы и др. Так, могут уничтожаться скульптуры, сжигаться книги, изменяться привычные названия и т. п.

Уже в наши дни отряды движения «талибан» в Афганистане и Пакистане в ходе своих военных действий уничтожают многовековые религиозные памятники буддизма.

Военные действия. В ходе войн и военных конфликтов при необходимости поражения военной силы противника, при продвижении по территории противника или захваченной противником, возникает потребность уничтожения живой силы, техники, оборонительных сооружений противника. В условиях войн воющие стороны, даже осознавая ценность тех или иных объектов, среди которых могут быть храмы, дворцы, музеи, не всегда имеют возможность вести столь «ювелирно» военные действия, чтобы обеспечить сохранность этих объектов, если противник разместил там свои орудия, живую силу и наносит оттуда огневые удары по другой воюющей стороне. Правда, в истории Второй мировой войны есть пример, когда удавалось спасти целые исторические районы от разрушения. Так было, в Польше, когда немецко-фашистские захватчики заминировали историческую часть города Кракова. Они рассчитывали на то, что советские войска, которые войдут в эту часть города, будут уничтожены многочисленными минами, заложенными в разных домах и на улицах. Однако разведка донесла советскому командованию об этом плане, и наше командование изменило тактику наступления, город остался неповрежденным. Советские минеры его очистили от мин и теперь можно видеть старинные средневековые улицы города. Однако это редкий случай в истории войн.

Социальные реформы и революции. В эти периоды также имеет место стремление снизить значимость тех или иных, дорогих для определенной части общества, идеалов, учений, нравственных норм, элементов предметного мира. Они выступают как символы власти, повседневной жизни, обычаев этого социального слоя, против которого ведется борьба. Те или иные элементы предметного мира, являясь олицетворением прошлого, успешной жизни угнетавших классов, в понимании других социальных слоев подлежат уничтожению. Достаточно вспомнить эпоху преобразований Петра I, когда введение европейских культурных установок отодвигало ценности традиционной русской культуры (быт, одежду, обычаи, этические требования в семье и пр.). Затворничеству русской женщины был противопоставлен светский бал, ассамблеи. Целомудренным нарядам боярских дочерей был противопоставлен европейский костюм с глубоким декольте. Скрытые кичкой, кокошником, платком волосы теперь полагалось завивать, укладывать в прически, обильно пудрить. Не подлежали сохранению не только предметы, но и привычки, и слова, и манеры.

Во время революций память о насилии одного класса над другим часто приводила к сознательному уничтожению материальных ценностей. Сожженные усадьбы, вместе с библиотеками, и художественными коллекциями были актом мести не искусству, а людям.

Разрушение имеет место в ходе хозяйственных преобразований: строительства новых дорог, аэродромов, промышленных предприятий, гидроэлектростанций, водохранилищ, каналов и много другого.

Без расширения производственной и транспортной составляющей экономика любой страны не может развиваться. Однако при строительстве водохранилищ или каналов, которые должны пройти по тем или иным местам, прежде чем осуществить такие работы, как правило, должны проводиться археологические исследования. Так было при строительстве Волго-Балтийского канала, отдельные участки которого должны были пройти по населенным территориям. Сюда в 40-х годах XX в. были направлены археологи, которые, проведя раскопки, обнаружили следы городских поселений: бревенчатые срубы IX-XII вв. деревянные мостовые. Выяснилось, что местное население в эти века вело торговлю с Новгородом, Киевом, Средней Азией, что в этих местах знали грамоту, и там процветали различные ремесла. Сегодня, те, кто плывет на речных судах по Шекснинскому водохранилищу, еще может встретить на своем пути разрушаемый водной стихией остов Рождественской церкви бывшего Крохина Посада, ушедшего под воду.

Состояние аффекта. На бытовом уровне психологические причины часто служат причиной разрушительных действий. Психическое состояние человека, испытывающего чувство горечи или отчаяния от постигшего его предательства или разочарования, может привести к острому желанию уничтожить те свидетельства, которые могут напоминать о прошлой счастливой жизни. Чувство мести также может побудить человека прибегнуть к разрушению ценностей.

Недостаточный уровень грамотности, низкий уровень общекультурного развития часто не позволяют как отдельному человеку, так и целым социальным группам оценить значение тех или иных природных, социальных, художественных достижений. Плохое образование, отсутствие соответствующей направленности в воспитании, как молодежи, так и взрослых, зачастую лежит в основе пренебрежительного отношения к тем или иным памятникам культуры. Поэтому разрушатся то, что не понятно, не оценено, что находится за горизонтом культурного развития групп, социальных слоев.

Знаменитые скульптуры Летнего сада в Петербурге спрятали не только от плохого климата, вибрации или птиц, но и от людей. До революции и в наши дни сад громили курсанты, абитуриенты, неудачливые любовники. Самый страшный и бессмысленный погром устроили в октябре 2007 г. Для Русского музея, который владеет садом, это стало последней каплей. Итальянские скульптурные подлинники XVII-XVIII вв. выставленные на обозрение публики, неоднократно повергались нападениям вандалов. Подобных примеров можно приводить много.

Мода и изменение стилевых предпочтений эпох влияет на изменение вкусов людей, целых социальных групп. При этом то, что ранее удовлетворяло эстетическим потребностям, с появлением новых тенденций, оказывается ненужным, отправляется на помойки, в печи. Так, с завершением эпохи барокко вкусы городских жителей переключились на мебель и бытовые предметы стиля бидермайер, ему на смену пришли предметы стиля модерн. Расширение производства многотиражных машинных изделий, более дешевых, постоянно обновляющихся, широко рекламируемых вынудило отказаться от предпочтений модерна и массы потребителей перешли к использованию в быту изделий индустриального стандартизированного производства.

Таковы мотивы действий отдельных людей, социальных групп и государств, лежащие в основе тенденции разрушения объектов природного и культурного наследия.

Наши рекомендации