II. Проблема текста (что это такое и как её определить)
ФИПИ при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Мальцева Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 им. А.А.Хмелевского» г. Курска
Найда Александра Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 им. А.А.Хмелевского» г. Курска
Пояснительная записка.
Для получения аттестата и успешного зачисления в высшие учебные заведения необходимо пройти специальную оценку знаний – единый государственный экзамен (ЕГЭ). Данная проверка представляет собой набор заданий различной сложности, выполнение которых позволяет объективно оценить способности выпускника. Вариантов заданий много, поэтому для их успешного выполнения требуется тщательная всесторонняя подготовка.
«Отрытый банк заданий ЕГЭ» представлен на сайте ФИПИ. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» является проводником важнейших направлений государственной политики в области педагогических измерений, аккумулирует научные идеи, связанные с повышением объективности и эффективности оценивания образовательных достижений учащихся и абитуриентов.
«Отрытый банк заданий ЕГЭ» предоставляет возможность для упрощения процесса самоподготовки – ознакомление не только с самими заданиями, но и с решениями экзаменационных задач части 1 и 2.
Материалы «Отрытого банка заданий ЕГЭ» легли в основу предлагаемого пособия, в котором представлена система подготовки к написанию сочинения-рассуждения. Издание включает значительное количество текстов для написания сочинений, таблицы, что способствует оптимальному восприятию и запоминанию материала.
В основу данного учебно-методического пособия положен материал из опыта работы учителей МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 имени А.А.Хмелевского» города Курска О.Н. Мальцевой и А.В. Найда. В него включены работы обучающихся 10 и 11 классов. Следует отметить, что примеры сочинений, возможно, несовершенны, они не претендуют на образцовые, однако помогут выпускникам проделать определенную работу в нужном направлении.
Пособие адресовано учителям и выпускникам школ.
Секретов написания сочинения ЕГЭ (полезные советы эксперта)
I. План сочинения (важные нюансы)
1. Вступление.
Формулируется одна из проблем текста (вопросом). 2-3 предложения. Например: «Что такое память? Почему она важна для человека? Именно эту проблему поднимает (об этом рассуждает) Д.Д. Иванов в данном тексте».
2. Комментарий проблемы.
Показываем, как проблема раскрывается в тексте, на каких примерах. Помним, что комментарий не пересказ. Представляем авторские тезисы, которые логично подводят нас к формулировке позиции.
3. Позиция автора.
Это микровывод по комментарию проблемы и одновременно ответ на вопрос, который был поставлен во вступлении (они должны соотноситься). 1-3 предложения, началом которых могут стать фразы «Авторская позиция заключается в том, что…»; «Автор считает, что… В этом и заключается его позиция» и т.п.
4. Личное мнение.
Начинается связкой «Я согласен / не согласен / согласен лишь отчасти с мнением (позицией) автора».
5. Тезис (мысль, требующая доказательств).
6. Аргументация. Представляем 2 аргумента за или против. Помним, что аргументы не равны примерам.
7. Вывод. По всему тексту сочинения, а не только по личному мнению. При этом вывод не содержит новые мысли, а лишь повторяет уже сказанное более общими словами. Например: «Таким образом, память является важной составляющей жизни человека, в чём мы убедились на различных примерах».
II. Проблема текста (что это такое и как её определить).
Проблема – это что-то спорное в тексте, поэтому вы увидите разные взгляды на проблему в тексте, который изучаете. Важно обратить внимание на начало и конец текста, потому что они всегда являются сильными позициями. В публицистическом тексте проблема может быть прямо сформулирована в виде вопроса. В художественном тексте нужно научиться «читать между строк», а потому особое внимание уделить финалу, даже если кажется, что текст не окончен.