Логопедия как отрасль педагогической науки

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«КУЗБАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

(ФГБОУ ВПО «КУЗ ГПА»)

Утверждаю: Утверждаю:

_________________________ ________________

Декан факультета ДиКПиП Проректор по учебной работе

Разенкова Н.Е. Елькина О.Ю.

Программа

Государственного междисциплинарного экзамена

Итоговой аттестации выпускников

По специальности

050715 «Логопедия»

С дополнительной специализацией

«Логопедическая работа с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии»

Согласовано:

________________

Зав. кафедрой СППиТОО

Костикова Д.А.

Новокузнецк 2012

I. Пояснительная записка

1.1. Программа государственного междисциплинарного экзамена составлена на основе УМК основной образовательной программы по специальности, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2005г.), с учетом основных регламентирующих документов:

- Типового положения о высшем учебном заведении (2008г.);

- Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (2003г.);

- Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования (2004 г.);

- Положения об итоговой государственной аттестации выпускников КузГПА (2004г.);

- Приказа ректора КузГПА «О форме проведения итогового государственного экзамена выпускников» (приказ №519-об от 11.12.2009г.).

1.2. Программа государственного междисциплинарного экзамена исключает дублирование промежуточных монодисциплинарных экзаменов по учебным дисциплинам и построена с учетом принципов комплексности, интеграции общекультурных, общепрофессиональных и предметных знаний.

1.3. Программа государственного междисциплинарного экзамена предназначена для студентов-выпускников специальности 050715 «Логопедия» очной и заочной форм обучения.

II. Содержание государственного междисциплинарного экзамена

2.1. В содержание государственного междисциплинарного экзамена включены основные разделы предметов цикла специальных дисциплин. Государственный междисциплинарный экзамен направлен на проверку способности выпускника к выполнению профессиональных задач, определенных квалификационными требованиями, которые представлены в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования и соотносятся с видами профессиональной деятельности.

2.2. Содержание заданий государственного междисциплинарного экзамена соотнесено с типовыми задачами государственного образовательного стандарта по видам профессиональной деятельности для учителя- логопеда:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

- использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

- применение современных средств оценивания результатов обучения;

- применение современных педагогических технологий;

в области диагностико-аналитической деятельности:

- дифференциальная диагностика для определения типа нарушений;

- проведение психолого-педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам;

в области коррекционно-развивающей деятельности:

- коррекционное обучение детей и подростков с нарушениями речи;

- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию детей с нарушениями речи;

- осуществление профилактики речевых нарушений;

в области социально-педагогической деятельности:

- установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

- проведение профориентационной работы;

- оказание помощи в социализации учащихся;

в области научно-методической деятельности:

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

в области консультативной деятельности:

- консультирование детей и взрослых с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;

- проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье;

в области культурно-просветительной деятельности:

- формирование общей культуры учащихся;

в области организационно-управленческой деятельности:

- рациональная организация учебного и коррекционного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья дошкольников и школьников;

- ведение школьной и классной документации, ведение речевых карт;

- организация внеурочной деятельности;

- выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

- 2.3. Программа государственного междисциплинарного экзамена разработана выпускающей кафедрой специальной педагогики, психологии и теоретических основ обучения на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Образовательной программы по специальности. Содержание программы государственного междисциплинарного экзамена включает три блока проблем:

- психолого-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушенным интеллектом;

- организация логопедической работы и методики преподавания в образовательных учреждениях для детей с нарушением речи;

- практические задания.

I блок «Психолого-педагогические основы воспитания и обучения детей с нарушениями речи»

Логопедия как отрасль педагогической науки.

Предмет, цель и задачи логопедии. Связь логопедии с другими науками. Теоретические основы логопедии. Значение логопедии. Актуальные проблемы современной логопедии. Особенности речевых нарушений. Понятийно- категориальный аппарат логопедии (норма речи, недоразвитие речи, нарушение речи, симптом нарушения речи, симптоматика нарушений речи, механизм нарушения речи, патогенез нарушения речи, структура речевого дефекта, логопедическое воздействие, коррекция нарушений речи, компенсация, обучение, воспитание, перевоспитание). Личность логопеда.

Наши рекомендации