Честь и бесчестие. Выпускное (итоговое) сочинение. Может ли безнравственный человек быть способным на любовь и дорожить честью?

Может ли безнравственный человек быть способным на любовь и дорожить честью? Нравственность- это внутренняя оценка человеком норм своего поведения и принципов чести, совести, долга и любви. Личность, обладающая такими духовными качествами, в первую очередь следует своим моральным ценностям и не противоречит им. Такой человек имеет богатый, внутренний мир, способен искренне любить, сохранить честь и достоинство в любых жизненных ситуациях. Потеря чести подвергает к недостойным этически безобразным поступкам, которые приводят к разочарованию человека в самом себе или становлению изгоем в обществе. Не зря В. Г. Белинский писал, " без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести". Так всё-таки какой же человек безнравственный? И может ли он вопреки своему аморальному поведению иметь такие чувства, как любовь , честь, благородство, самопожертвование? Ответы на эти вопросы мы можем найти в литературных произведениях.

М. Ю. Лермонтов в своей поэме "Песня про царя Иванна Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова " поднимает вопрос о нравственности человека. Главные герои очень разные, как внешне, так и внутренне . Поэт описал купца Калашникова как правильного, честного и мужественного человека. Его жена Алена Дмитриевна тихая, скромная девушка, верующая в обряды и обычаи. В неё был влюблен Кирибеевич, который ставил свои желания выше нравственных норм и достоинства. Ведь он не подумав о чести любимой, начинает целовать , миловать её по среди улицы на глазах людей. Алена Дмитриевна рассказывает о произошедшем Степану Парамоновичу . И тот недолго думая , вызывает Кирибеевича на поединок, чтобы защитить свою честь и жены. И тут разыгрывается дуэль между правдою и неправдою, честью и бесчестием. Но в жизни не все так просто. Из-за человека, лишенного нравственности , погибает благородный Калашников, его дети остаются без отца, а молодая ни в чем невинная девушка - вдовой. Так Кирибеевич испортил жизнь не только себе, но и любимой женщине. А все из-за этого, что человек не имеющий духовных ценностей, никогда не сможет постичь настоящей любви, которой возносит к хорошим поступкам, при которых честь остаётся чиста и невинна.

И эту же тему снова раскрывает М. Ю. Лермонтов в романе " Герой нашего времени" , где главный герой Печорин без нравственный человек, не имеющий никаких принципов. Убедится в этом мы можем уже в первой ситуации , где молодой человек встречается с очень красивой, доброй девушкой Белой. По истечении времени, она всем сердцем полюбила Печорина, но тот, обманывая, играя, пользовался её чувствами до тех пор, пока она ему не надоела . Разве такое поведение присуще нравственному человек ? Бывает, что сделав ошибку, человек осознает её и пытается исправить, но в случае Печорина этого не происходит. Он продолжает пользоваться людьми , задумываясь только о себе и своих потребностях, но никак о их чувствах,боли и переживаниях. И именно Печорин является красочным примером аморального поведения человека без всяких ценностей.

Таким образом, безнравственная личность никогда не испытает настоящей любви, счастья и, к большему сожалению такой человек не сможет защитить свою честь, а по сути её то как раз у него нет. И с высказыванием Белинского "Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви ни чести" я абсолютно согласна.

Тема чести и бесчестия в творчестве Пушкина

Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя : Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Эти герои молоды, оба они дворяне. ДА и попадают в это захолустье (Белогорская крепость) не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…» А Швабрин попал в Белогорскую крепость, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ отстоять честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство». Такая оценка позволяет читателю, который симпатизирует этой героине, усомнится в благородстве Швабрина.
Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь. Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова. Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».
По-разному они относятся и к Маше. Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, наоборот, смешивает имя любимой девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных. Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной..» Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу. Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.
Если сравнить главных героев, безусловно большее уважение вызовет Гринев, потому что несмотря на молодость он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.
Наверное, все это и позволяет назвать его человеком чести. Чувство собственного достоинства помогает нашему герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага. Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос, отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановится, становится предателем. И потому Пушкин прав, говоря «береги честь смолоду» и делая их эпиграфом ко всему произведении.

Наши рекомендации