Методика - это отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному предмету
Предмет и задачи курса методики преподавания истории в школе
Методика - это отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному предмету.
Метод ( греч. методос) - путь исследования; способ познания.
Предметметодики составляет содержание, организация, формы и методы преподавания и изучения истории.
Задачи: выявление способов обучения. совершенствование процесса обучения во всех его внутренних и внешних проявлениях.
Компоненты процесса обучения - категории исторические , они изменяются с развитием общества. Цели преподавания истории отражают те изменения, которые происходят в обществе .Содержание - обязательный компонент процесса обучения. В преподовании истории преобладает цивилизационный подход вместо формационного, много внимания уделяется историческим личностям. Педагог учит детей уметь разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки поступков людей и т.д.
Процесс обучения истории ставит своей целью развитие индивидуальности школьника, его личностных качеств. Он обеспечивает реализацию всех своих функций(развитие, обучение, восп тание).
Методика призвана выделить и обозначить, переработать, синтезировать всю совокупность знаний о процессе познания и воспитания и открыть новые закономерности - закономерности обучения истории. Это - объективные, существенные, устойчивые связи между задачами, содержанием, путями, средствами обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и результатами обучения - с другой.
Связь методики обучения истории с другими науками.В системе педагогических наук методика тесно связана с дидактикой и опирается на общие положения о проектировании учебного содержания, форм, методов, приёмов и средств обучения. Методика опирается также на данные педагогической психологии и физиологии высшей нервной деятельности. Появление в содержании курсов истории вопросов по истории и культуре народов России, быта, религии, экономики, социальных движений в разных странах мира и прочего предполагает установление связей с этнографией и этнологией, религиоведением, социологией, политологией, экономической теорией и другими науками. Проектирование содержания исторического образования на профильном уровне ещё более расширяет круг наук, основы которых вливаются в его содержание.
Структура и содержание курса.
1. Линейная структурапредпологает изучение последовательных этапов истории человечества с древнейших времен на протяжении всего школьного курса - каждый этап один раз. Такая структура позволяет придерживаться требований последовательности, историзма, систематичности, доступности. 2.Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемому материалу. Один и тот же вопрос рассматривается в разных классах, его содержание расширяется, обогащается.
Содержание образования Базисный учебный план, обязательный минимумы образования и примерные учебные программы формируют содержание предмета. Основы содержания школьного исторического курса включают в себя историческое время, пространство, движение.
Содержание образования отражают учебные планы и программы средней школы. Уч. план - обязательный документ школы.
Основная литература по предмету:Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории. – М., 2002. Ч. 1. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей / Е.Е. Вяземский, О.Ю, Стрелова и др. – М., 1997, 2002. Боголюбов Л.Н. Учебно-методический комплекс по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. - № 3. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2000.
2.Государственный образовательный стандарт по истории. Современное состояние и проблемы. Структура исторического образования в средней школе.
Основополагающим документом, определяющим политику в сфере образования, является закон р.ф. "Об образовании"Государство устанавливает образовательный стандарт. Историческое образование на современном этапе характеризуется следующими чертами:
— приоритетностью изучения отечественной истории;— изучением ее в контексте мирового развития;— преемственностью между уровнями исторического образования в рамках становления системы непрерывного образования;— углублением содержания читаемых исторических курсов и расширением объемов учебного времени;— повышением воспитательной роли исторического образования.
Этапы реформирования исторического образования, которые совпадают с реформой школы. 1. 1992-1996. распад прежней существовавшей в СССР системы исторического образования и поисками подходов к построению новой системы в Р.Ф. Граница этапа принятие закона Об образовании 1992. 2 этап. 1992-1996. изменения связаны с дополнение Закона об образовании, разработка стандартов исторического образования. переход на концентрическую систему образования. 3 этап 1996 принятие концентрической структуры исторического образования. Ист. обр. стало личностно-ориентированным, многообразным. Под стандартом образования понимается система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Стандарт реализуется через систему требований к образовательному процессу, критериев оценки результатов, ориентиров на развитие личности.
В России необходимость разработки ГОС и введения их в действие закреплена на высшем уровне – статье 43 Конституции РФ. Гос призван сохранить единое образовательное пространство.
Работа над стандартами началась с 1992 г. Важное место в разработке ГОС занимает Российская академия образования. Первый вариант Концепции федеральных компонентов образовательного стандарта и проект Базисного учебного плана школы разработан группой под руководством профессора В.С. Леднева.
Структура стандарта: Цели обучения. Характеристика предмета обучения. Содержание образования. В ГОС общего среднего образования выделяют три уровня: федеральный, национально-региональный и школьный.
Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России. ФК ГОС исторического образования представлен на базовом и профильных уровнях.
Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории. Школьный компонент отражает специфику отдельного учебного заведения.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (далее - федеральный компонент) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.
- История - полнее раскрываются историко-культурные аспекты, причинно-следственные связи, роль человеческого фактора, цивилизационная составляющая исторического процесса;
- Обществознание - направлено на утверждение ценностей гражданского, демократического общества и правового государства; впервые его изучение становится непрерывным на протяжении всего школьного образования; одновременно на базовом и профильном уровнях старшей школы вводятся самостоятельные учебные курсы Экономика и Право;
Задачи изучения истории в основной школе:
· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толе- рантности и мира между людьми и народами, в духе демо- кратических ценностей современного общества;
· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
3. Учебная лит-ра по ист. : современное состояние и перспективы
Под учебными комплексами понимают учебно-методическую литературу, наглядные и средства обучения по каждому курсу истории. К ним относятся:
– учебные пособия (учебные пособия, хрестоматии, книги для чтения);
– методическая литература (методические пособия, книги, статьи, рекомендации, сборники заданий и задач);
– научная, научно-популярная и художественная литература (монографии, книги для чтения, хрестоматии, художественные произведения);
– наглядные средства обучения (печатные, объемные, экранные и экранно-звуковые).
Требования к оснащенности учебного процесса литературой, пособиями и техническими средствами:
Учебник — выполненный с учетом обязательного минимума содержания основного общего образования, снабженный необходимым иллюстративным и методическим материалом;Учебное пособие — по вариативным факультативным курсам; Книга для чтения — параллельно с учебником в увлекательной форме более подробно освещает отдельные темы или сюжеты основного курса;
Хрестоматия — сборник минимума документов и источников по изучаемому периоду зарубежной и отечественной истории;
Рабочая тетрадь — индивидуальное учебно-методическое пособие для учащегося с набором различных видов познавательных заданий, включая контурные карты;
Тематические поурочные разработки, методическая литература и дидактические материалы для учителя;
Справочники — книги, содержащие минимум справочно-энциклопедических знаний, необходимых как для усвоения обязательного материала, так и для дополнительной самостоятельной работы учащегося;
Исторические атласы — сборники исторических карт с пояснительными текстами и иллюстрациями.
Учебники истории нового поколения.
В дидактике утвердилось определение школьного учебника: это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей.
Выделяются следующие функции учебника:
1) Информационная функция. Учебник является основным источником важной для усвоения информации. 2) Мотивационная функция, обеспечивающая формирование мотивов изучения текста путем решения проблемных ситуаций в учебнике, а также выводов и вопросов, вызывающих интерес у школьника. В новых учебниках истории это нередко связано с рассказом о разных версиях событий, альтернативах их развития, с примерами противоречивых оценок и противоположных мнений и др. 3) Развивающая функция, способствующая развитию умственных возможностей системой таких задач, которые помогают формированию умений и навыков самостоятельной работы. 6) Интегрирующая функция, позволяющая объединить знания, полученные из учебника и иных источников, в т.ч. СМИ, Интернета и т.д.