Туристские ресурсы и факторы, влияющие на развитие туризма
Туристкие ресурсы– совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для использования в процессе и в целях туризма. Выделяют непосредственные и косвенные туристские ресурсы. К первым относятся природные и культурно-исторические ресурсы, вторые (инфраструктурные) привлекаются для освоения и использования собственно туристских ресурсов. В реальной жизни все виды туристских ресурсов взаимосвязаны и в ряде случаев трудноразделимы. В этом смысле их потребительская стоимость (полезность) связана с одновременным воздействием на физические, умственные, духовно-нравственные и и психологические стороны жизнедеятельности человека. Правовой режим отдельных видов туристских ресурсов регулируется законодательством (природоохранным, о музейных учреждениях, об охране исторических памятников и др.). Туристские ресурсы являются национальным достоянием. Часть из них, имеющая особое значение, отнесена к субъектам и памятникам мирового значения. Перечень которых устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО. Основой формирования туристского продукта являются, безусловно, природные ресурсы. Природные ресурсы – компоненты природной среды (климат, рельеф, растительность, поверхностные и подземные воды и т.д.), используемые для организации отдыха и оздоровления людей. Привлекательность той или иной территории для развития туризма, прежде всего, познавательного, зависит от наличия культурно-исторических ресурсов(памятников истории и культуры, культовых сооружений, мемориальных мест, народных промыслов и т.д.). культурно-историческое наследие охватывает всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной жизни. Наиболее распространенным формами включения культурно-исторических ресурсов в систему туристского обслуживания являются организация музеев и формирование туристско-экскурсионных маршрутов. На базе туристских ресурсов образуются и развиваются туристские центры – местности, привлекающие туристов в силу наличия природных и культурно-исторических ресурсов, удобств транспортно-географического положения и доступной для туристов информации о них. Типы туристских центров: культурно-исторический, паломнический, курортный, приморский, оздоровительный, деловой, конгрессный, экологический, спортивный и др. С целью сохранения туристских ресурсов практически во всех странах выделяются охраняемые территории, где хозяйственная деятельность ограничена или прекращена вообще, за исключением той, которая необходима для развития растительного и животного мира и сохранения культурно-исторических объектов. Наиболее распространенными формами организации охраняемых территорий являются курорты и национальные парки. Курорт–освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Национальный парк – особо охраняемая территория, создаваемая для защиты ценных природных территорий национального и международного значения в целях науки, просвещения, отдыха. Являясь сложной социально-экономической системой, туризм подвержен влиянию со стороны многочисленных факторов. Их учет необходим для организации эффективной туристской деятельности.
Дистинация-это тур территория предпологающая опред. наббо услуг отвеч. Потреб. Тур-та. Развитие циклично-активное развитие- насыщенияи стабилизация- упадок .
Факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на 2 вида: - внешние (экзогенные); - внутренние (эндогенные).
Внешние факторы воздействуют на туризм посредством происходящих в жизни общества изменений и имеет неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма. К числу важнейших внешних факторов, влияющих на развитие туризма, относятся:- природно-географичекие, -культурно-исторические, -экономические –социальные, – демографические, -политико-правовые, -технологические, - экологические.
Природно-географические(море, горы, леса, флора, фауна, климат и т.д.) и культурно-исторические (памятники архитектуры, истории и культуры) факторы как основа туристских ресурсов являются определяющими при выборе туриста того или иного региона для посещения.
Влияние экономических факторов на туризм главным образом обусловлено тем, что между тенденциями развития туризма и экономики наблюдается тесная взаимосвязь. Гос-ва с развитой экономикой как правило лидируют на мировом рынке по количеству туристских поездок своих граждан. Среди социальных факторов развития туризма в первую очередь необходимо отметить увеличение продолжительности свободного времени населения, что в сочетании с повышением уровня жизни населения означает приток новых потенциальных туристов. Постоянное влияние на развитие туризма оказывают политические факторы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, половозрастной структуры (с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров), семейного положения и состава семей. Так, рост населения в целом прямо пропорционально влияет на увеличение числа туристов. Значительное влияние на развитие туризма оказывают политико-правовые факторы: политическая обстановка в мире и отдельных странах; политика открытия границ; смягчение административного контроля в сфере туризма и т.д.Технологические факторы, связанные с прогрессом в технике и технологиях, в значительной степени воздействуют на развитие туризма, открывают возможности для производства новых видов услуг и совершенствования обслуживания клиентов. Экологические факторы оказывают на туризм самое непосредственное воздействие, т.к. окружающая среда является основой и потенциалом туристской деятельности.
Внутренние факторы, воздействующие на туризм, это ключевые явления и тенденции, проявляющиеся непосредственно в его сфере. К ним относятся в первую очередь материально-технические факторы, связанные с развитием средств размещения, транспорта, предприятий питания, бытового обслуживания, рекреационной сферы и т.д. Кроме того, необходимо выделить следующие факторы, напрямую связанные со спросом и предложением тур услуг: -рост информированности потребителей и изменение их предпочтений, что влечёт за собой переход от стандартизированного массового туризма к дифференцируемому с более гибкими и разнообразными формами обслуживания -возрастание роли координации деятельности в сфере туризма и процессов монополизации (партнерские отношения крупных фирм со средним и малым бизнесом, концентрация и глобализация туристского бизнеса и т.д.), обеспечение сферы туризма кадрами, содействие развитию частного туристского бизнеса, повышение значимости СМИ в рекламе и продвижении тур услуг. Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает сезонность, выступающая как проблема. Сезонность – свойство туристских потоков концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого период времени. Она представляет собой повторяющиеся колебания спроса с чередующимися пиками и спадами.