Прочитайте текст и выполните задания 1–3. Скопинская керамика как народный художественный промысел получила известность со второй половины ХIХ века

Прочитайте текст.

Скопинская керамика как народный художественный промысел получила известность со второй половины ХIХ века. Археологические исследования подтверждают, что в ХII веке в районе города Скопина, Рязанской области, уже существовал гончарный промысел. Особенность скопинской керамики заключается в том, что изделия, как правило, ручной работы, дополнены лепными изображениями птиц, рыб, фантастических животных. Великолепный растительный орнамент делает скопинскую керамику настоящим произведением искусства. Она покрыта цветной глазурью коричневого, зелёного или жёлтого тона.

1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Скопинская керамика как народный художественный промысел зародилась во второй половине XIX века.

2)Скопинская керамика являет собой настоящее произведение искусства, она узнаваема, поскольку обладает своими отличительными признаками.

З) Особенность скопинской керамики заключается в том, что изделия ручной работы дополнены лепными изображениями птиц, рыб, фантастических животных.

4)Гончарный промысел в городе Скопин существует с ХII века, а широкую известность получил со второй половины XIX века.

Ответ: _______________________________

2. (1) ... (2)Да и не впервые. (3)Недобрая слава укрепилась, например, за лемурами - зверьками отряда приматов, распространёнными в Африке, в Юго-Восточной Азии, на Цейлоне и Зондских островах, где к ним относятся с предубеждением. (4)Надо думать ... , что тут играет роль прежде всего внешний вид этих существ - не то обезьяна, не то кошка - и дьявольские вопли лемуров. (5)Большинство из них ведут ночной образ жизни, появляются и исчезают они совершенно бесшумно - словно это не живой зверь, а только его сумеречная тень, недаром само слово «лемур» означает по-латыни «душа умерших предков». (6) Удивительно ли, что у многих народов лемуры с давних времён были причислены к миру оборотней - существ потустороннего мира.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвертом предложении текста? Выпишите это слово.

потому

поэтому

видимо

поскольку

Ответ: ____________________________

3. Укажите предложение, в котором употреблены антонимы. Выпишите цифру

5 6 3 4

Ответ: ______________________________

4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

срЕдства

добралАсь

прозОрливый

дОсуха

Ответ: _______________________________

5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) Он не только безжалостный человек, но и РАСЧЁТЛИВЫЙ игрок.

2) У тяжёлых распахнутых СКЛАДСКИХ дверей стоят грузовики

3) Наши спутники оказались людьми СКРЫТЫМИ и неразговорчивыми.

4) Бамбуку угрожает гибель из-за ХИЩНИЧЕСКОЙ вырубки лесов.

Ответ: _______________________________

6. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены. Выпишите это сочетание.

банка шпрот

более семиста человек

пять килограмм помидор

опытные шофера

Ответ: _______________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) В этом романе подробно рассказывается о двух персонажах: Илья Обломов и Андрей Штольц 1) употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции  
Б) Готовясь к устному выступлению, потребуется личная убежденность автора. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым  
В) Родители спросили меня, что не хочу ли я поступать в вуз. 3) нарушение в построении сложноподчинённого предложения
Г) Все, кто приезжали в Волгоград, приходили на Мамаев Курган 4) ошибка в построении предложения с однородными членами  
Д) Военные и сотрудники милиции должны будут оплачивать за проезд, а затем получать компенсацию по месту службы. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом  
  6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом  
  7) неправильное построение предложения с прямой и косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б В Г Д
         

8. В словах какого ряда на месте пропусков ничего не пишется? Выпишите эти слова.

Кор…ифей, грам ... пластинка, продюс ... ер

Груп…а, груп…орг, гал ... юцинации

Прес…а, тер…аса, хлорофил ...

Бар…икада, пас ... ажир, эл ... ита

Ответ:_______________________

9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Пед….нститут, меж ... здательский, без ... нтересный

Во…ход, и ... печь, бе ... дарный

Пр…клонный, пр ... вратности, пр ... валировать

П…янящий, с ... ёмка, раз ... ехаться

Ответ:_______________________________________

10. Выпишите слово, в котором пропущена буква И?

Расклан ... лся

претерп ... вать

Улыбч ... вый

Никел ... вый

Ответ: _________________________________________

11. Выпишите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е?

В каком ряду в обоих словах пишется буква Е?

Счита…шь, вид... мый

Уход…шь, незабыва ... мый

спрашива ... шь, сообща ... мый

раду. .. шься, знач ... мый

Ответ: ___________________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1) Задача (не)труднее предыдущей.

2) Это (не)обычное явление привлекло наше внимание.

3) Я (не)вольно любовался Павлушей.

4) (Не)большой котёл висел над одним из огней.

Ответ: __________________________________

13. В каком предложении выделенное слово пишется слитно? Раскройте скобки и выпишите его.

1) (В)ТЕЧЕНИЕ всей дороги он упорно молчал.

2) (В)ТЕЧЕНИЕ реки попали льдины.

3) Плавать в этой реке опасно (В)СЛЕДСТВИЕ быстроты течения.

4) (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ разговора хозяин косо на нас посматривал.

Ответ: _____________________________________

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Карма(1)ые расходы, задача реше(2)а, решё(3)ая задача, полуде(4)ая жара, действе(5)ый метод, кипячё(6)ая вода, да(7)ое условие, пенсио(8)ый возраст

Ответ:______________________________________

15. Укажите предложения, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1. Я начал читать повесть и был поражён великолепным её языком и своеобразием.

2. Манера работы каждого писателя интересна и полезна не только для коллег но и для всех людей.

3. Вечерняя заря разливает по небу множество красок и медленно переходит в поздние сумерки и ночь.

4. Сейчас о болоте напоминал только вековой мох да обилие багульника.

5. Снегири вылетели из лесной чащи и появились в садах и огородах.

6. Юг является исполинским конденсатором растений родиной тепла и человеческой культуры.

7. Он подложил в костре сухой травы и хворосту и раздул пламя.

Ответ: _____________________________________________

16. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Орёл-рыболов сидел (1) нахохлившись (2) на самой верхушке лиственницы (3) имеющей (4) раздвоенную верхушку.

1) 1, 2, 3 - выделяются одиночное деепричастие и причастный оборот.

2) 1, 2, 3,4 - выделяются-одиночное деепричастие и причастный оборот.

3) 1,2 - выделяется одиночное деепричастие.

4) 3, 4 - выделяются причастные обороты.

Ответ: ______________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Мы (1) скажем (2) вам об этом позже. Он считал помощь человеку таким же естественным делом, как (3) скажем (4) приветствие.

Ответ: _______________________________

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Отец с жаром и подробно рассказывал мне (1) сколько водится птицы (2) и рыбы (3) родится всяких ягoд (4) и какие чудесные растут здесь леса.

Ответ: __________________________________________

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Художник (1) как бы промыл землю чудотворной водой (2) и она осветилась красками такой яркости и густоты (3) что каждое старое дерево превратилось в произведение скульптуры (4) и каждое клеверное поле - в солнечный цвет (5) воплощённый во множестве скромных цветочных венчиков.

Ответ:________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

(l)Хорошо помню муки школьных лет. (2)В клубах, учреждениях и школах стали возникать кружки танцев. (3)В нашей школе тоже. (4)Записался почти весь класс. (5)Руководительница учила нас, как подходить к девушке, приглашая её на танец, как кланяться ей, как класть руку ей на талию, как провожать её на место и благодарить.

(6)Только когда мы всё это усвоили, она принялась учить нас самим танцам. (7)Наступил долгожданный день, когда она сказала, что завтра, на школьном вечере, мы можем попробовать.

(8) Вечером в зале грянула музыка. (9)Я знал, что неуклюж и немузыкален, но неужто я ничему не научился на уроках, которые так добросовестно посещал? (10)И я отважился.

(11)По всем правилам подошёл к девушке, которая мне нравилась. (l2)По всем правилам, слегка поклонившись, пригласил её.

(13)По всем правилам вывел её в круг. (l4)Обнял, отчего у меня сильно застучало сердце. (l5)Пока всё шло хорошо. (l6)Ho через минуту всё стало плохо. (17)Одно дело танцевать на занятиях кружка под присмотром руководительницы с безразличной тебе партнёршей, другое дело вести в танце на глазах всей школы девочку, на которую давно и безнадёжно заглядываешься.

(18)Я сбился раз, другой, третий. (19)Наступил на ногу своей даме. (20)Она охнула, потом добродушно рассмеялась. (21)Но меня этот смех убил. (22)Я бросил её посреди зала и вышел из круга ...

(23)Как можно было поступить дальше? (24)Это я понял много времени спустя. (25)Вернуться, извиниться за неуклюжесть и невежливость и рискнуть ещё раз. (26)Тихо уйти домой, пережить неудачу, снова пойти на занятия кружка и добиться, выучиться ...

(27)Я не сделал ни того, ни другого. (28)Остался на вечере. (29)Терзаясь, смотрел, как танцуют другие, как другой приглашает мою избранницу, и, чтобы скрыть свои истинные чувства, саркастически улыбался, отпускал язвительные шуточки по поводу танцующих.

(30)Собрал вокруг себя таких же неудачников, подпиравших стенку, и мы всем своим видом показывали, что выше этих дурацких танцев. (31)Но как тяжело было на сердце и как хотелось танцевать вместе со всеми! (32)Больше я на кружок танцев не ходил и на вечерах танцевать не пробовал. (33)И ещё долго принимал на танцах ироническую позу - мол, презираю я это. (34)Так хмурился и кривился, что однажды приятель громко спросил меня:

(35)- У тебя что, живот болит?

(36)Очень обидно, когда у тебя не получается то, что легко даётся другим. (37)Своё огорчение и досаду я скрывал неестественным поведением. (38)Ничего никому этим не доказал. (39)Помню, как однажды, уже молодым офицером, всё так же стоя у стеночки, хотел я удержать рядом с собой девушку и по привычке иронически комментировал всё происходящее в клубном зале.

(40)Она слушала, смеялась. (41)А потом сказала:

(42)- Как вы обо всём интересно рассуждаете. (43)Вот только жаль, что не танцуете ... (44)- И упорхнула от меня.

(45)Но вернёмся к школьным годам. (46)На уроках литературы мне ничего не стоило сделать доклад, выходивший за пределы программы, или написать сочинение, которое прочитают в классе вслух.

(47)Но никому не приходило в голову, как охотно я променял бы и свой доклад, и своё сочинение на успехи в танцах и на уроках физкультуры. (По С. Львову*)

Сергей Львович Львов (1922-1981) - прозаик, критик, публицист, автор многочисленных статей о советской и зарубежной литературе, произведений

биографической и детской литературы.

20. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) На школьном вечере герой текста танцевал неуклюже и наступил своей партнерше на ногу.

2) Герой извинился за свою неуклюжесть и станцевал ещё раз.

3) Ироническая поза не танцующих на вечере юношей демонстрировала их презрение к танцам.

4) Герой текста за ироническим комментарием скрывал своё огорчение и обиду от неумения танцевать.

Ответ: ______________________

21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? Укажите номер ответа.

1) Предложения 18-22 содержат повествование.

2) В предложениях 25-26 содержится ответ на вопрос, поставленный в предложении 23.

3) В предложениях 29-30 заключено описание.

4) Предложение 38 по своему содержанию противопоставлено предложению 37.

Ответ: ______________________________________

22. Из предложений 1, 12, 37, 17 выпишите слово с разговорной окраской.

Ответ: ______________________________________________

23. Среди предложений 11-17 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи сочинительного союза и антонима. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_________________________________________

24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Как люди становятся неудачниками? Какие ошибки в нашем поведении приводят к этому? С. Львов описывает конкретный случай, видимо, из своего школьного прошлого, когда он обучался танцам. Рассказ автора становится живым и зримым благодаря таким средствам выразительности, как (А) __ (в предложениях 4, 8, 32), (Б)__ («сердце застучало», «смех убил», «отпускал шуточки»), (В)__ (в предложениях 15-16), (Г)__ «По всем правилам ... » в предложениях 11-13).

Список терминов:

1) сарказм

2) инверсия

3) аллитерация

4) риторический вопрос

5) антонимы

6) книжная лексика

7) метафора

8) гипербола

9) анафора

Ответ:

А Б В Г
       

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Наши рекомендации