Прочитайте текст и выполните задания 1–3. Палех - посёлок в Ивановской области, который, согласно летописям, возник ещё до XV века

Прочитайте текст.

Палех - посёлок в Ивановской области, который, согласно летописям, возник ещё до XV века. Первоначально Палех славился мастерами иконописи, но к началу XX века иконописное дело почти прекратилось. В 192З-ем году художественный промысел возродился как лаковая миниатюрная живопись на изделиях из папье-маше, в основе которого лежат традиции древнерусской живописи и искусства иконописи. Сюжеты миниатюр разнообразны: исторические, сказочные, фольклорные, бытовые.

1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Поселение Палех в Ивановской области возникло, согласно летописям, ещё до XV века.

2) Посёлок Палех известен с XX века своей лаковой миниатюрной живописью, в основе которой лежат традиции древнерусской живописи и искусства иконописи.

3) Первоначально Палех славился мастерами иконописи, но к началу XX века иконописное дело почти прекратилось,

4) В посёлке Палех с XV века занимались лаковой миниатюрной живописью на изделиях из папье-маше с разнообразными сюжетами.

Ответ: _______________________________

2. (1) ... (2)С физической точки зрения люминесценция - это переход атомов и молекул вещества из возбуждённого состояния в нормальное, то есть из состояния с более высокой энергией в состояние с более низкой энергией. (3) ... процесс может быть кратковременным (флуоресценция) и длительным (фосфоресценция). (4)Различают несколько видов люминесценции. (5)Когда в свет переходит химическая энергия, мы называем это хемолюминесценцией, с ней мы

встречаемся у светящихся рыб и насекомых. (6)Здесь протекают химические реакции, энергия которых почти полностью переходит в свет, без затраты на тепло.

Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Выпишите это слово.

Этот

Подобный

Всякий

Каждый

Ответ: ____________________________

3. Укажите слово, которое в тексте имеет значение «одно из основных свойств материи - мера её движения».

Выпишите цифру, соответствующую этому значению.

1) вещество (предложение 2)

2) атомы (предложение 2)

3) молекулы (предложение 2)

4) энергия (предложение 6)

Ответ: ______________________________

4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

диспАнсер

прИнятый

углубИть

донЕльзя

Ответ: _______________________________

5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) Жизнь прошла, оставив воспоминания о БЫЛЫХ радостях и счастье.

2) Вечером следует отдохнуть, ВСТРЯХНУТЬ с себя заботы дня.

3) От умного ДИПЛОМАТА многое зависит в международных делах.

4) Неизбежны КОРЕННЫЕ изменения в области сельского хозяйства.

Ответ: _______________________________

6. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены. Выпишите это слово.

семиста книг

пятеро учеников

двадцать петлей

опытные тренера

Ответ: _______________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) В. Д. Казьмин в своей книге «Морских сокровищах» приводит рецепты приготовления оригинальных и вкусных блюд 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом  
Б) Согласно приказа мы оставили занятые позиции. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым  
В) Только духовно развитый человек может видеть и наслаждаться красотой природы. 3) нарушение в построении сложноподчинённого предложения
Г) После матча, анализируя действия игроков, каждый футболист сделал необходимые выводы 4) ошибка в построении предложения с однородными членами  
Д) Приехавшие дети из Ростова гостили у нас 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом  
  6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом  
  7) нарушение в построение предложения с несогласованным приложением

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б В Г Д
         

8. В словах какого ряда пишется безударная гласная, проверяемая ударением? Выпишите эти слова.

изр ... дка, к ... вычки, од ... леть

р…скошный, пок ... рять, л ... мон

с…рняк, од ... ночество, прик… снуться

св..детель, исч ... зать, сож .. .леть

Ответ:_______________________

9. В каком ряду во всех словах пишется буква З? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Ра…брасывать, ... жатый, ра…жать

И…бавить, ра ... двинуть, ра…бить

Ни…вергнугь, ра ... сказать, …брасывать

... бавить, ни ... водить, бе .. .жалостный

Ответ:_______________________________________

10. Выпишите слова, в которых пропущена буква О?

Холщ ... вый

Печ…нка

Коч ... вка

Грош…вый

Ответ: _________________________________________

11. В словах какого ряда пропушена одна и та же буква? Выпишите эти слова.

дремл ... щий старик, собаки ла ... т

мальчишки гон ... т лошадей, бор ... щиеся за свободу

он мел ... т кофе, он ничего не вид…т

снега завал ... т крышу, восхища ... щий публику

Ответ: ___________________________________

12. В каком варианте ответа на месте пропуска пишется буква И? Раскройте скобки и выпишите эти слова. .

Мне н(…) к кому обратиться, н(…) с кем поговорить по душам, как бы я этого н(…) хотел, как бы я к этому н( …) стремился.

Ответ: __________________________________

13. В каких предложениях выделенные слова пишутся слитно? Раскройте скобки и выпишите номера этих предложений.

1) Заседание было короткое, (ЗА)ТО деловое.

2) Он извинился (ЗА)ТО, что в его доме случилась такая неприятность.

3) С кем поведёшься, (ОТ)ТОГО и наберёшься.

4) (ОТ)ТОГО телега запела, что давно дёгтю не ела.

Ответ: _____________________________________

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В каком ряду во всех словах на месте про пуска пишется НН?

Испуга(1)ый взгляд, комари(2) ый писк, необыкнове(3)о вкусно, нечище(4)ая обувь, отчая(5)ый поступок, таинстве (6)о-прекрасная, выстриже(7)ые кусты, безветре(8) ый день, встреча была хорошо организова(9)а

Ответ:______________________________________

15. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Всё вокруг: и жнивья и дорога и воздух - сияло от низкого вечернего солнца.

2) Я воротился домой но не в душную комнату а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам.

3) Через несколько недель жизнь моя в деревне сделалась для меня не только сносною но и приятною.

4) Мне хотелось застать медведя за едой где-нибудь на лесной поляне или за рыбной ловлей на берегу озера или на отдыхе.

5) Для дружбы не нужно ни одолжений ни подарков.

6) Бабочки и стрекозы кружились над нами и напоминали о лете.

Ответ: _____________________________________________

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

На хату налетел (1) кружась (2) смерч, и зазвенели (3) плохо замазанные (4) стёкла.

Ответ: ______________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

(Знаки препинания частично расставлены.)

Перед восходом солнца крик журавлей был так гулок, что (1) казалось (2) будто птицы кружатся над коньком избы. Воздушные течения уносили эти огненные шары к заливу - и весь залив пылал (3) казалось (4) до самого Дна их отражениями.

Ответ: _______________________________

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Но зато (1) как хороши были туманные и свежие утра (2) когда тени деревьев лежали далеко на воде (3) и под самым берегом ходили стаями неторопливые голавли!

Ответ: __________________________________________

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Читатели часто спрашивают людей пишущих (1) каким образом (2) и долго ли они собирают материал для своих книг (3) и они обыкновенно очень удивляются (4) когда им отвечают (5) что никакого нарочитого собирания материала нет (6) и не бывает.

Ответ:________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(1)Есть тихое, как зуд, ощущение, что государство на этой земле никому ничего не должно. (2)Может, поэтому в последнее время мы так часто слышим от людей, что и я, мол, никому ничего не должен. (3)И вот я не понимаю: как всем нам здесь выжить и кто станет защищать эту страну, когда она обвалится?

(4)Если всерьёз поверить, что Россия исчерпала ресурсы жизнестойкости и будущего у нас нет, то, право слово, может, и переживать не стоит? (5)Причины у нас веские: народ надломлен, все империи рано или поздно распадаются, и шансов у нас поэтому нет. (6)Российская история, не спорю, провоцировала подобные декларации.

(7)Тем не менее наши предки в эти поражённые скептицизмом благоглупости никогда не верили. (8)Кто решил, что у нас уже нет шансов, а, к примеру, у китайцев их больше чем достаточно? (9)У них ведь тоже многонациональная страна, пережившая революции и войны.

(10)Ha самом деле мы живём в забавном государстве. (11)Здесь, чтобы реализовать свои элементарные права - иметь крышу над головой и хлеб насущный, нужно исполнять необычайной красоты кульбиты: менять родные места и работы, получать образование, чтобы работать не по специальности, идти по головам, причём желательно на руках. (12)Просто крестьянином, медсестрой, инженером быть нельзя, просто военным вообще не рекомендуется.

(13)Но при всей, так сказать, «нерентабельности» населения, в России живут десятки миллионов взрослых мужчин и женщин – дееспособных предприимчивых инициативных, готовых пахать и сеять, строить и перестраивать, рожать и воспитывать детей. (14)Поэтому добровольное прощание с национальным будущим вовсе не признак здравого рассудка и взвешенных решений, а натуральное предательство. (l5)Нельзя сдавать позиций, бросать флаги и бежать куда глаза глядят, даже не сделав попытки защитить свой дом. (16)Это, конечно, фигура речи, навеянная историей и дымом отечества, в котором духовный и культурный подъём, массовое стремление к переустройству всегда были сопряжены с великими потрясениями и войнами. (17)Но венчали их Победы, каких не достичь никому. (18)И мы должны заслужить право быть наследниками этих Побед!

20. Какое высказывание не соответствует содержанию текста? Выпишите номер предложения.

1) У китайцев больше шансов на выживание, чем у россиян

2) Нельзя добровольно прощаться с национальным будущим, потому что это предательство.

3) История России свидетельствует о том, что в нашей стране духовный и культурный подъем всегда сопровождался потрясениями и войнами.

4) Все великие потрясения и войны в России заканчивались нашими победами.

Ответ: ______________________

21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? Укажите номер ответа.

1) В предложениях 1-3 представлено повествование.

2) Вопрос, заключённый в предложении 5, является риторическим.

3) В предложении 14 содержится вывод, следствие из того, о чём говорится в предложении 13.

4) В предложениях 16-18 представлено рассуждение.

Ответ: ______________________________________

22. Укажите слово, которое в тексте имеет значение «запасы, источники чего-либо». Выпишите его.

1) ресурсы (предложение 4)

2) жизнестойкость (предложение 4)

3) шансы (предложение 5) -

4) декларации (предложение 6)

Ответ: ______________________________________________

23. Среди предложений 4-12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи наречия. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________________________

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Текст Захара Прилепина пронизан острым публицистическим пафосом. В немалой степени этому способствуют такие лексические средства выразительности, как (А)__ («исчерпала» ресурсы»; «провоцировала», «декларацию), «скептицизм» и др.), а также (Б) __ «хлеб насущный», «идти по головам», «бежать куда глаза глядят»). Особую экспрессию придаёт тексту и (В)__ («Просто крестьянином ... » в предложении 12, «Но венчали их Победы ... » в предложении 17). Многочисленные(Г) __ (предложения 3, 4, 8) приглашают читателя к серьёзному разговору и размышлениям о судьбах нашего Отечества».

Список терминов:

1. фразеологизмы

2. обращения

3. вопросительные предложения

4. публицистическая лексика

5. инверсия

6. однородные члены

7. гипербола

8. восклицательные предложения

9. слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Ответ:

А Б В Г
       

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны

или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Наши рекомендации