Место истории в системе наук. Сущность, формы, функции исторического знания

Основные этапы развития исторической науки

3. Основные направления современной историографии.

Классификация исторических источников.

5. Становление и развитие источниковедения как научной дисциплины.

Дополнительная литература

1. Блок, М. Ремесло историка, или Апология истории / М. Блок. – М.: Наука, 1986. – 254 с. (Электронный ресурс: режим доступа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Blok_M/index.php, свободный)

2. Гречко, П.К. Концептуальные модели истории: пособие для студ. / П.К. Гречко. – М.: ЛОГОС, 1995. – 138 с.

3. История России. Теория изучения: учеб. пособие. Кн. 1: С древнейших времен до конца 19 века / под ред. Б.В. Личмана. – Екатеринбург: Изд-во СВ-96, 2001. – 368 с.

4. Историческая наука в XX веке: учеб. пособие для студентов вузов / А.В. Адо и А.И. Патрушев. – М.: Простор; Анабасис, 2007. – 432 с.

5. Источниковедение. Теория. История. Метод. Источники Российской истории / И. Н. Данилевский [и др.]. – М. : Рос. гос. гуманитарный ун-т, 2000. – 702 с.

6. Репина, Л.П. История исторического знания: учеб. пособие / Л.П. Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова. – Москва: Дрофа, 2004. – 288 с.

7. Философия истории и отечественная историография / под ред. Р.Г. Пихои. – М.: АСТ, 2006. – 344 с.

8. Шапиро, А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 года / А.Л. Шапиро. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Культура, 1993. – 766 с.

Методические рекомендации

1. При подготовке первого вопроса обратите внимание на следующие аспекты:

- связь исторической науки с другими науками (какие науки используют данные истории, данными каких наук пользуются историки?);

- вспомогательные исторические дисциплины;

- предмет и объект исторического знания, особенности исторического познания, уровни знания истории;

- функции исторической науки;

- объективное и субъективное в исторической науке;

- место истории в системе высшего образования и в техническом вузе в частности.

2. Раскрывая второй пункт плана, учтите следующие позиции:

- стадии развития исторической науки, их хронологические рамки;

- крупнейшие отечественные историки, их наиболее значительные труды, особенности методологии и гражданской позиции.

3. При подготовке третьего вопроса сосредоточьте внимание на следующих аспектах:

- проблематика работ современных отечественных школ исторической науки;

- крупнейшие центры, ученые, их достижения.

4. Рассматривая четвертый вопрос, обратите внимание на следующие данные:

- типы и виды исторических источников, их особенности;

- принципы и методы работы с ними.

5. При подготовке пятого вопроса обратите внимание на следующие аспекты:

- предмет изучения источниковедения, цели и задачи этой дисциплины;

- основные события на пути становления источниковедения как отрасли исторической науки и учебной дисциплины.

Материалы для подготовки к семинару

М.В.Зеленов. Сущность, формы и функции исторического знания и познания. Методы изучения истории. Классификация источников.

В помощь студентам и аспирантам.

Сущность, формы и функции исторического знания и познания.

Методы изучения истории.

Историческая наука (история) может рассматриваться

1) как форма общественного сознания,

2) как социальный институт.

С точки зрения формы общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания мира, которому свойственны специфические методы, во-вторых, область научного знания о процессах и закономерностях развития.

Среди других форм общественного сознания выделяется и историческое сознание, т.е. совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии[1].

При рассмотрении исторической науки как социального института на первый план выходят другие ее составные: институты исторической науки (исторические общественные организации, Академия Наук), группы ученых (востоковеды, медиевисты, ученые ленинградской школы), система исторического образования (средняя школа – исторический факультет университета – аспирантура) и т.п.

Историческое познание – форма отражения исторической действительности. Существуют различные уровни познания – мышление, эмпирическое, теоретическое.

На первом уровне (этапе) познания, историк изучает различные источники для выявления в них фактов.

Методы реконструктивного познания разнообразны и включают в себя как методы конкретно-проблемного (специально-исторического) исследования, так и методы обще-научного исторического исследования.

Основной задачей исторического познания является получение знания, которое зафиксировано в источнике, а также на получение нового знания, которое в нем непосредственно не зафиксировано.

К специально-историческим методам относятся:

- условно-документоведческий и грамматически-дипломатический методы, т.е. методы членения текста на составные элементы, применяются для изучения делопроизводства и делопроизводственных документов.

- методы текстологии. Так, например, логический анализ текста позволяет интерпретировать различные «темные» места, выявить противоречия в документе, существующие лакуны и т.п. Применение этих методов дает возможность выявить недостающие (уничтоженные) документы, реконструировать различные события.

- историко-политический анализ позволяет сопоставить сведения различных источников, воссоздать обстоятельства политической борьбы, породившие документы, конкретизировать состав участников, принявших тот или иной акт.

Есть и другие специальные методы исторического анализа и синтеза.

К методамобщеисторического научного исследования относятся:

- Историко-генетический (ретроспективный) метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события (явления, структуры). Он заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений. Историко-генетический метод применяется и для выявления соотношения субъективного, личностного фактора в историческом развитии и объективных факторов (логики политической борьбы, экономического развития и т.п.).

- проблемно-хронологический метод предполагает расчленение широких тем на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Этот метод используется как при изучении материала (на первой стадии анализа, совместно с методами систематизации и классифицирования), так и при его компоновке и изложении внутри текста работы по истории.

Методы эмпирического исторического познания относятся к методам общеисторического исследования:

- историко-сравнительный метод (в сочетании с методом отождествления, аналогии как логической основы этого метода) позволяет выявить как общие, так и особенные черты в развитии разных событий, явлений, структур.

- историко-типологический метод позволяет упорядочить предметы изучения по качественно различным типам (классам) на основе присущих им существенных признаков. Типологизация по форме является разновидностью классификации, но позволяет выявить существенные признаки предмета. Основой метода является понимание взаимосвязи единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе.

- метод периодизации позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений. Критерии периодизации в каждом случае могут выдвигаться различные.

- структурно-диахронный метод направлен на изучение разновременных исторических процессов. Применение этого метода позволяет выявить продолжительность, частоту различных событий, а также динамику развития различных элементов сложной системы.

Понятие «историческая теория» до сих пор является спорным и неустоявшимся в научной и философской литературе. И все-таки, историческими теориями являются те, которые 1) фиксируют различия в системах, 2) указывают на переходы от системы одного качества к другой (например, закон развития общественно-исторических формаций), 3) теории, содержащие законы исторической науки[2].

К методам теоретического познания может быть отнесен метод моделирования (хотя он не является собственно историческим).

Историческое знание – проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Историческое знание условно можно разделить (по способам познания) на три уровня[3].

1) реконструктивное знание - фиксация исторических фактов в хронологической последовательности, - формируемое в процессе реконструктивной деятельности историка. В ходе этой деятельности (как правило, с применением специальных исторических методов – текстологических, дипломатических, источниковедческих, историографических и т.п.) историк устанавливает исторические факты. Реконструктивное знание, реконструктивная картина прошлого создается в виде нарратива (рассказа, повествования) или же в виде таблиц, схем.

2) эмпирическое историческое знание - знание о регулярностях и взаимосвязях между различными фактами, явлениями, процессами - является результатом обработки реконструктивного. Его целью является выяснение повторяемости в процессе исторического развития. В ходе такого исследования историк устанавливает факты более высокого уровня – эмпирические (открытые регулярности – сходные признаки процессов, типологию явлений и т.п.).

3) теоретическое историческое знание - знание о типологии и повторяемости, регулярности фактов, явлений, процессов, структур - объясняет эмпирические факты в ходе теоретического познания. Задачей теоретического знания является формулирование теории, т.е. выявление законов исторического развития (но не функционирования. Так, например, политология изучает законы функционирования государственных институтов, а история – законы их развития. Экономика изучает законы функционирования экономических систем, а история – законы их развития. И т.п.). Функцией исторической теории является объяснение регулярностей исторического процесса, моделирование его развития.

Иногда место теории может занимать идеологическая конструкция, но это не имеет отношения к науке.

Поскольку историческое познание и знание являются формами социального сознания, то их функции (т.е. задачи, методы и результаты) социально обусловлены. К функциям исторического познания относят[4]:

- потребность формирования социального самосознания,

- удовлетворение потребности в социальном воспитании,

- потребности в политической деятельности и самой политики,

- потребности объяснения, предвидения и предсказания будущего.

Методология исторического исследования является объектом внимания как историков, так и философов[5]. Слово методология обозначает учение (понятие) о системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

В российской историографии сложилась понимание методологии как

- описание объекта и предметов (различных сторон объекта) исторического исследования,

- выяснение цели изучения,

- постановки проблем и задач,

- раскрытие источников поставленных задач,

- историографическое обоснование задач исследования,

- описание инструментария (методов, процедур установления знания),

- описание самого знания, т.е. дефиниций, используемых в исследовании.

Необходимо отметить, что в современной западной историографии понятие «методологии» замыкается или на «техническом» применении методов, или на «философии истории»[6].

Наши рекомендации