III. Отличие мифа от сказки
Чтобы подойти к рассуждениям об отличии мифа от сказки, спросим детей:
— В каких русских сказках герой должен совершить необыкновенное и трудное путешествие в заколдованную страну, чтобы принести оттуда какой-то предмет или совершить какой-нибудь подвиг? Как называется эта страна в русских сказках?
Дети назовут сказки «Финист — ясный сокол», где Марьюшка идет в тридевятое царство, в тридесятое государство, «Царевна-лягушка», где в путешествие отправляется Иван-царевич. Особое место занимает сказка «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», где герой должен совершить невыполнимое. Напомним, что никто не знал пути к Гесперидам и Атласу, и Гераклу пришлось долго блуждать по миру.
Сделаем вывод, что эти сказки и миф о Геракле имеют сходный сюжет.
— Чем отличаются эти сказки от мифа?
Миф не просто развлекает слушателя: он объясняет устройство мира и причину молодости богов. Место, куда стремится Геракл, четко определено: сады Гесперид. Земля — плоская поверхность, ее омывает Океан. На краю Земли великий титан Атлас держит на плечах небесный свод; небесный свод твердый, его надо держать над землей, а то он может упасть. Так мы знакомимся с представлениями эллинов о мире.
С помощью определения мифа, записанного в тетради, и определения сказки в «Кратком словаре литературоведческих терминов» (с. 312, ч. 2) приходим к выводу:
* Сказка схожа с мифом в том, что они созданы фантазией народа.
— Мы знаем три типа сказок: сказки о животных, бытовые и волшебные. Сказки какого типа более всего близки к мифу?
Ученики ответят: волшебные.
— Чем отличается миф от сказки?
Отличие мифа от сказки в том, что миф передает бытовавшие в историческом времени представления народа о происхождении мира, рассказывает о богах и героях. Народ — создатель мифа — понимает, что сказка — это вымысел, но он верит в истинность мифа.
Домашнее задание
Прочитать все мифы о подвигах Геракла по книге Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Подготовить 3 вопроса для викторины о подвигах Геракла (каждый вопрос написать на отдельном листке бумаги).
Подготовить ответы на вопросы и задания пункта II (1—4), пункта III (с. 211, ч. 2).
Обратимся к ученикам с просьбой принести на следующий урок книги, посвященные мифологии и культуре Древней Греции, изображения скульптур и репродукции картин на мифологические темы (задания 1—2 пункта IV).
Порекомендуем детям книгу: Штейн А. Моя первая книга по мифологии: пособие для младших школьников / А. Штейн. — М.: Материк-Альфа, 2006.
Урок 4
Подвиги Геракла. Мифы о богах и героях Древней Греции. Язычество.
Древнегреческая мифология в русской культуре
Урок внеклассного чтения
Урок внеклассного чтения, посвященный мифам Древней Греции, учитель может провести, максимально используя разнообразные формы работы. Это может быть выставка книг, заочная экскурсия по Древней Греции, викторина, конкурс на лучший рассказ о картине или статуе. Учитель выберет форму урока в соответствии с возможностями класса. Опорой в проведении урока могут послужить вопросы учебника (с. 211—212: пункт II. 1—4; пункты III; IV. 1—3).
I. Подвиги Геракла
— Какой подвиг Геракла вы считаете самым значительным? (II. 1.)
При обсуждении этого вопроса попросите учеников аргументировать свои ответы. Например: «Самым великим подвигом Геракла я считаю спуск в царство мертвых к Аиду и победу над Кербером, потому что Геракл первым из смертных смог спуститься в царство Аида и выйти оттуда живым. Этим Геракл победил страх смерти и заслужил бессмертие».
— За что почитали греки великого героя, почему он завоевал себе бессмертие? (II. 2.)
Греки почитали Геракла как великого героя, потому что он был храбр, бесстрашен, силен и совершал великие деяния: он побеждал страшных чудовищ, совершал военные подвиги и даже вступал в борьбу с волей некоторых богов. Он учредил Олимпийские игры и положил начало греческому летоисчислению. Геракл воплощал в себе качества, которые отражали представления древних об идеальном человеке: мужество, силу и выносливость, ум и смекалку, уважение к воле богов, чувство справедливости.
— Что означает имя Геракл? (II. 3.)
Сначала Геракла звали Алкидом. После убийства собственных детей он прибыл в Дельфы, чтобы спросить, где ему теперь поселиться. Оракул велел ему носить имя Геракл, т. е. «прославленный Герой» или «благодаря Гере», и приказал поселиться в Тиринфе.
Рассматривая иллюстрацию учебника, на которой изображены эпизоды из подвигов Геракла (с. 205, ч. 2), попросим детей назвать качества, которые были нужны Гераклу для выполнения заданий Эврисфея.
— Какой эпизод из каждого подвига нарисовал художник?
Верхний ряд:
— немейский лев:Геракл победил немейского льва, который был неуязвим для стрел; его можно было только задушить руками;
— лернейская гидра:Геракл изображен в момент, когда он отрубает лернейской гидре одну из ее голов;
— стимфалийские птицы:Геракл получает от Афины изготовленные богом Гефестом трещотки, чтобы с их помощью спугнуть птиц.
Второй ряд:
— критский бык:Геракл доставляет критского быка, отличавшегося необыкновенной свирепостью, царю Эврисфею;
— керинейская лань:эпизод, когда Геракл после года преследования керинейской лани с золотыми рогами и медными копытами ловит ее в земле гипербореев;
— пояс царицы Ипполиты:эпизод, когда Геракл убивает царицу Ипполиту.
Третий ряд:
— эриманфский вепрь:Геракл несет в Микены связанного вепря, которого поймал, загнав в глубокий снег;
— кони Диомеда:Геракл гонит к Эврисфею коней Диомеда;
— великан Герион:Геракл убивает пастуха Эвритиона.
Нижний ряд:
— золотые яблоки Гесперид:Атлант протягивает Гераклу яблоки Гесперид. Геракл в это время держит небесный свод, ему помогает богиня Афина;
— Кербер: Геракл ведет побежденного Кербера к Эврисфею;
— очистка авгиевых конюшен:Геракл ломает стену скотного двора, ему помогает Афина.
Викторина
Дома каждый ученик готовит три вопроса по подвигам Геракла и пишет каждый вопрос на отдельном листочке. Учитель собирает вопросы, перемешивает. Класс разбивается на две или три команды, учитель достает по одному вопросу и задает поочередно каждой команде. В качестве призов могут использоваться календарики с иллюстрациями на античные темы.