Урок № 12. Былины. Крылатые слова и выражения.
Цели:1. Расширение знаний о былинном жанре.
2. Развитие умения подробного пересказа.
3. Развитие интереса к истории языка, внимания к его образным средствам.
4. Обогащение словарного запаса учащихся.
5. Развитие интереса к знаниям.
В начале урока учащиеся слушают несколько былин в пересказе одноклассников. На тот случай, если никто из детей не прочитает новую былину, у учителя должен быть сборник былин, из которого он прочитает и вместе с учащимися обсудит одну из былин.
Такой вариант использования дополнительного материала будет предлагаться нами в связи с ограниченным объемом учебника и желанием использовать потенциальные возможности четвероклассников.
Следующий этап урока — обобщение знаний учащихся о былинах и сообщение новых сведений познавательного характера.
Учитель ведет с учащимися беседу, в процессе которой определяются характерные особенности былин.
У: «Кто является главными героями былин?»
Д: «Русские богатыри, защитники Родины, сильные, смелые, мужественные люди»
У: «Похожа ли былина на сказку? Чем?»
Д: «В ней может быть сказочный зачин и концовка, сказочные герои, например, змей-Горыныч, сказочные действия, сказочные повторы» и т.д.
У: «Каким речевым своеобразием отличаются былины? В них, например, используются просторечные слова: отворять, разом, доныне, кабы и т.д. А еще?»
Д: «Слова с уменьшительно-ласкательным значением (приводятся примеры); устойчивые выражения (эпитеты), (приводятся примеры), повторы слов».
Затем учитель делает обобщения и дает дополнительные сведения о былинах.
Материал может быть примерно таким:
«Былины — произведения искусства, жанр устного народного творчества. Да, действительно, для них характерен некоторый вымысел, сказочность, но вымысел этот является поэтической правдой.
В былинах мы найдем много исторических, достоверных примет. Кто не знает, например, старинное вооружение воинов: меч, щит, копье, шлем, кольчугу. (Хорошо бы эту амуницию воинов показать на иллюстрации) — все это есть и у богатыря. Некоторые персонажи былин носят имена исторических деятелей. Например, упомянутый в былине «Илья Муромец и Качин-царь» князь Владимир, реальное лицо — князь Владимир Всеволодович Мономах, живший в 11 веке в Киевской Руси.
Былины настолько достоверны в описаниях деталей жизни тех времен, что по ним ученые восстанавливают внешний вид зданий того времени, судят о том, как жили наши предки.
Былины рассказывают о непобедимых русских богатырях — и в этом тоже правда. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали народ на подвиг во славу отечества, поднимали дух и настроение людей в годы испытаний, войны. Былины воспитывали в юношах любовь к родной земле, презрение к врагам-захватчикам.
Однако не следует думать, что в былинах все изображалось так, как было в действительности.
Былины наполнены и фантазией, и выдумкой народа. Так, чтобы подчеркнуть силу и смелость русских богатырей, в былины вводятся сказочные существа (например змей-Горыныч), с которыми сражаются былинные герои.
Поводом к созданию былины чаще служило какое-нибудь событие, а порой — песни, которые славили героев-воинов. Мы слушали с вами, как рассказывались былины — будто песни пелись. Это как раз потому, что ряд былин был создан на основе русских народных песен.
Так же как и картины, изображающие русских богатырей, былины заставляют нас не забывать героическое прошлое, испытывать чувство гордости за смелых и мужественных ее сыновей, и самим любить свою Родину, а если будет необходимость, то и защитить ее.»
Далее учитель может сказать, что часто в былинах употреблялись пословицы и поговорки русского народа. А заодно и вспомнить, чем пословица отличается от поговорки.
Пословица — это меткое короткое суждение, вывод, сделанный народом из каких-либо случаев, событий. Пословица обычно состоит из двух частей, которые часто рифмуются, например: «Сделал дело — гуляй смело».
Поговорка — это часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которые можно заменить другим словом, близким по значению, например: «стучать зубами» — замерзать, «палец о палец не ударить» — бездельничать и т.д. В народе такие поговорки еще называются «крылатыми словами».
Сделав такой логический переход, учитель предлагает учащимся прочитать в учебнике «Крылатые слова и выражения», а затем поразмышлять над ними.
Из предложенных выражений можно выбрать те, которые могут употребляться в былинах: «Аника-воин», «косая сажень в плечах». Остальные выражения могут встречаться в сказках, сказаниях. С ними учащиеся могут составить предложения.
Задание на дом: подготовиться к ответам на вопросы рубрики «Вспомните» по материалу «Повторяю и творю» (задания даются по рядам)