Прочитайте текст. Выполните задания 1-3
(1)Недостаточно, чтобы художник-пейзажист верно изобразил на холсте деревья, берег реки, леса, поля, гористую даль, морской простор: важно, чтобы он сумел раскрыть в картине своё отношение к изображённой природе, показал, какое впечатление она производит на человека. (2)Мы говорим: «весёлый дождик», «унылое небо», «пробудившийся от зимнего сна лес», «грозно нахмурившееся море». (3)…. пейзажист пишет дождик весёлым, небо унылым, лес проснувшимся, а море хмурым, он передаёт зрителю настроение, которое вызвала в его душе та или иная картина природы, и это является признаком мастерства художника.
Задание 1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация,
содержащаяся в тексте? Ответ запишите цифрой или цифрами.
1) Художник-пейзажист должен уметь верно изображать на холсте деревья, берег реки, леса, поля, гористую даль, морской простор.
2) Пейзажист пишет дождик весёлым, небо унылым, лес проснувшимся, а море хмурым.
3) Если мы говорим: «весёлый дождик», «унылое небо», «пробудившийся от зимнего сна лес», «грозно нахмурившееся море», то это значит, что картина создана художником-пейзажистом.
4) Мастерство художника-пейзажиста проявляется в умении не только верно изображать природу, но и передавать зрителю то настроение, которое она вызывает в его душе.
5) Настоящий мастер кисти способен передавать тонкое движение души, настроение зрителю, но это может произойти только в том случае, если он чувствует природу, верно ее изображает.
Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
Если Когда Итак Именно Потому
Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в ПЕРВОМ (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ВПЕЧАТЛЕНИЕ, -я; ср.
1. обычно мн.: впечатления, -ий. Образ, след, оставляемые в сознании, в памяти человека предметами и явлениями внешнего мира. Впечатления детства. Дорожные впечатления. Искать новых впечатлений.
2. Влияние, воздействие на кого-л. Находиться под впечатлением фильма. Производить сильное в. на кого-л.
3. Мнение, оценка, сложившиеся после знакомства, общения с кем-, чем-л. Делиться, обмениваться впечатлениями. Юноша оставил благоприятное в. Создаётся в., что ты не говорил с ним.
4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы
Слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
до тысяча девятьсот пятого года пятистами рублями более просто пара туфель несколько полотенец
УРОК 6
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ПОВТОРЕНИЕ. ОРФОЭПИЯ
Задание: произнесите правильно слова:
вЕрование, взялА, взЯто, включИт, воспринялА, вперИть, временщИк, втрИдорога, вероисповЕдание, газирОванный, газопровОд, глашАтай, гналА, гофрирОванный, гравЁр, граждАнство, гУсеничный, гастронОмия, гЕнезис, давнИшний,
ТЕОРИЯ
Родительный падеж множественного числа:
-ов, -ев | нулевое |
Названия национальностей: | |
бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, монголов, семитов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов | армян, башкир, болгар, бурят, грузин |
Названия отдельных лиц: (пять) гардемаринов, гренадеров, гусаров, драгунов, кирасиров, уланов | Названия воинских соединений: (эскадрон) гусар, (отряд) гардемарин, гренадер, драгун, кирасир, улан |
Растительный мир: | |
абрикосов, ананасов, апельсинов, баклажанов, бананов, георгинов, гранатов, мандаринов, помидоров, томатов | яблок |
Единицы измерения: | |
байтов, гектаров, граммов, децибелов, каратов, килограммов, километров | ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген |
Парные предметы: | |
боков, бронхов, джинсов, гольфов, клипсов, носков, рельсов | ботинок, валенок, плеч, погон, сапог, чулок, шорт |
Названия предметов и явлений: | |
браслетов, брелоков, габаритов, купонов, нервов, рельсов | погонь, мест, окон, стёкол |
Сущ. ср.р. на -це: | |
болотцев, деревцев, кружевцев, оконцев | блюдец, зеркалец, копытец, одеялец, полотенец, сердец |
-ей | нулевое |
Сущ. ж.р. и общ. р. : | Сущ. ж.р. и общ. р. : |
ведомостЕй, лопастЕй, скоростЕй, четвертЕй, мОщностей, Отраслей, рАспрей, скАтертей | вАфель, пЕтель, потЕрь, тУфель, барж, копЁн, кочерЁг, манжЕт, обОем (обойма), пелЁн, серЁг, сирОт |
Сущ. ж.р. на -ия, ья: | |
армий, аудиторий, бегуний, гостий, колдуний, оладий, пародий, плясуний, эскадрилий. ПолынЕй (полынья), статей, судей | |
Сущ. ср.р. на -ье: | |
гуляний, застолий, кушаний, надгробий, новоселий, ожерелий, раздумий, сидений, снАдобий, солений, ущелий | |
Сущ. ср.р. на -ьё : | |
ружей, питЕй, НО копий | |
Сущ. ж.р. на –ня: | |
богинь, погонь, тихонь, яблонь; басен, башен, боен, вишен, двоен (двойня), пашен, сотен, спален, сплетен, тамОжен, черешен; барышень, боярышень, деревень, кухонь |
Родительный падеж множественного числа существительных, употребляющихся преимущественно во множественном числе:
-ов | -ей | нулевое |
вЫборов, дебАтов,джИнсов, зАморозков, кулуАров, манЁвров, мУскулов, нАрдов, очИстков, сОтов, чИпсов | бУдней, дрОвней, кОзней, пельмЕней, Яслей | зраз, жабр, канИкул, лосИн, макарОн, невзгОд, окОв, сардИн, уз, шорт, шпрот |
Для некоторых существительных образование форм множественного числа затруднительно; это слова мечта, мольба, башка. Слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы множественного числа родительного падежа.
ПРАКТИКА
Укажите ошибку в образовании формы слова, объясните, в чём заключается ошибка, исправьте её.
1.1) чудеснейший 2) много вишен 3) две седьмых 4) сади дерево
2.1) мокла под дождём 2) косвенных падежов 3) чудеснейшим образом 4) здоровые дёсны
3.1) четырьмястами строчками 2) полощущий бельё 3) все директора гимназий 4) более выше
4.1) больше пятьдесят рублей 2) их дети 3) пять блюдец 4) лягте на диван
5.1) прочитая рассказ 2) менее значительный 3) в две тысячи пятом году 4) поезжай домой
6.1) семьюдесятью способами 2) сто тонн 3) пробежи сто метров 4) интереснее всех
7.1) вкусные торта 2) в аэропорту 3) моложе брата 4) в трёхстах метрах
8.1) береговые катера 2) скоро выздоровеет 3) трое братьев 4) у новых туфлей
9.1) много цапель 2) гораздо важнее 3) две пятых потребляемой энергии 4) ехай быстрее
10.1) молодые бухгалтеры 2) ихней работой 3) в течение тридцати пяти минут 4) дамских туфель
11.1) прекраснейший человек 2) едва успев 3) без двух пятых 4) лежать на береге
12.1) наиболее правильнее 2) свыше четырёх тысяч метров 3) несколько яблонь 4) попробую
13.1) более нужнее 2) пара туфель 3) с четырьмястами рублями 4) поезжай домой
14.1) машет рукой 2) шестьюстами рублями 3) способные инженеры 4) ихние книги
15.1) давайте попробоваем 2) около пятисот человек 3) менее быстрый 4) много яблок
16.1) в ста семидесяти восьми томах 2) не машите руками 3) шире 4) ихние ошибки
17.1) к две тысячи пятому году 2) жгёт костер 3) пачка макарон 4)фильм интереснее
18.1) много облаков 2) хорошо проповедовает 3) поезжай 4) с двумястами бойцами
19.1) консервов 2) в двух тысяч первом году 3) семеро смелых 4) лечащий врач