Глава 1. Деятельность литературных музеев в современной социокультурной ситуации
Литературный музей: особенности создания и функционирования
В условиях современной культуры
Выполнила:
Глушкова Ирина Владимировна,
студентка 3 курса
факультета философии и культурологии
________________/подпись/
Научный руководитель:
Юлия Игоревна Колобова,
кандидат культурологии, доцент
_______________/подпись/
Киров
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Деятельность литературных музеев в современной социокультурной ситуации……………………………………….…6
1.1. Литературный музей: феноменологический и исторический аспекты создания…………………………………………………………………….…6
1.2. Типология литературных музеев……………………………………….…10
1.3. Обзор литературных музеев Кировской области и проблемы их функционирования ……………………………………………………..…..15
Глава 2. Использование интерактивных технологий в музейной
практике (на примере литературных музеев)…….…………….20
2.1. Интерактивные практики современных литературных музеев:
анализ мирового опыта…………………………………………………………26
2.2. Интерактивные технологии в деятельности литературных музеев России
Заключение…………………………………………………………….……….33
Список литературы……………………………………………………………36
Введение
Курсовая работа посвящена проблеме, связанной с особенностями создания и функционирования литературных музеев в условиях современной социокультурной ситуации.
Актуальность заявленной проблемы обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, на сегодняшний день функционирование литературных музеев переживает острый кризис, связанный с низким уровнем посещаемости музеев данного типа. Преимущественно посетителями музеев являются группы школьников и студентов, но и они идут в музей в принудительном порядке. Во-вторых, в наше время бурного развития информационных технологий литературным музеям очень важно занять активную позицию в области внедрения цифровых систем предоставления информации посетителям. Новейшие технические средства позволяют значительно расширить возможности экспозиционера в показе экспоната, в предоставлении дополнительной текстовой и графической информации по предмету или эпохе, показать отсутствующие экспонаты, организовать виртуальные выставки. Внедрение таких технологий также может служить средством по привлечению посетителей, что отчасти поможет решить проблему с низкой посещаемостью.
В-третьих, по-прежнему также остро стоит проблема финансирования литературных музеев. Финансирование музеев остается весьма незначительным, поэтому они вынуждены самостоятельно искать средства для выживания за счет целевых грантов, пожертвований, спонсорских средств со стороны организаций и частных лиц, доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Объектом данного исследования является феномен литературных музеев. Предмет – особенности функционирования литературных музеев в современной социокультурной ситуации.
Цель работы – изучение особенностей создания и функционирования литературных музеев в условиях современной культуры.
Поставленная в работе цель предполагает решение следующих задач:
– выделить исторические и феноменологические аспекты создания литературных музеев;
– рассмотреть классификацию и особенности деятельности каждого типа литературных музеев;
– ознакомиться с литературными музеями Кировской области и проблемами их функционирования;
– проанализировать мировой опыт использования интерактивных технологий в литературных музеях;
– рассмотреть применение интерактивных технологий в практике российских музеев.
Методы,используемые для проведения данного исследования: историко-сравнительный, описательный, типологический.
Изучением места и функций музея в современной социокультурной ситуации занимались такие исследователи как Е.М. Акулич, Л.С. Именнкова. В работе Е.М. Акулича «Музей как социокультурное явление» раскрывается социальная сущность музеев, проанализированы социокультурные тенденции развития современных музеев, а также их общественное предназначение. Музей рассматривается с точки зрения социальных подходов, которые дают возможность понять социальные функции музеев, их роль.
История создания, а также специфика литературных музеев изложена в статье А. Щербаковой «Литературный музей: вчера, сегодня, завтра». Наиболее полно история возникновения литературных музеев в России рассмотрена в работе Е.Н. Мастерицы «История возникновения литературных музеев в контексте развития отечественной культуры конца XIX - начала XX века». Автор в своей работе рассказывает о первых попытках организации литературного музея в России, а также выделяет особенности функционировании первых музеев.
Проблемы включения интерактивных технологий в музейные практики изучены не достаточно, поскольку явление это сравнительно новое. Большой вклад в изучение этого явления вложил Л.Я. Ноль. Его работа «Информационные технологии в деятельности музея» исследует вопросы теории и практического использования информационных технологий в музейной деятельности. Автор выявляет роль и место автоматизированных информационных систем в музее, рассматривает взаимодействие музеев в информационном обществе.
В ходе работы была рассмотрена и правовая сфера музеев, в частности ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ).
Структура исследования обусловлена поставленной целью. В первой главе «Деятельность литературных музеев в современной социокультурной ситуации» исследуются аспекты создания западных и российских литературных музее, рассматривается классификация и особенности каждого типа литературного музея, а также проводится обзор литературных музеев Кировской области и выявляются проблемы их функционирования.
Во второй главе «Использование интерактивных технологий в музейной практике» рассматриваются интерактивные практики современных музеев в мировом опыте; разновидности интерактивности и её применения; опыт использования интерактивных технологии в деятельности современных российских музеев.
Глава 1. Деятельность литературных музеев в современной социокультурной ситуации