Образец выполнения задания

Написать по-древнерусски в орфографии XI в. слова: СОБРАТЬ, КУзнЕЦ, ГОРОДСКОЙ, БЕССОННАЯ, ВОЛНА, ГРЁБ.

собрать - неопределенная форма глагола, состоит из 4-х морфем: со-бр-а-ть.

  • В приставке со- звук [о] чередуется с нулем звука: с-ходить, с-бегать, - следовательно, исконно в ней был [ъ] и на месте буквы «о» нужно записать букву «ъ»: съ-.
  • В корне -бр- сочетание согласных звуков не нарушает принцип восходящей звучности, но корней без гласного звука в др.р. яз. не было. В русском языке есть варианты корня бир- / бер-, значит, между звуками [б] и [р] должен стоять редуцированный. в корнях родственных слов после «б» стоят буквы «е», «и», следовательно, буква «б» обозначает мягкий звук [б’] вторичного смягчения (из полумягкого согласного перед гласным переднего ряда), в корне -бр- после согласного следовал редуцированный переднего ряда [ь], он обозначается буквой «ь». Запись древнерусского корня - бьр-.
  • Суффикс -а- глагольной основы – исконный. По-древнерусски записывается без изменения: -а-.
  • Суффикс неопределенной формы -ть соответствует древнерусскому -ти.

Запись слова по-древнерусски: събьрати.

кузнец - существительное мужского рода ед. ч. им. п., состоит из 4-х морфем: ку-зн-ец-о.

· Корень ку- по-древнерусски записывается без особенностей - ку-.

· Суффикс -зн- содержит сочетание звуков, не противоречащее принципу возрастающей звучности, в односуффиксных словах русского языка (казнь, боязнь) суффикс вариантов не имеет, следовательно, по-древнерусски - -зн - .

· Суффикс -ец- в русском языке имеет варианты: куп-ец / куп-ц-а. Поскольку при изменении слова кузнец чередований в суффиксе нет (ср.: кузнеца, кузнецу), подбираем слово с тем же суффиксом, но имеющим вариант с нулем звука. В суффиксе [е] чередуется с нулем звука, следовательно, по-древнерусски суффикс записывается -ьц- .

· На месте современного нулевого окончания в древнерусском языке был редуцированный переднего ряда [ь], т.к. звук [ц] в древнерусском языке XI в. был мягким. Таким образом др.р. окончание - ь.

Запись слова по-древнерусски: кузньць.

городской –полное прилагательное м.р. ед. ч. им. п., состоит из 3-х морфем: город-ск-ой.

· В корне город- полногласное сочетание -оро-, следовательно, по-древнерусски надо написать город-.

· Суффикс -ск- в современном языке имеет вариант -еск- (ср.: друж-еск-ий), чередование нуля звука с гласным [e] свидетельствует о том, что в древнерусском языке суффикс имел редуцированный [ь]. Сочетание согласных [ск] не противоречит принципу возрастающей звучности, между согласными [с] и [к] в современном языке нет беглого гласного (нет вариантов суффикса -*сок-, -*сек- ), поэтому др.р. вид суффикса -ьск-.

· Окончание -ой с грамматическим значением «м.р. ед.ч. им.п.» в древнерусском языке до падения редуцированных произносилось и записывалось как -ыи.

Запись слова по-древнерусски: городьскыи.

бессонная – полное прилагательное ж. р. ед. ч. им. п., состоит из 4-х морфем: бес-сон-н-ая.

· Приставка бес- в современном языке не имеет варианта *бс-, следовательно, в приставке не было редуцированного [ь]. Приставка бес- не входит в список морфем, в которых был [Ý], поэтому по- древнерусски следует записать бес-.

· В корне -сон- гласный [о] является беглым: сн-а, сн-у. При чередовании [о] с нулем звука на месте буквы «о» записывается буква «ъ». Вид корня в древнерусском языке: съ-(н)- (ср. однокоренные слова съп-ати, за-сып-ати; [н] в слове съ-нъ является суффиксом, а исконный согласный корня [п] утратился еще в о.сл. период в результате упрощения группы согласных *pn > *n).

· В состав современного суффикса прилагательного -н- в древнерусском языке входил гласный [ь] (см. выше список суффиксов, содержавших редуцированный [ь]). В современном языке при изменении данного слова (бессонная) чередование гласного с нулем звука в суффиксе прилагательного не появляется. Но его можно обнаружить в прилагательном крас-н-ый / крас-ен-о. Следовательно, в др.р. это был суффикс -ьн-.

· Окончание полного прилагательного ж. р. ед. ч. им. п. после твердого согласного записывается без особенностей: -ая.

Запись слова по-древнерусски: бессъньная.

волна -существительное ж. р. ед. ч. им. п., состоит из 2-х морфем: волн-а.

· Корень волн- в современном языке включает сочетание [ол] между согласными звуками. При этом между [л] и последующим согласным [н] нет беглого гласного, следовательно, звук [л] восходит к бывшему слогообразующему [*lо]; рядом с бывшим слогообразующим звуком до XIII в. стоял редуцированный. В современном языке на месте редуцированного после твердого согласного звучит гласный непереднего ряда, отражаемый буквой «о», это соответствует древнерусскому редуцированному [ъ].Следовательно, древнерусский вид корня - вълн-.

· Современное окончание -а изменений с древнерусского периода языка не претерпело, его вид в XI в. - а.

Запись слова по-древнерусски: вълна.

грёб –глагол, форма прошедшего времени м.р. ед. ч., состоит из 3-х морфем: греб - о - о.

· В корне грёб- на месте звука [’о] мог быть [е] или [ь]. Один из двух вариантов выбирается путем исключения, а проще исключить редуцированный звук. В корне грёб- звук [’о] не чередуется с нулем звука, следовательно, в корне не было редуцированного [ь], остается вариант [е]; сочетание согласных [гр] не противоречит принципу возрастающей звучности, при изменении слова между [г] и [р] не появляется гласный звук, следовательно, между согласными не было редуцированного звука, поэтому древнерусский вид корня: греб-.

· В соответствии с современным нулевым суффиксом в форме ед.ч. м. р. в др.р. языке был суффикс -л- - показатель действительного причастия прошедшего времени. Древнерусский суффикс -л- не имел в своем составе гласного звука.

· В соответствии с современным нулевым окончанием в древнерусском языке был редуцированный [ъ], т.к. согласный [л] - твердый, следовательно, др.р. окончание имело вид: -ъ.

Запись слова по-древнерусски: греблъ.

Задания для самостоятельной работы

1. Выделите в нижеприведенных словах исторические морфемы: снять, ошеломить, загар, угодник, ложка, ушат, начинать, отвращение, поручни, заочный, нарицательный, сыщик, ухищрение, помощник, мщение, облако, обязательный. Образец: поезд - по-езд.

В случае затруднения обращайтесь к этимологическому словарю.

2. Определите, являются ли полногласными сочетания [оро], [оло], [ере] в словах: воровство, беретка, береговой, бережливый, заполонить, полоть, дорожить, поросль, головной, селение, серединный, солод, припорошить, Бологое, дорос, колотушка, мелет, молоть, половинчатость, много полок, положительно, берется, порох, хоромы.

3. Определите, являются ли неполногласными сочетания [ла], [ра], [ре], [ле] в словах: младенец, краснота, крепость, плавать, плескаться, переслать, подсластить, повременить, требовательный, чрезмерно, обременительный, правота, пресный, предельный, вкратце, влачить, враг, зрение, воспрепятствовать, клетка, срамиться, облачный, праздник, расплетать.

В случае затруднения обращайтесь к этимологическому словарю.

4. Укажите, какие из перечисленных согласных в древнерусском языке ХI в. были постоянно мягкими: [л], [м], [п], [д], [ж], [в], [з], [ш], [х], [j], [к], [ц], [с], [ч],[б], [т].

5. Какие гласные в XI в. могли сочетаться с мягкими согласными: а) все гласные переднего ряда, б) все гласные непереднего ряда; в) только редуцированные [ъ] и [ь]; г) гласные [а] и [у].

6. Какие из нижеприведенных суффиксов в древнерусском языке не имели в своем составе гласных звуков: -ск-, -р-, -н-, -к-, -тв-, -ств-, -зн-, -л-, -ц-?

7. Какую букву следует написать по-древнерусски на месте современной буквы «ё» в словах: грёб, житьё, звёзды, пёсик, огонёк, увёл?

8. Установите, в каких словах на месте современного [е] в древнерусском языке XI в. был [Ý]: берег, млеко, звезда, в столе, лето, перст, небо, бытье, чернь, корове, цветок, промерз, смелее, молодец, на ноге, небыль.

9. Установите, в каких словах на месте современного [о] в древнерусском языке XI в. был [ъ]: золотой, дом, лоб, пенёк, волна, горбач, долгота, бровь, ночёвка, комочек.

10. Установите, в каких словах на месте современных [е], [’о] (обозначается буквой «ё»), [о] в древнерусском языке XI в. был [ь]: верх, крестный (ход), мерзкий, жертва, небо, твёрдый, жёлтый, низвергнуть, береговой, племя, первый, черти, чёрный, повёртывать, дружок, напёрсток, жерло, жёрдочка.

11. Установите, в каких словах на месте подчеркнутых букв в древнерусском языке XI в. был [ы]: дорогой, добрый, мыть, сырьё, твои руки, две руки, хитрый, ликуйте, отыскать.

12. Какую букву следует написать по-древнерусски на месте подчеркнутой в словах:

а) буква, руки, стужа;

б) мой, бей, укройте, хозяйка;

в) нёс, брёл, конёк, берёг.

13. Какие из приведенных ниже звукосочетаний были возможны в исконных словах (незаимствованных) в древнерусском языке XI в.?

а) [мн], [стр], [жн], [бл], [вл], [пл], [сл], [мл], [тл], [жк], [кр], [ст];

б) [гы], [ге], [го], [га], [гу], [гÝ], [ги], [гъ], [гь];

в) [ку], [кы], [ко], [къ], [кь], [кÝ], [ке], [ка], [ки];

г) [хе], [ха], [ху], [хъ], [хи], [хь], [хы], [хÝ], [хо];

д) [жа], [шу], [жы], [шъ], [цо], [ци], [шь], [жь], [жи], [жо], [цы], [цÝ].

14. Существовали ли в древнерусском языке XI в. нулевые морфемы?

15. Из приведенных ниже слов выпишите слова: а) с нулевым окончанием; б) с нулевым суффиксом. Установите, какие окончания и суффиксы были в этих словах в древнерусском языке XI в. Слова для работы: дом, рос, рук, шёл, земля, конь, встаньте, род, вождь, лось, отгрёб, раб, жён, вынес.

16. Как следует записать по-древнерусски современные сочетания согласных [ге], [ке], [хе]; [ги], [ки], [хи]: а) в корне слова; б) в окончании?

17. Напишите по-древнерусски в орфографии XI в.:

вариант 1. изгнать, спросишь, исключен, встаньте, дно, спать, ненавистный, рою, лью, дерзкий, толст, простой, свой, зелье, хлеб, белее, в руке, умрет, подравниваться, запряг, творец, крыльцо, покрикивать, мёд, ожёг, веретено, сторож, вратарь, предупреждать.

вариант 2. испечь, мою (что-то), сердце, корм, таковой, убийца, быльём (поросло), лес, цвет, умнее, мухе, в сапоге, напираешь, пошлет, перепутаться, умер, плач, конец, яйцо, тихий, орёл, шов, оболочка, пренебрегать, возгласить.

вариант 3.чрезмерный, беспокойство, толочь, бью, гордый, дёргать, густой, синий, смешной, зерно, данью, дело, вкратце, тёмен, добрее, на орехе, на реке, затереть, дрожишь, отомстит, плениться, берег, волок (сущ.), течь (инф.), купец, лицо, кинул, метла, порох, прохлада.

вариант 4. безрассудство, изречь, пью, волхв, смерть, худой, вражеский, веселье, цена, шедший, теплее, слуге, о смехе, исчезнешь, настиг, сократит, утёк, молодец, кольцо, хитрить, лёгкий, сторониться, чередовать.

ЧАСТЬ 3

Таблицы происхождения гласных и согласных звуков русского языка и исторических чередований в морфемах. Вопросы и упражнения для самостоятельной работы с таблицами

ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ

Таблица 1. Происхождение гласных звуков русского языка.

Таблица 2. Происхождение гласных звуков русского языка (для заучивания).

Таблица 3. Происхождение вторичных согласных звуков русского языка.

Таблица 4. Происхождение шипящих и аффрикат русского языка (для заучивания).

Таблица 5. Фонетические условия и результаты палатализаций.

Таблица 6. Результаты йотовых процессов в славянских языках.

Таблица 7. Происхождение сочетаний гласных полного образования с плавными согласными в славянских диалектах.

Таблица 8. Происхождение сочетаний редуцированных гласных с плавными согласными в древнерусском языке.

Таблица 9. Отражение общеславянских слоговых плавных звуков *rо , *lо в древнерусском и русском языках.

Таблица 10. Изменения в общеславянских сочетаниях согласных звуков.

Таблица 11. Изменение сочетаний *gti, *kti в славянских диалектах.

Таблица 12. Изменение сочетаний *kv, *gv в славянских диалектах.

Таблица 13. Исторические чередования звуков современного русского языка.

ТАБЛИЦА 4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ШИПЯЩИХ И АФФРИКАТ РУССКОГО ЯЗЫКА* (для заучивания)

Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru * gj       * chj
Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru [ж’] * g (I пал.) [ц’] * k (II пал.) [ш’] * ch (I пал.)
  * dj (в.сл.)   * k (III пал.)   * sj
  * zj        
           
Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru * zg (I пал.)   * kj   * stj
Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru [ж’ж’] * zgj [ч’] * k (I пал.) [щ’] * skj
  * zdj   * tj (в.сл.)   * sk (I пал.)
      * kt(i), *gt(i)(в.сл.)   * kt(i), *gt(i) (ю.сл.)
          * tj (ю.сл.)

* Условные обозначения: (в.сл.) - в восточнославянском языке; (ю.сл.) - в южно-

славянском языке; пал. - палатализация; [ж’ж’] - звук «долгий мягкий [ж]» ; [щ’]

- звук «долгий мягкий [ш]».

ТАБЛИЦА 5. ФОНЕТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПАЛАТАЛИЗАЦИЙ*

  Условия Результаты изменений Примеры
I пал. *k *g + *е, *ь, *i,*Ý < монофтонги *ch (a пер. р.) *č’ (ч’) *ž’ (ж’) *š’ (ш’) отьче, рÝчька, печаль жена, ножька, бежимъ тишь, сушити, дышати
II пал. *k *g + *i,* Ý < дифтонги *сh (a пер.р.) *c’ (ц’) *z’ (з’) *s’ (с’) въкратъцÝ, цÝна дроузи, зима, зÝлье орÝси, мусÝ
III пал. *k (a непер. р.) *ę, *ь, *i,*rо + *g + *a, *u, *o *ch (a пер. р.) *ch (кроме *y,*ъ) *c’ (ц’) *z’ (з’) *s’ (с’) дÝвица, зьрцало князь, подъвизатися вься, насмисатися  

*Условные обозначения : a пер.р. - гласный звук переднего ряда; a непер.р. –

гласный звук непереднего ряда; < - образованный из; в скобках записаны

русские соответствия общеславянским звукам.

ТАБЛИЦА 6. РЕЗУЛЬТАТЫ ЙОТОВЫХ ПРОЦЕССОВ В СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКАХ*

сонорные звуки Заднеязычные звуки свистящие звуки
  *rj > *r’ (р’) *nj > *n’ (н’) *lj > *l’ (л’)   примеры: буря конь воля   *gj > *ž’ (ж’) *kj > *č’ (ч’) *chj > *š’(ш’) примеры: божий ярче пастуший   *zj > *ž’(ж’) *sj > *š’(ш’) примеры: ниже выше  
губные звуки переднеязычные звуки
  *mj > *ml’ (мл’) *bj > * bl’ (бл’) *pj > * pl’ (пл’) *vj > * vl’ (вл’) примеры: земля корабль капля ловлю   öю.сл. *ž’d’ (ж’д’) *dj ô в.сл. *ž’ (ж’)   ö ю.сл. *š’t’(ш’т’>щ’) *tj ô в.сл. *č’ (ч’) примеры: вождь   вожак   горящий   горячий  
                 

* Условные обозначения: > - изменился в; ( ) - в скобках записаны русские

соответствия о.сл. звукам.

ТАБЛИЦА 7. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЧЕТАНИЙ ГЛАСНЫХ ПОЛНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПЛАВНЫМИ СОГЛАСНЫМИ В СЛАВЯНСКИХ ДИАЛЕКТАХ

и.-е.   о.сл. ю.сл. З.сл. в.сл.
*(t)ŏr(t) *(t)or(t) -РА- -РО- (-ro-) -ОРО-
*(t)ĕr(t) *(t)er(t) -РЂ- -РЕ- (-re-) -ЕРЕ-
*(t)ŏl(t) *(t)ol(t) -ЛА- -ЛО- (-lo-) -ОЛО-
*(t)ĕl(t) *(t)el(t) -ЛЂ- -ЛЕ- (-le-) -ОЛО-/-ЕЛО- (после шипящих)
*ŏr(t) *or(t) РА-(независимо от интонации) РА- (ra-); РО- (ro-) РА- (при восходящей интонации); РО- (при нисходящей интонации);  
*ŏl(t) *ol(t) ЛА-(независимо от интонации) ЛА- (la-); ЛО- (lo-) ЛА- (при восходящей интонации); ЛО- (при нисходящей интонации);  

ТАБЛИЦА 8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЧЕТАНИЙ РЕДУЦИРОВАННЫХ ГЛАСНЫХ С ПЛАВНЫМИ СОГЛАСНЫМИ В ДРЕВНЕРУССКОМ ЯЗЫКЕ*

и.-е.   о.сл. в.сл. ю.сл.
*rо > *ŭr *(t)ъr(t) (т)ър(т): др.р. търгъ > рус. торг (t) rо (t): ст.сл. òðúÃú или òðüÃú
*rо > *ĭr *(t)ьr(t) (т)ьр(т): др.р. вьрба > рус. верба (t) rо (t): ст.сл. Âðúáà или âðüáà
*lо > *ŭl *(t)ъl(t) (т)ъл(т): др.р. пълкъ > рус. полк (t) lо (t): ст.сл. ïëúêú или ïëüêú
*lо > *ĭl *(t)ьl(t) (т)ъл(т): др.р. вълна > рус. волна; но (т)ьл(т) после шипящих: др.р. жьлтъ > рус. желтый (t) lо (t): ст.сл. Âëúíà или âëüíà; Æëúòú или æëüòú

* Условные обозначения: > - изменение в; *rо , *lо - слоговые плавные.

ТАБЛИЦА 9. ОТРАЖЕНИЕ ОБЩЕСЛАВЯНСКИХ СЛОГОВЫХ ПЛАВНЫХ ЗВУКОВ [*rо], [*lо] В ДРЕВНЕРУССКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ

в о.сл. под действием ЗОС   в древнерусском языке XI в. в русском языке
Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru *(t)ъl(t), *(t)ьl(t) > [*lо] (т)ъл(т) - пълкъ, вълна; (т)ьл(т) после шипящего – жьлтъ, жьрло (т)ол (т) – полк, волна; (т)ел (т) желтый, жерло (нет беглого гласного, т.е. нет вариантов корней с тем же значением: *волон, *волен; *желотый, *желетый)  
*(t)ъr(t) Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru , *(t)ьr(t) > [*rо] (т)ър(т) - гърдыи; (т)ьр(т) - пьрвыии   (т)ор (т) – гордый; (т)ер(т) - первый (нет беглого гласного, т.е. нет вариантов корней с тем же значением *город, *горед)  

ТАБЛИЦА 10. ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЩЕСЛАВЯНСКИХ СОЧЕТАНИЯХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru *kn   *ts   *tm   *tl  
Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru *gn   *ds     >*m [м]   >*l [л] в.сл., ю.сл.
*tn   *ps   *dm дам <*дадмь *dl мыло<*мыдло
Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru *dn > *n [н] *bs >*s [с]        
Образец выполнения задания - student2.ru *bn кануть< *zs   *pt   *bv >*b обоз< *обвозъ
Образец выполнения задания - student2.ru *pn * капнути *ss     >*t [т]    
*mn *ks   *bt долото    
          (ср. долбить)    
Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru *dl   *dt  
Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru   >*sl [сл]   >*st [ст]
  *tl прясло<* прядло *tt число<* читло
    (ср. пряду)   (ср. считать)

ТАБЛИЦА 11. ИЗМЕНЕНИЕ СОЧЕТАНИЙ *GTI, *KTI В СЛАВЯНСКИХ ДИАЛЕКТАХ

Образец выполнения задания - student2.ru     в. сл.[č’]([ч’]) мочь (рус.)  
Образец выполнения задания - student2.ru Образец выполнения задания - student2.ru о. сл. *gti, *kti > *tti   ю.сл.[ š’t’]([ш’т’]) мошть (ст.сл.)
        з. сл. [c’] ([ц’]) moc (польск.)  

ТАБЛИЦА 12. ИЗМЕНЕНИЕ СОЧЕТАНИЙ *KV, *GV В СЛАВЯНСКИХ ДИАЛЕКТАХ

  *kv + i , ý (< * и.е. ei )   в.сл., ю.сл. cvě:др.р.цвýтъ > рус. цвет;
з.сл. kvě, kvi:польск.kwiat, чеш. květ
*gv + i , ý (< * и.е. ei )   в.сл., ю.сл. zvě: др.р. звýзда > рус. звезда;
з.сл. gvě, gvi: польск. gviazda, чеш. hvězda

ТАБЛИЦА 13. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ ЗВУКОВ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

время возникно-вения причина, фонетич. процесс чередующиеся звуки, тип чередования примеры
I. Чередования согласных звуков
о. сл., диалекты о. сл. ЗСС; 1, 2, 3 палатализации йотовый процесс исконный / вторичный вторичный / вторичный в. сл. / ю. сл. несу - ноша, друг- дружить, лик-лицо отец - отчий, друзья - дружить вожак - вождь, свеча - освещение
о. сл. ЗОС, ЗСС, изменения в сочетаниях согласных   исконный / вторичный исконный / ноль звука дадут - дам < *d a d mь ([д] / [-]) мету - мёл < *metlъ ([т] / [-]) веду - вести < *ved ti ([д] / [с]) везу – обоз < *ob vozъ ([в] / [-])
 
II. Чередование полногласных и неполногласных сочетаний типа -оро- / -ра- между согласными, а также начальных ро- / ра-  
диалекты о. сл. ЗОС, изменение сочетаний типа *t or t- , *or t- в. сл. / ю. сл город - град, берег - брег, холод - хлад, молоко – млечный, шлем ошеломить; ровный - равный  
III. Чередования одного звука с двумя типа [е]/[ой],[и]/[ей],[а]/[ин],[у]/[он],[у]/[ов]  
о. сл. ЗОС, изменение дифтонгов и дифтонгических сочетаний исконный / вторичный перед гласным (a) / перед согласным (t) и на конце слова лить – л[еj]ечка, петь – пою (п[оjу]), жать - пожинать, кузнец - ковать, путать – запонка, наверху –верховой, время –времени
IV. Чередования гласных
др.р. падение редуцированных Вторичный гласный / нoль звука: [o] / [-], [e] / [-]; [o], [e] < [ъ], [ь] - в сильной позиции (+), [-] < [ъ], [ь] - в слабой позиции (-)   лоб - лба, пень - пня, дружок- дружка, умен – умный, молодец – молодца, семей - семъя (се[м’j]а)
др.р. переход [e] в [o] исконный / вторичный вторичный / исконный: в. сл. / ю. сл. несу – [н’ос], горошек - посошок на[д’ож]ный- надежда, на[п’ор]сток -перст, перек[р’ос]ток – крест
диалекты о. сл. ЗОС начало слова исконный / вторичный вторичный / исконный в. сл. / ю. сл. один - един, урод –юродивыйягненок – агнец
о. сл.   исконный / вторичный видеть – слышать, купель - печаль, милейший – тишайший
и.- е. лексико-грамматические различия   качественные     и.-е. количественные > о.сл. качественные   и.-е. комбинированные > о.сл. качественные вести – водить, нести – носить, стелить – стол, нести - ноша (*e /*o);   заря - зори, гореть - гарь, клонить - кланяться (и.-е.*ō / *ŏ > о.сл. *a /*o); брать - собирать, стлать - расстилать (и.-е. *ĭ /*ī > о.сл. *ь /*i); замкнуть - замыкать (и.-е.*ŭ/ *ū > о.сл. *ъ /*y); деру - задор – драть – сдирать (и.-е. *ĕ /*ŏ / *ĭ / *ī > о.сл. *е /*o /*ь /*i)

[1] Знаком о обозначаются нулевые морфемы.

Наши рекомендации