I. Страницы биографии Ф. И. Тютчева
Встречаясь в 6 классе со стихами Тютчева, важно вспомнить те стихотворения, которые изучались в 5 классе и в начальной школе. Сделать это можно, например, таким способом: учитель объявляет, что поставит хорошую отметку тем ученикам, которые после чтения учителем первой строки изученного прежде стихотворения смогут продолжить его.
Затем можно составить в рабочей тетради список уже прочитанных в классе стихотворений Тютчева, изученных не монографически, а в составе темы «Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе».
В 5 классе изучались стихотворения Ф. И. Тютчева:
«Зима недаром злится...»;
«Весенние воды» («Еще в полях белеет снег...»);
«Как весел грохот летних бурь...»;
«Есть в осени первоначальной...».
В начальной школе читали стихотворение «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая...») и другие (в зависимости от программы).
— Об истории создания какого стихотворения мы разговаривали более подробно?
Подробный рассказ об истории создания шедевра Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...» дан в пособии для 5 класса[9].
В 6 классе творчество Ф. И. Тютчева выделено в отдельную главу, которая начинается биографической статьей. С точки зрения насыщенности фактами статья включает в себя большое количество новой для детей информации.
Мы предлагаем учителю после восстановления в памяти тютчевских стихов дать детям несколько кратко сформулированных фактов, которые удивят их и заинтересуют этим выдающимся человеком (даты и цифры желательно продиктовать для записи в тетрадях). Затем можно предложить шестиклассникам самостоятельно (или коллективно, по цепочке вслух) прочитать в учебнике очерк «Овстуг» (с. 312—314, ч. 1), статью учебника и кратко рассказать, что нового они узнали, что им запомнилось, что показалось необычным.
Итак, короткой строкой:
1) Ф. И. Тютчев родился в 1803 году (когда А. С. Пушкину было 4 года);
2) семья Тютчева — богатая дворянская семья;
3) Ф. И. Тютчев в детстве не учился ни в гимназии, ни в лицее: он получил домашнее образование (как и М. Ю. Лермонтов);
4) для воспитания своего сына родители Ф. И. Тютчева пригласили молодого учителя Семена Егоровича Раича, который жил в поместье Тютчевых и почти все время проводил вместе с воспитанником;
5) Раич был известным в то время поэтом, знал древнегреческий и латынь, современные иностранные языки; свои знания он передал Тютчеву;
6) в 18 лет Ф. И. Тютчев закончил обучение в Московском университете со степенью кандидата;
7) 22 года (с 1822 по 1844 год) Ф. И. Тютчев находился на дипломатической службе за границей, в основном в Мюнхене, столице Баварии (Германия), жил во Франции, Италии, встречался с выдающимися учеными и писателями;
8) после возвращения из Европы Ф. И. Тютчев служил цензором; он считался одним из умнейших людей России;
9) в течение жизни Ф. И. Тютчев издал лишь одну книжку своих стихов;
10) всего Ф. И. Тютчев написал около двухсот стихотворений, и каждое из них по праву считается поэтическим шедевром.
II. Стихотворение «Неохотно и несмело...»: передача сложных, переходных состояний природы
В учебнике предложены для изучения три стихотворения Ф. И. Тютчева. Если время позволяет уделить их изучению два урока, то можно подробно поговорить о каждом из произведений. Если же время ограничено, то учитель выберет для более подробной работы один текст, другие же стихотворения можно будет прочитать и коротко обсудить. В этом пособии мы даем подробный анализ всех трех стихотворений.
Стихотворениям предшествуют небольшие статьи, к которым мы советуем обращаться после знакомства и разбора текста произведения.
Первый раз стихотворение «Неохотно и несмело...» читает учитель.
— Ответьте коротко на вопрос: описанию чего посвящено это стихотворение?
Дети ответят: описанию грозы (или приближению грозы).
Можно напомнить, что Ф. И. Тютчев вернулся в Россию только в 1844 году и поселился в Петербурге. Изредка он приезжал в Овстуг. После южной природы Германии и Италии он словно по-новому увидел свои родные места и постарался передать их красоту и прелесть. Стихотворение «Неохотно и несмело...» написано поэтом 6 июня 1849 года по дороге в Овстуг.
Учитель может использовать в качестве иллюстрации репродукции картин, в их числе картину Ф. А. Васильева «Мокрый луг».
— Какие из уже знакомых нам стихотворений этого поэта описывают грозу?
«Весенняя гроза» и «Как весел грохот летних бурь...».
— Обратите внимание: из небольшого количества известных нам стихотворений Ф. И. Тютчева уже три посвящены описанию грозы, ее приближению. В конце нашей беседы мы попробуем ответить на вопрос, почему это так.
Следующий вопрос зададим, если учитель с учениками в 5 классе при подготовке уроков пользовался аналогичным пособием.
— А сейчас постарайтесь вспомнить, кто автор следующего стихотворения и чем вам запомнилась работа с этим текстом:
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
А воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней макушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Дети вспомнят: это стихотворение «Весенний дождь» Афанасия Фета, которое они изучали в 5 классе. Мы в нашем пособии предлагали составить его раскадровку так, как будто бы нам нужно снять фильм по этому тексту. Такая работа помогает задействовать воображение и создать в своем сознании визуальные образы.
Если же такой работы не проводилось, то объясним детям ее суть: надо представить, что мы сценаристы, и режиссеры, и операторы в одном лице и нам надо снять фильм по стихотворению Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...». Что же мы будем снимать? Какие звуки будут звучать?
Удобнее всего будет организовать работу, если есть возможность сделать копии текста стихотворения и раздать их детям, чтобы они могли подчеркивать и делать нужные выделения в тексте.
Пример сценария, составленного по стихотворению Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...»
Сцена 1
1—2 строки. Конец весны — начало лета; русская равнина, на которой через зеленые поля ведет дорога. По дороге спокойно едет коляска, в которой сидит мужчина. Солнце еще светит, но небо уже заволакивает мгла, на горизонте сгущаются тучи (общий план).
Сцена 2
3—4 строки. Туча постепенно наползает на солнце, скрывает его. Можно показать, как по земле, по зелени поля движется тень: «принахмурилась земля». Гремит еще не очень сильный, далекий гром.
Сцена 3
5—6 строки. «Ветра теплого порывы...» — по полю уже высокой озимой ржи пробегают волны ветра, у березы, растущей возле дороги, тонкие ветки словно стелются по ветру. Гром гремит еще вдали, но постепенно приближается, становится громче. Тучи, то более светлые, то более темные, быстро движутся по небу. Видно, как вдали стоят косые, светлые столбы: это над полями идет дождь. Возница останавливает коней, поднимает верх у коляски, закрывает перед и продолжает путь, погоняя лошадей, спеша укрыться от дождя. Путешественник (крупный план) внимательно смотрит на приближение грозовой тучи.
Сцена 4
7—8 строки. Там, где прошел короткий дождь, зелень полей становится как будто ярче.
Сцена 5
9—12 строки. Огромная грозовая туча надвинулась на самую дорогу. Вспыхивает молния, освещая края тучи, и сразу же прямо над головой путешественников гремит гром, заставляющий возницу вздрогнуть и пригнуть голову.
Сцена 6
13-я строка. На сухую пыль дороги, на натянутый кожаный верх коляски падают первые крупные капли приближающегося ливня.
Сцена 7
14—16 строки. «...Вихрем пыль летит с полей...»: эта строка говорит нам о том, что перед грозой долго стояла сухая и жаркая погода, земля высохла; ветер, который из-за приближения атмосферного фронта дует перед грозой сильно и порывисто, вздымает с полей пыль, которая порой завивается вихрями. Гром гремит все громче.
Сцена 8
17—20 строки. На мгновение тучи расходятся, образуя на небе небольшое окно, в которое выглядывает неяркое солнце. Вскоре темная туча закрывает солнце и начинается гроза: непрерывно сверкают молнии, гремит гром, ливень льется стеной. Путешественник садится глубже в коляску, натягивает полог. Лошади и возница мокнут под дождем.
Анализ художественных приемов, использованных в стихотворении, возможен с помощью вопросов и заданий учебника (с. 203, ч. 1).
Вопрос 2-й следует уточнить, предложив ученикам найти в тексте стихотворения только эпитеты. Далее последовательно ответить на 3-й и 4-й вопросы.
Можно записать на доске слова:
1) эпитеты: ...........................
2) метафоры: ........................
3) олицетворения: ..................
4) звукопись (аллитерация): .....
Далее, читая по строфам текст, находить соответствующие художественные приемы и выписывать их примеры:
1) эпитеты: «ветра теплого», «дальний гром», «синей молнии», «пламень белый и летучий», «смятенная земля»;
2) метафоры: «...Пламень белый и летучий / Окаймил ее края» — края тучи осветились ярким светом, похожим на летучее белое пламя; «...И в сиянье потонула / Вся смятенная земля» — свет вспыхивающих молний настолько ярок, что кажется, будто земля — небольшой островок, который тонет в море синего света молний;
3) олицетворения: «Неохотно и несмело / Солнце смотрит...», «принахмурилась земля», «Солнце раз еще взглянуло / Исподлобья на поля» (роль олицетворений заключается в том, чтобы изображать неживые существа и явления в роли живых существ, приблизить природу к чувствам человека, показать их единство);
4) звукопись (аллитерация): 3-я строфа, 5-я строфа (две последние строки) — обратим внимание на обилие сонорных согласных, передающих ощущение взлетности, мелодичности; звук [р] всегда ассоциируется с грозой, громом:
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.
— Определите размер, которым написано стихотворение, и способ рифмовки.
Один-два ученика прочитают это стихотворение, передавая с помощью интонации свое восприятие и понимание поэтических образов. Возможно коллективное чтение в случае, если учитель предполагает задать это стихотворение наизусть. Коллективное чтение способствует запоминанию ритма и текста стихов.
Теперь можно вернуться к заданному в начале обсуждения вопросу:
— Почему, по-вашему, из небольшого количества известных нам стихотворений Тютчева три посвящены описанию грозы, ее приближению?
На этот проблемный вопрос нет однозначного ответа. Важно, чтобы ученики думали, рассуждали, формируя тем самым собственные ассоциации, включая образ грозы в категорию осмысленных, прочувствованных явлений.
Закончить обсуждение стихотворения можно обращением к учебнику: в первых двух предложениях статьи, посвященной изучаемому стихотворению, заключен важный тезис:
«Тютчев часто изображает природу в ее промежуточных состояниях — в переходе от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме, от зимы к весне или от ночи к утру, от дня к вечеру и от вечера к ночи. В такие минуты ему острее и яснее открывались тайны природы».
Акцентируем внимание детей на том, что в стихотворении «Неохотно и несмело...» Ф. И. Тютчев (как позже и А. А. Фет) описывает не саму грозу и дождь, а приближение грозы, то есть переходное состояние. Почему? С этим вопросом мы вновь столкнемся позже, в следующие годы обучения (например, в 10 классе), при обращении к творчеству Ф. И. Тютчева.
III. «С поляны коршун поднялся...»: реальный и символический планы стихотворения
Стихотворение читает учитель, возможно, два раза — для того, чтобы дети успели вдуматься в содержание. Затем дадим им возможность высказаться:
— Что вы почувствовали, когда слушали это стихотворение? Каким настроением оно проникнуто? Какие мысли оно будит?
Слушая ответы учеников, постепенно переводя разговор от обсуждения восприятия к обсуждению содержания стихотворения, обратим внимание детей на то, что текст имеет два плана: реальный и символический.
Когда мы читаем первое четверостишие, то представляем себе настоящего коршуна, которого наблюдал Ф. И. Тютчев в природе. Приближение экипажа спугнуло птицу, и она взмыла в небо, улетела так высоко, что уже не разглядеть. Мы словно присутствуем при ситуации, которая когда-то произошла в конкретном месте с конкретным путешественником, увидевшим коршуна, и могучей хищной птицей. Интонация этой строфы эпическая, повествовательная. Каждое слово употреблено в его прямом значении.
Вторая строфа расширяет смысл стихотворения, переводит его из рассказа о частной ситуации в широкий, обобщающий план: «Природа-мать ему дала / Два мощных, два живых крыла...» Перед нами уже не конкретный коршун, а птица вообще, в ее способности к отрыву от земли, к полету, точно так же как далее в местоимении я перед нами возникает не образ конкретного автора стихотворения, а совокупный образ человека как мыслящего существа.
Следующие две строки задают два противопоставления: небо — земля (область идеального и область земного, бытового) и соответственно человек в своей способности воспарять душой и мыслью — человек в необходимости существовать биологически.
Собственно, смысловое ядро стихотворения мощно заявленная философская проблематика: человек — существо биологическое и духовное одновременно. Второе позволяет ему считать себя «царем земли». Но что же преобладает в природе человека: первое или второе?
Спустя более чем столетие другой выдающийся русский поэт — Иосиф Бродский вновь обратится к образу взвившейся в небо птицы и напишет стихотворение «Осенний крик ястреба», в котором по-своему развернет тютчевский образ и даст заявленной теме свою интерпретацию, изобразив глубочайшее одиночество мыслящего человека — художника, творца, поднявшегося над уровнем обыденности. Запомним стихотворение Ф. И. Тютчева, чтобы в 11 классе вспомнить его при изучении творчества И. Бродского.
IV. Стихотворение «Листья»: листья — символический образ яркой, но краткой жизни
Попросим подготовленного ученика прочитать стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья». Возможно, дети уже учили его наизусть в курсе начальной школы.
Все стихотворение построено на олицетворении: листья предстают перед нами как живые существа, которые чувствуют и мыслят; от их имени ведется рассказ.
Можно остановиться на выявлении антитез иглы сосен и елей — листья, играющие «красным летом», — листья, улетающие осенью, и озвучить главные чувства, которые переданы в этой поэтической пьесе: порыв, стремление, радость от воспоминаний, желание не расставаться с этой радостью.
Символический уровень: иглы сосен и елей — люди, которые не умеют ярко жить и чувствовать. Их ощущение жизни бедно, тускло, сравнимо с «тощей зеленью» иголок. Они не чувствуют опустошения (их зелень «ввек не желтеет»), но никогда не ощущают подлинной полноты жизни («ввек не свежа»). Листья — символический образ людей, проживающих свои дни насыщенно, полно и глубоко, не желающих чувствовать вполнакала. Листья не желают мириться с невозможностью жить так же богато и радостно, как прежде, и готовы лучше отказаться от такой жизни, нежели прозябать на докучных ветвях.
Самостоятельная работа
Задания для двух вариантов:
— выписать прилагательные с существительными, к которым они относятся (эпитеты), сделать вывод о том, какую роль играют эпитеты в стихотворении;
— выписать глаголы, сделать вывод о том, какую роль играют глаголы в этом стихотворении.
Выслушаем ответы учеников, поощрим хорошо поработавших детей положительными отметками.
Словарная работа
Зефúры — легкие, теплые ветры.
Буйные ветры — сильные, стремительные ветры.
С докýчных ветвей — с надоевших ветвей (от глагола докучáть — надоедать).
Выразительное чтение
Завершая работу, предложим определить размер в этом стихотворении. Двустопный амфибрахий создает впечатление стремительного вальса, который танцуют падающие листья. Учитель при чтении «Листьев» постарается передать особый, как бы кружащийся ритм.
Для подготовки к выразительному чтению стихотворения можно воспользоваться вопросами и заданиями учебника (с. 206).
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Ф. И. Тютчева (в зависимости от того, какому стихотворению больше внимания уделялось на уроке).
Выполнить устно 1-е и 2-е задания рубрики «Совершенствуйте свою речь» (с. 206, ч. 1) (2-е задание может быть задано в индивидуальном порядке).
Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь».
Афанасий Афанасьевич Фет
2 часа
Урок 38
А. А. Фет: страницы биографии. «Ель рукавом мне тропинку завесила...»: жизнеутверждающее начало в стихотворении. Гармоничность и музыкальность поэтической речи
I. Проверка домашнего задания
Слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений Ф. И. Тютчева, устные ответы на задания рубрики «Совершенствуйте свою речь» (с. 206, ч. 1).
II. А. А. Фет: страницы биографии
В учебнике 5 класса стихотворения А. А. Фета уже были выделены для монографического (на уровне соответствующего возраста) изучения. Кроме биографической статьи, в 5 классе предлагались стихотворения «Чудная картина...», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая...». Сначала необходимо актуализировать в памяти сведения о поэте. (Учебник для 6 класса пока не открываем.)
— Догадайтесь, о каком стихотворении я вам сейчас расскажу — мы его изучали в 5 классе. Поздняя весна, на деревьях уже распустились листья. Рассказчик сидит перед окном дома, вокруг которого растет сад, и видит, как в песке купается воробей, в окно светит солнце. Но над дальним лесом уже идет дождь, и туча приближается к саду...
«Весенний дождь» («Еще светло перед окном...»)
— Вспомните, из какого стихотворения словосочетания, которые я вам сейчас назову: одинокий бег, небес высоких, полная луна, белая равнина, чудная картина.
— Продолжите читать стихотворение: «Задрожали листы, облетая, / Тучи неба закрыли красу...»
— Кто автор этих стихотворений? Что вы о нем знаете?
Можно вспомнить, опираясь на биографическую статью учебника 5 класса, что А. А. Фет учился на словесном отделении Московского университета, но поступил на военную службу, которой отдал 13 лет жизни. В 38 лет Фет купил имение в Мценском уезде Орловской губернии и стал помещиком. Он сумел быть одновременно рачительным хозяином и лирическим поэтом. Последние сборники его стихотворений выходили ежегодно и назывались «Вечерние огни». Прожил А. А. Фет 72 года.
— Откроем учебник (с. 207, ч. 1), прочитаем рассказ о поэте. Статья учебника состоит из двух частей: биографической и литературоведческой (начиная с 3-го абзаца, с. 208: «Одаренность Фета исключительна...»). На первом уроке уместно прочитать биографическую часть статьи. В ней упоминается много имен, часть которых дети уже слышали, другая часть им неизвестна. На именах стоит остановиться подробнее, чтобы дети начали формировать у себя представление о культурном контексте эпохи.
Аполлон Григорьев — поэт.
Яков Полонский — поэт-лирик (его стихотворения «По горам две хмурых тучи...» и «Посмотри — какая мгла...» включены в учебник для 6 класса, можно найти их по оглавлению).
Сергей Соловьев — историк, один из основоположников научного изучения истории.
Николай Васильевич Гоголь — писатель (в 5 классе дети читали его «Заколдованное место»).
Иван Сергеевич Тургенев — писатель (в 5 классе читали рассказ «Муму», в 6 — «Бежин луг»).
Николай Алексеевич Некрасов — поэт (в 5 классе читали «На Волге», отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос», «Крестьянские дети»; в 6 классе произведения Некрасова начнем изучать сразу после изучения творчества А. А. Фета).
Дмитрий Васильевич Григорович — писатель, выступавший против крепостного права (детям может быть известна его повесть «Гуттаперчевый мальчик»).
Лев Николаевич Толстой — писатель (в 5 классе читали его рассказ «Кавказский пленник»).
Запомним названия издававшихся в России литературных журналов: «Отечественные записки», «Москвитянин», «Современник».
Мы видим, что А. А. Фет общался с лучшими, самыми образованными людьми своего времени. Можно рассказать ученикам, что с И. С. Тургеневым и Л. Н. Толстым А. А. Фет сохранял дружбу многие годы.
Составление простого плана
План можно коллективно составить по биографической части статьи учебника: на него дети будут опираться дома при подготовке рассказа о жизненном пути А. А. Фета.
III. «Ель рукавом мне тропинку завесила...»: жизнеутверждающее начало в стихотворении. Гармоничность и музыкальность поэтической речи
После того как учитель или подготовленный ученик прочитает это стихотворение А. А. Фета, спросим, какие чувства вызвало это стихотворение у школьников. Обратим внимание детей на разную длину строк: как это связано с чувствами, которые передает нам поэт?
Анализ текста
Прочитаем стихотворение внимательно — по строфам.
Читаем 1-ю строфу.
В осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти и веселья, может быть, ожидание изменений в природе и в душе. Свое состояние герой ощущает словно бы навеянным каким-то особым колдовством. Строка «Ель рукавом мне тропинку завесила...» вызывает в сознании образ колдуньи, которая словно не хочет выпустить путника из леса, манит его вглубь, закрывает от его взора лесные тропинки. Эта строка представляет систему метафор: ель — женщина-колдунья, ветка — рукав ее платья. Так одной строчкой Фет создает атмосферу таинственности, сказочности.
Путник словно бы не осознает себя; главное его ощущение — ветер, который заполняет собой все окружающее пространство, слово ветер недаром выделено дважды в отдельные предложения.
— Прочитайте 2—4 строчки: какой гласный звук повторяется в них чаще других? Каким он является: ударным или безударным? Какое чувство вызывает повторение этого звука?
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
Я ничего не пойму.
Читаем 2-ю строфу.
— С какого слова-предложения начинается эта строфа? Как вы думаете, почему?
— Какие согласные звуки в 3—6 строках передают шум ветра?
— Как проявляет себя звук [у] во 2-й строфе?
— Как вы понимаете значение глагола гудет? Каким является это слово: общеупотребительным или диалектным? Как, по-вашему, отличается смысл глагола гудет от смысла глагола гудит?
— На какие части делится вторая строфа? Какое слово ее разделяет? К какой части речи оно принадлежит?
Чу — междометие, которое означает призыв обратить внимание на какие-то звуки, его можно заменить словом слышишь. Междометие носит просторечный характер.
— Что означает в осеннюю пору звук рога в лесу?
Статья учебника (с. 209, ч. 1) говорит: «Но неожиданно до слуха доносится звук „тонко взывающего рога“. На самом деле с помощью рога посылали сигналы друг другу охотники. Осенью открывался охотничий сезон, помещики съезжались вместе и с собаками охотились на различного зверя, причем часто охота длилась много дней и уходила довольно далеко от жилья. На охоте человек двигается, чувствует азарт и всеобщее движение, и переживание одиночества развеивается при воспоминании об охоте, от мысли о близком присутствии человека».
С помощью звукописи Фет передает нам, как сквозь шум ветра и шуршание листьев («неожиданно слышится») доносится иной звук: «тонко взывающий рог» (в этой строке «работают» и ударные гласные, и сочетание согласных [вз]). Звук рога словно бы прорезает ветер, разрушает околдовывающее влияние стихии.
— Как вы понимаете значение слова взывающий? Часто ли оно употребляется в современной речи? Постарайтесь подобрать к нему синонимы.
Можно предложить на выбор несколько слов: зовущий, зазывающий, ведущий, вызывающий, приглашающий...
— Как меняется настроение во второй части строфы?
Читаем 3-ю строфу.
«Сладостен зов мне глашатая медного!»
— К какой части речи относится слово сладостен?
Сладостен — краткое прилагательное мужского рода единственного числа именительного падежа; полная форма — сладостный.
— В чем, по-вашему, отличие значений прилагательных сладкий и сладостный?
Сладкий — имеющий вкус, свойственный сахару или меду.
Сладостный — приятный, доставляющий удовольствие.
— Найдите в предыдущей строке слово, однокоренное существительному зов. Подберите еще несколько однокоренных слов. Какие гласные чередуются в этом корне? Какие согласные остаются неизменными?
— Какой предмет автор называет глашатаем медным и почему?
— Выделите корень в существительном глашатай и подберите однокоренные слова.
— Какое противопоставление присутствует в первой и второй строках последней строфы?
Зов «глашатая медного» — символ жизни, присутствия человека — противопоставлен символу угасания природы — «мертвым листам».
— Какие слова в стихотворении кажутся вам высокими и обычно не употребляются в устной речи? Как появление слов высокого стиля связано с изменением настроения в стихотворении?
Взывающий, сладостен, глашатай.
— К кому или к чему обращается герой в двух последних строках? Можем ли мы сказать, что автор мысленно ведет диалог?
— Что означает выражение странник бедный? В каком значении употреблено прилагательное бедный: «имеющий мало денег» или «несчастный, одинокий»?