Творчество В. Д. Берестова.
В. Берестов. «Что всего милее», «Лет десяти...». «Обида»
Урок
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Проверка качества чтения стихотворения и выполненных заданий в литературной тетради |
Чтение стихотворений В. Берестова «Что всего милее», «Лет десяти дома, со своими...» (см. лит. тетрадь). Перечитывание вслух индивидуально | После чтения стихотворения «Что всего милее» необходимо, чтобы учащиеся порассуждали над вопросом, поставленным в заглавии, определили, что для них самое важное, согласны ли они с авто-рюм и почему |
Перечитывание стихотворения «Лет десяти...» молча, придумывание своего названия произведению | После чтения стихотворения «Лет десяти дома, со своими...» выясняем: Почему у человека бывает несколько имён? Согласны ли дети с В. Берестовым? почему так происходит? Что нужно, чтобы в любой ситуации, независимо от звания и роли, человек оставался человеком? |
Нахождение рифмующихся строк | Например, рифмующимися будут строки со словами «своими — имя, клички — привычки» и т. д. |
Придумывание рифмы к словам. Работа в литературной тетради | Предлагаем учащимся придумать рифму к слова.м: «нора», «сыр», «дом», «горка», «палка», «ручей». Выполнить задание № 8 |
Чтение стихотворения «Обида». Сравнение всех стихотворений поэта | Состоит это стихотворение из четырёх строчек, но какой офомный смысл в нём: «...обида не стоит того, что мы ощущаем» |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Одно из стихотворений (на выбор) выучить наизусть. Подготовиться к конкурсу |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Поэзия Стихи-описания
Н. Некрасов. «Славная осень»
Цели урока:1. Познакомить учащихся со стихами-описаниями русских поэтов.
2.Дать представление о стихах-описаниях.
3.Развивать навык выразительного чтения, творческие способности.
4.Развивать внимание к образным средствам языка.
5.Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
Этапы урокаи виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Конкурс на лучшее чтение стихотворения | Оценить качество чтения учащихся поможет жюри. Нужно поощрить детей, порадоваться их успехам |
Первичное представление 0 стихах-описаниях | Стихи-описания — это чаще всего пейзажная лирика. В ней незримо присутствует лирический герой-автор, который передаёт своё видение, ощущение, чувства. Эти чувства могут совпадать или не совпадать с читательскими. Однако учить детей видеть, чувствовать, сопереживать — задача школы |
Чтение учителем стихотворения Николая Алексеевича Некрасова «Славная осень» | Учителю нужно постараться при чтении передать радость бытия, наслаждение яркостью и многоли-костью, многоцветием осенней природы |
Чтение учениками молча, вслух. Анализ стихотворения | Анализ стихотворения осуществляется по вопросам; Чем будет отличаться настроение, с каким вы прочитаете первый и второй куплет стихотворения? Какая разница между тем чувством, какое вызывает у поэта осеннш! пейзаж, и тем, какое он испытывает при виде ковра из листьев? и т. д. Более детальный анализ стихотворения смотрите в методическом пособии |
Работа в литературной тетради. Сравнение двух стихотворений | Выполнить задание № 9 в литературной тетради. Сравнить два стихотворения. Найти общее и отличительное |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Одно из стихотворений выучить наизусть |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Поэзия Стихи-описания
А. С. Пушкин. «Зимняя дорога». С. А. Есенин. «Поёт зима — аукает»
Цели уроков:
1. Познакомить учащихся со стихами-описаниями классиков русской литературы Александра Сергеевича Пушкина и Сергея Александровича Есенина.
2.Развивать внимание к образным средствам языка, воспитывать любовь к поэзии.
3.Развивать навык выразительного чтения.
4.Формировать умения сопоставлять, делать выводы.
5.Воспитывать любовь к родной земле, природе.
Урок
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Чтение наизусть стихотворения. Желательно опросить всех учащихся и оценгггь качество их чтения |
Чтение учителем стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога». Словарная работа | После чтения выявление эмоционального восприятия учащихся, а затем — словарная работа. Уточнение, разъяснение устаревшей лексики позволит детям прикоснуться к тому времени, когда жил поэт |
Повторное чтение учениками молча, цепочкой. Обсуждение | Выявляем: Каким настроением проникнуто стихотворение? Сколько картин изобразил поэт? Какими эти картины представляются вам? Зачем поэт повторяет однокоренные слова «печальные» и «печально»? Создают эти слова настроение? Какое? Что делает дорогу скучной? Какие звуки преобладают в описании? Создают они картины или нет? |
Нахождение рифмующихся строк. Выразительное чтение стихотворения | Для выразительного чтения подбираем нужную интонацию, а она мягкая, плавная, льющаяся. Обращаем внимание на запятые, точки, которые требуют незначительных пауз, двоеточие — более глубокой паузы, дающей возможность уточнить, подчеркнуть обозначенную мысль |
Сочиняем стихи о зиме | Можно предложить детям опорные слова |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Научиться выразительно читать стихотворение, выучить наизусть (по желанию). Выполнить задание № 10 в литературной тетради |
Урок
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Выразительное чтение стих-я А.С. Пушкина «Зимняя дорога». Анализ самостоятельно созданных стихотворений о зиме |
Чтение учителем стихотворения С.А. Есенина Поёт зима – аукает». Выборочное чтение. Словесное рисование. | После чтения выявляем первичное эмоциональное восприятие учащихся. Понравилось ли стихотворение Сергея Александровича? Чем? Какие картины изобразил поэт? Найдите в тексте и прочитайте. Представьте их и словесно нарисуйте. С чем сравнивает поэт метелицу? Почему он говорит: «Мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка»? Как это можно изобразить в рисунке? Созвучно ли это стихотворение «Зимней дороге» А.С. Пушкина? Чем (настроением, картинами)? |
Работа над выразительным чтением | Проставляем паузы: после «зимы» - длинная, после «аукает» - короткая; не разделяем голосом вторую и третью строфы; выделяем голосом (мелодика повышения) «тоской глубокою», «страну далёкую», «седые облака». |
Выразительное чтение стих-я. Работа в литературной тетради | Выполнить задание №12 в литературной тетради |
Домашнее задание | Выучить стихотворение С. А. Есенина «Поёт зима – аукает» наизусть. Подготовиться к конкурсу на лучшего чтеца. |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Поэзия. Стихи-описания
В. Татаринов. «Весна близка»
Цели урока:
1.Развивать внимание к образным средствам языка.
2.Активизировать чувственную сферу учащихся.
3.Прививать интерес к чтению поэтических произведений.
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Конкурс на лучшего чтеца | При оценке чтения учащимися необходимо обратить внимание на качество чтения: соблюдение определённой интонации, произношения, выделение пауз, логических ударений |
Чтение учителем стихотворения В. Татаринова «Весна близка» | Стихотворение В. Татаринова отличается свежестью сравнений и метафор, чистым и искристым тоном, неожиданным поворотом событий. Вот это и нужно донести детям |
Самостоятельное чтение стихотворения молча, вслух. Анализ стихотворения | После чтения выявляем: Понравилось стихотворение? Чем? Что необычное в нём? Какие картины изобразил поэт? Найдите и прочитайте. Как описан рассвет (ветер, облачко)? Что делает ветер живым? Анализ стихотворения должен быть тесно связан с чтением, выборочным чтением |
Работа над выразительным чтением. Нахождение рифмующихся строк | После выявления смысла произведения, расстановки правильных акцентов — работаем над выразительным чтением. Детям нужно помочь уловить чистый, искристый тон стихотворения и передать его при чтении |
Отгадывание загадок, рисование отгадок | |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Научиться выразительно читать стихотворение. Выполнить задание № 13 в литературной тетради |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Поэзия. Стихи-описания
Саша Чёрный. «Зелёные стихи». А. С. Пушкин. «Утро»
Цели урока:1. Активизировать эмоциональное восприятие учащихся.
2. Учить наблюдать за поэтическим словом, видеть за ним картины.
3. Развивать навык выразительного чтения.
4. Формировать интерес к чтению классических поэтических произведений.
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Выразительное чтение стихотворения В. Татари-нова, проверка выполнения творческого задания № 13 в литературной тетради |
Чтение учителем стихотворения Саши Чёрного «Зелёные стихи». Перечитывание учениками. Выборочное чтение для нахождения ответов на вопросы | Выявляем первичное эмоциональное восприятие учащихся: Чем понравилось стихотворение? После перечитывания углубляем работу над стихотворением: Почему поэт для изображения весны выбрал зелёный цвет? Докажите свои суждения. Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие картины к нему можно нарисовать? А как вы видите весну? Какого цвета она у вас? Что придают стихотворению слова с уменьшительно-ласкательным значением? Какова их роль в стихотворении? |
Перечитывание стихотворения молча, цепочкой. Выразительное чтение | Готовясь к выразительному чтению, учащиеся подбирают темы чтения, определяют логически паузы и чувства, которые необходимо передать |
Чтение стихотворения Л. Пушкина «Утро». Беседа. Выборочное чтение | Представляем, какую картину можно нарисовать к нему. Предлагаем детям выбрать слова, которые помогут это сделать. С помощью выборочного чтения определяем, почему о цветах сказано: «Росой окропились цветы на лугах»? Как вы это представляете? Какая разница между словами «окропить», «обрызгать», «облить»? Составьте с ними предложения |
Сравнение стихотворений | Чем похожи? Чем отличаются? |
Составление устного рассказа | Тема рассказа «Утро в весеннем лесу». Постарайтесь, чтобы учащиеся использовали слова и выражения, которые есть в произведениях С. Чёрного и А. С. Пушкина |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Одно из стихотворений выучить наизусть |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Поэзия
Поэтическая миниатюра
Т. Белозёров. Стихи. Г. Новицкая. Стихи
Цели уроков:1. Познакомить учащихся с малым поэтическим жанром — миниатюрой.
2.Развивать умение видеть и восхищаться образными словами, выражениями, использованными авторами.
3.Формировать интерес к поэзии.
4.Развивать навыки выборочного и выразительного чтения.
5.Развивать навык словесного рисования.
Урок
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Проверяем подготовку выразительного чтения наизусть одного из стихотворений |
Знакомство с поэтической миниатюрой | Поэтическая миниатюра — небольшое по размеру, но ёмкое по поэтическому и чувственному содержанию стихотворение |
Чтение миниатюр Тимофея Белозёрова | Вначале читает учитель, затем ученики. Предлагаем учащимся подумать, в какой последовательности расположить миниатюры для дальнейшего логического разбора. Это может выглядеть следующим образом: «Листопад», «Осень» (учебник) и «Ива на острове» (литературная тетрадь), а затем «Из холодной рощи», «Первый снег» |
Перечитывание(поочерёдное) миниатюр и обсуждение, выборочное чтение, выразительное чтение | Детальное обсуждение миниатюр смотрите в методическом пособии. Перечитываем все миниатюры и просим детей найти слова, выражения, которые их особенно удивили, показались необычными. Определяем, что характерно для поэтических миниатюр Т. Белозёрова (лаконичность, зримость картин, необычные сравнения) |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Перечитать миниатюры, понравившуюся больше всего выучить наизусть |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Поэзия
Поэтическая миниатюра
Т. Белозёров. Стихи. Г. Новицкая. Стихи
Урок
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Чтение наизусть поэтических миниатюр Т. Белозё-рова. Учащиеся должны доказать, почему они выбрали именно эту, чем она восхитила их |
Поочерёдное чтение миниатюр Галины Новицкой. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Перечитывание | «Осень» — маленькое четверостишие. Чем оно необычно? Тем, как поэтесса изобразила приход осени: «жёлтым листком в реке утонуло лето». «Радуга». Требует от учащихся определиться в значении слов «вёдро» и «ведро» (в первом случае — летняя сухая и ясная погода, а во втором — сосуд для жидкости). Можно предложить детям составить с ними предложения. «Ромашка». Насыщена светлым, радостным чувством. Цветок напоминает ребёнка с широко открытыми глазами, который удивляется своим первым открытиям. Вот это и нужно донести учащимся. «Утро». Необычно свежее, точное определение наступающего дня. Для этого Г. Новицкая находит ёмкие выражения («застёгнут луг на все росинки» и т. д.). «Радость». Когда же бывает радость? Как представляет это поэтесса, а как вы? |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Понравившиеся миниатюры выучить наизусть. Выполнить задание № 14 в литературной тетради |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Поэзия
Творчество М. М. Пришвина
М. Пришвин. «Запоздалый ручей», «Последние цветы»
Цели уроков:1. Познакомить учащихся с М. М. Пришвиным и его произведениями.
2.Развивать интерес к творчеству певца русской природы.
3.Развивать умение наблюдать за изобразительными средствами языка.
4.Воспитывать зоркость, чувство любви и восхищения родной природой.
5.Развивать навыки чтения.
Урок
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Чтение учащимися наизусть миниатюр Г. Новицкой. Обратить внимание на выполнение задания в литературной тетради |
Чтение учителем статьи 0 Михаиле Михайловиче Пришвине. Обсуждение услышанного | Рассказывая детям о М. М. Пришвине, нужно подчеркнуть, что за этим писателем закрепилась слава певца русской природы, что его произведения не случайно попали в «Страну Поэзия». Это поэтические миниатюры в прозе |
Чтение рассказа «Запоздалый ручей» учителем, учениками молча, цепочкой вслух. Обсуждение рассказа | «Запоздалый ручей» — зарисовка, посвященная весне, природе, ожившей после холодной зимы. Точно и немногословно сумел Пришвин передать жизнь леса и его обитателей: зеленеет трава, бормочет тетерев, звёзды, как вербочки и т. д. Скупо и ёмко, зримо и образно. Обсуждение (анализ) рассказа строится по вопросам учебника и методического пособия. Важно, чтобы третьеклассники почувствовали в рассказе поэзию |
Поиск в рассказе образных слов и выражений | С помощью образных слов и выражений, использованных автором, составить словесные рисунки. |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Продолжить работу, начатую в классе, по составлению словесных рисунков |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Поэзия
Творчество М. М. Пришвина
М. Пришвин. «Запоздалый ручей», «Последние цветы»
Урок
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | На уроке проверяем умение учащихся находить образные слова и выражения в тексте и словесно рисовать картины |
Чтение рассказа учителем, учениками молча, вслух цепочкой | «Последние цветы» - это рассказ о поздней осени и тех необычных явлениях, которые случаются в этот период. Содержание рассказа простое и не требует особого анализа. Поэтому значительное время посвятим пересказу от первого лица |
Поиск образных слов и выражений автора | Обратить внимание учащихся, что эти слова и выражения нужно использовать при пересказе |
Пересказ от своего имени | Творческий пересказ от своего имени требует от каждого ученика стать на место писателя и увидеть, почувствовать и передать те ощущения, которые испытал он: и восторг, и удивление, и радость от увиденного |
Работа в литературной тетради | Выполнить задание № 16. Работа творческая, требует от детей фантазгн!: что слышат и чувствуют деревья в каждую пору года? Учитель помогает и поощряет творчество учащихся |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Доработать пересказ рассказа «Последние цветы» от своего имени. Подготовиться к обобщающему уроку по разделу «Страна Поэзия» |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Поэзия. Повторяю и творю
Обобщающий урок «Повторяю и творю»
Цели урока:1. Обобщить и закрепить знания, умения и навыки, полученные в процессе работы с произведениями раздела.
2. Учить отличать прозу от поэзии, стихи-размышления, стихи-портреты, стихи-описания.
3. Развивать навыки работы в группе.
4. Развивать память, внимание, воображение, творческие способности.
5. Воспитывать любовь к книге, чтению.
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Рубрика «Вспомните» | Урок детально разработан в учебнике. Необходимо проследить, чтобы учащиеся не отходили от «Страны Поэзия» и отвечали, что они действительно запомнили |
Рубрика «Подумайте» | Вопросы направлены на воспроизведение конкретных произведений |
Составление рифмующихся строк | В учебнике есть пример. Можно использовать и другие слова |
Придумывание своего стихотворения о берёзе | Это может быть и коллективный труд, который направляется учителем |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Работа в литературной тетради | Выполнить задания № 15,17 и 18 (литературная викторина). Возможна работа по группам |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Почемучка
Научно-познавательная литература
Б. Заходер. «Почему»
Цели урока:1. Активизировать познавательный интерес учащихся.
2.Развивать умение задавать вопросы и находить на них
ответы в справочной литературе.
3.Учить сравнивать произведения (художественное и
научно-познавательное), находить общее и отличительное.
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Можно организовать работу по группам при разгадывании литературной викторины. Проверить выполнение заданий № 15, 17 |
Введение в «Страну Почемучка». Беседа 0 пользе чтения книг художественных и научно-познавательных. Просмотр выставки книг энциклопедического характера | Можно подчеркнуть, что до этого времени читались и изучались художественные произведения, которые активизируют нашу эмоциональную сферу, заставляют радоваться, переживать, сочувствовать. Другие ж — научно-познавательные — дают интересные сведения, знания о различных предметах, явлениях. С ними учащихся познакомит Знайка. Выставка организуется с помощью библиотекаря |
Подготовка вопросов друг другу | Учащиеся находят ответы в книгах |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Подготовить вопрос, который задал бы Знатокам |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Почемучка
Научно-познавательная и художественная литература
«Слон». Б. Житков. «Как слон спас хозяина от тигра»
Урок
Цели уроков:1. Формировать познавательный интерес учащихся.
2.Учить «добывать» из произведения ценные сведения.
3.Учить сравнивать, находить общее и отличительное в художественном и научно-познавательном произведениях.
4.Развивать речь, логическое мышление.
5.Учить делить текст на части, озаглавливать их.
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Анализ и оценка составленных учащимися вопросов. Нужно учесть логику вопроса, его сложность, актуальность |
Чтение рассказа «Слон» учителем, учениками. Обсуждение. Выборочное чтение | Предлагаем учащимся подумать и ответить на вопросы: Какие новые, интересные сведения о слоне вы узнали? Почему слона называют самым большим из сухопутных животных? (Найдите ответ в тексте.) До какой высоты дорастает слон? Какая у него кожа? Голова? Зачем слону бивни? Для чего слону хобот? Чем он является у слона? Что хоботом может делать слон? (Прочитайте.) Чем питаются слоны? Сколько лет живут? |
Перечитывание рассказа молча | После чтения третьеклассники систематизируют все сведения о слоне, полученные из рассказа |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Перечитать текст. Рассказать родителям всё, что они узнали из него о слоне. Выполнить задание № 1 в тетради по литературному чтению |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Почемучка
Научно-познавательная и художественная литература
«Слон». Б. Житков. «Как слон спас хозяина от тигра»
Урок
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Анализ выполненного задания № 1 по теме в литературной тетради позволит определить степень усвоения знаний, полученных на предыдушем уроке |
Чтение у^штелем рассказа Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тифа». Перечитывание учениками молча | После перечитывания выявляем эмоциональное восприятие учениками рассказа, а затем переходим к анализу. Чем понравился или не понравился рассказ? Почему слон не слушался хозяина? Правильно ли вёл себя хозяин? Что случилось в лесу? Найдите самый напряжённый момент в рассказе. Зачитайте. Какие чувства вы испытали? Что произошло с тигром? Чувствовал ли свою вину перед слоном хозяин? Подтвердите свои мысли текстом. Находим подходящую пословицу к рассказу. Например, «Друг познаётся в беде». Подходит она к рассказу? |
Сравнение двух рассказов «Слон» и Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» | Что общее? (Оба произведения про слона.) Чем отличаются? (Первый — даёт интересные сведения о слоне, второй — захватывающий рассказ о слоне, его преданности человеку.) |
Подведение итогов | Оба произведения интересные. Одно даёт знания, другое — активизирует чувства |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Перечитать рассказ Б. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Почемучка
Научно-познавательная и художественная литература
«Попугаи». С. Дудченко. «Попугайчик»
Цели уроков:
1. Продолжить знакомить учащихся с научно-познавательными рассказами, развивать интерес к такой литературе.
2. Учить отличать научно-познавательные произведения, правильно читать их.
3. Развивать речь, логическое мышление.
4. Учить делить рассказ на части, пересказывать с помощью плана.
Урок
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Ещё раз восхитимся вместе с третьеклассниками преданностью слона своему хозяину, порадуемся, что хозяин осознал свою ошибку |
Чтение учителем рассказа «Попугаи». Свободная беседа | Как и на предыдущем уроке, после чтения, выявляем, какие новые, интересные сведения почерпнули ученики из рассказа, что могут сами рассказать об этих птицах (у многих детей есть домашние попугаи). Что характерно для попугая (повадки, пристрастия и т. д.)? Что собой представляет попугай? Какое у него оперение? Какие размеры попугая? Где их родина? Чем питаются попугаи? Зачем им клюв? Как в природе общаются попугаи? Найдите ответ в тексте. Как ведут себя попугаи в неволе? Что они могут? Какой характер у попугаев? |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Перечитать рассказ вместе с родителями. Найти интересные сведения о попугаях в энциклопедической серии «Мир птиц» |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Почемучка
Научно-познавательная и художественная литература
«Попугаи». С. Дудченко. «Попугайчик»
Урок
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Учащиеся представляют новые сведения о попугаях, которые они приобрели в книгах серии «Мир птиц» |
Работа в литературной тетради | Выполнить задание № 2 в литературной тетради |
Чтение учителем рассказа С. Дудченко «Попугайчик», учениками - молча. Обсуждение прочитанного | Как написан рассказ (интересно, захватывающе, так и хочется узнать, что будет дальше)? Какие чувства преобладают: теплота, нежность, веселье, досада, огорчение? Докажите с помощью текста. Выявляем отношение родителей к Ромке до болезни Вовы и после |
Деление рассказа на части. Составление плана | План может быть таким: 1. Покупка попугая. ' 2. Поведение Ромки в первые дни. 3. Ромка заговорил. 4. Дружба Ромки и Вовки. 5. Болезнь Вовы. 6. Настроение Ромки. 7. Вова выздоравливает |
Пересказ по плану | Необходимо следить, чтобы при пересказе соблюдались все пункты плана |
Сравнение двух рассказов о попугаях | Находим общее и отличительное (как на предыдущем уроке) |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Доработать пересказ рассказа по плану |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Почемучка
Научно-познавательная и художественная литература
«Берёза». С. Воронин. «Моя берёза»
Цели уроков:
1. Продолжить знакомить учащихся с научно-познавательной литературой.
2.Учить правильно читать научно-познавательные произведения.
3.Активизировать эмоциональную сферу учащихся.
4.Экологически воспитывать детей.
Урок
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Учащиеся пересказывают рассказ по плану. Необходимо проследить, чтобы все пункты плана были соблюдены |
Вступительная беседа учителя | После проверки домашнего задания учитель говорит детям, что следующие три урока они будут говорить 0 берёзе. Что вы знаете об этом удивительном дереве? Какое оно? Словесно нарисуйте берёзу. Какое чувство вызывает это дерево? Какие стихи посвящены берёзе? (С. Есенин, 2 класс.) |
Чтение научно-познавательного рассказа «Берёза» | Выявляем, что нового из рассказа узнали учащиеся. За что, кроме красоты, любят это дерево? Чем полезен его сок, листья? |
Чтение учрггелем рассказа С. Воронина «Моя берёза» | На этом же уроке учитель целиком прочитает рассказ С. Воронина «Моя берёза» |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Найти рассказы, стихотворения, посвященные этому удивительному дереву |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Почемучка
Научно-познавательная и художественная литература
«Берёза». С. Воронин. «Моя берёза»
Урок
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Учашиеся читают стихи, рассказы поэтов, писателей, посвященные берёзе. Рассказывают, почему выбрали то или иное произведение |
Чтение и обсуждение рассказа С. Воронина «Моя берёза». Выборочное чтение. Чтение, подбор синонимов. Словесное рисование | На данном уроке читаем и обсуждаем три части рассказа «Моя берёза»: «Моя берёза», «Летом», «Осенью». 1 -я часть. Что писатель говорит о берёзе? Какой она была и какой стала за двенадцать лет? Прочитайте. Почему автор опасается за неё? Почему он говорит о берёзе как о живом существе? 2-я часть. Какой увидел берёзу писатель летом? Чем она удивила его? Почему под ней на земле всегда лежит большая прохладная тень? Как чувствует себя берёза во время жары? Как она противостояла ветру в грозу? Найдите в тексте. А как ливню? Что чувствовал писатель и вы, когда гроза прошла? 3-я часть. Какой видит писатель осень? Что происходило с берёзой осенью? Определите настроение этой части |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Представить себя на месте берёзы и почувствовать её состояние летом и осенью. Словесно передать |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Почемучка
Научно-познавательная и художественная литература
«Берёза». С. Воронин. «Моя берёза»
Урок
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Представить себя на месте берёзы учащимся будет сложно, однако такая работа даёт возможность развивать фантазию и речь детей. И чем раньше и чаще мы будем это делать — тем лучше |
Чтение и обсуждение. Пересказ близко к тексту. Чтение, выборочное чтение. Подбор синонимов | Работаем с частями рассказа «Зимой» и «Весной». Вопросы к отрывку «Зимой»: Какой была зима? Почему погибли яблони и клёны? Могли ли люди помочь хотя бы яблоням? Что пишет писатель о берёзе? Прочитайте. Докажите свои суждения. Перескажите эту часть рассказа близко к тексту. Вопросы к следующей части рассказа: Что происходило с берёзой весной? Прочитайте. Почему автор прогнал человека, который хотел добыть сок? С чем Сергей Воронин сравнивает сок берёзы? Нужно обратить внимание детей на то, что сок добывать нужно умело. Это делают специально обученные люди. В данном случае берёза и так настрадалась. Что давало автору право называть берёзу добрым, бескорыстным другом? |
Перечитывание учителем всего произведения | Для более глубокого осознанного понимания произведения необходимо ещё раз прочитать его целиком |
Сравнение двух произведений: «Берёза» и «Моя берёза» С. Воронина | Находим общее и отличительное в двух произведениях |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Подготовить пересказ части рассказа «Весной» |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Почемучка
Научно-познавательная литература. Н. Сладков
Н. Сладков. «Кто что умеет»
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с писателем Николаем Сладковым и его научно-познавательным произведением.
2. Развивать познавательный интерес.
3. Воспитывать любовь ко всему живому.
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Пересказ части рассказа «Весной». Очень важно, чтобы это было не механическое воспроизведение текста, а продуманный, прочувствованный пересказ. Ещё и ещё раз дети восхищаются красотою и мужеством берёз. У них должно возникнуть желание и стремление беречь всё живое на земле |
Знакомство с писателем Н. Сладковым. Беседа | Выставка книг писателя организуется в классе (с помощью библиотекаря). Чтение статьи об авторе учителем осуществляется после просмотра детьми выставки |
Самостоятельное чтение учениками маленьких рассказов Н. Сладкова и обсуждение | Что удивило? О чём захотелось узнать ещё? Интересно ли читать рассказы Н. Сладкова? Эти и другие вопросы можно использовать на уроке |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Подготовиться к обобщающему уроку по разделу |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Почемучка
Обобщающий урок «Повторяю и творю»
Цели урока
1. Систематизировать знания учащихся.
2. Активизировать самостоятельное чтение учащихся.
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Повторение пройденного по рубрикам: «Вспомните», «Подумайте», «Расскажите», «Подготовьте» | Вопросы по этим рубрикам детально разработаны в учебнике. В соответствии с возможностями определённого класса эти задания можно упростить или усложнить, дополнить |
Работа в литературной тетради | Выполнить задания № 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
Анализ выполненных заданий | Задания в тетради направлены на воспроизведение полученных знаний в процессе работы над разделом — их то (знания) и нужно выявить |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Беседа о летнем чтении | Беседа может быть произвольной |