Прочитайте текст. Выполните задания 1-3. (1)В разрушении гор участвуют разнообразные внешние силы
(1)В разрушении гор участвуют разнообразные внешние силы. (2)Днём солнечные лучи нагревают скалу — камни расширяются, ночью же, остывая, они вновь сжимаются, и камень не выдерживает и растрескивается, после чего свою разрушительную работу начинает вода, которая попадает в трещины: при замерзании она расширяется, и трещины растут; в них проникают корни растений, высасывая вместе с влагой вещества, нужные им для питания, и постепенно разъедают поверхность скалы, к чему присоединяется и работа бактерий, которые перерабатывают разрушенные горные породы и превращают их в почву. (3)Все эти процессы называются выветриванием, ….. ветер и не принимает в них непосредственного участия.
Задание 1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? Ответ запишите цифрой или цифрами
1) Процессы, вызванные разрушением гор, называют выветриванием, хотя ветер и не принимает в них непосредственного участия.
2) Солнце, вода, растения и бактерии являются внешними силами по отношению к горам, которые участвуют в процессе выветривания.
3) Выветриванием называется процесс разрушения гор под воздействием солнца, воды, растительности и бактерий.
4) Днём камни расширяются, а ночью сжимаются, в трещины попадает вода, при замерзании она расширяется, и трещины растут; в них проникают корни растений, к чему присоединяется и работа бактерий.
5) Разнообразные внешние силы участвуют в разрушении гор, которое называется выветриванием.
Задание 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
При этом Потому что Хотя Именно Либо
Задание 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРОЦЕСС. Определите значение, в котором это слово употреблено в ТРЕТЬЕМ (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРОЦЕСС, -а; м. [от лат. processus - течение, ход]
1. Последовательная смена состояний в развитии чего-л.; ход, развитие какого-л. явления. П. деления клетки. Мировой исторический п. П. возникновения, развития и упадка общественно-исторических формаций. Происходит медленный п. отступления моря. // Активное развитие болезни. Воспалительный п. У него п. в лёгких. П. развивается быстро.
2. Совокупность последовательных действий, направленных на достижение определённого результата. Производственный п. Технологический п. Учебно-воспитательный п. П. добычи нефти. В охоте мне больше нравится п., чем результат.
3. Юрид.Порядок разбирательства судебных дел; судопроизводство. Гражданский п. Уголовный п. //
Разбор судебного дела, само судебное дело. П. о наследстве. Бракоразводный п. Выступать на процессе. П. решён в пользу истца. < В процессе чего, в зн. предлога.
Во время, в ходе чего-л. Новые идеи рождаются в процессе творчества. Процессуальный, -ая, -ое. Юрид. (3 зн.). П. кодекс. П-ое право. На суде было много процессуальных нарушений.
УРОК 4
ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ
ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА
ПОВТОРЕНИЕ. МОРФОЛОГИЯ
Подчеркните предлоги.
В связи с отъездом; из-за непогоды; по мере необходимости; ушел, благодаря за помощь; увидел впоследствии; вследствие дождя; благодаря тебе; через какое-то время; гостил в течение недели; бегал вокруг; вместе с тобой; несмотря на непогоду; по мере того как; двигался навстречу; в продолжение дня; пройти мимо дома.
Подчеркните все союзы.
Он не верил ей несмотря на то, что говорила она искренне; спросил, долго ли здесь пробудет; я говорил, однако он не слушал; они не писали, с тех пор как уехали; опоздал, потому что проспал; ни дождь, ни ветер нам не помешали; необходимый, хотя и нелюбимый предмет; прежде чем сказать, подумай; пусть ты и прав, сделаю по-своему; если они и встречаются, то лишь как знакомые; как зимой, так и осенью…; я тоже могу ошибаться; префикс, то есть приставка, стоит перед корнем.
ПОВТОРЕНИЕ,
ПОВТОРЕНИЕ. ФРАЗЕОЛОГИЯ
Задание: объясните значение фразеологизмов, запишите слово-синоним.
Ни зги не видно —_______Заваривать кашу —_______
Коломенская верста —_______Чуть свет —__________
Душа в душу —________Повесить нос —_______
Сидеть на чужой шее —_______Сидеть сложа руки —_______
ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ. ОРФОЭПИЯ
СЛЕДУЕТ ЗАПОМНИТЬ!
агЕнт, алкогОль, алфавИт, анАтом, анАлог, анонИм, апартамЕнты, апострОф, арАхис, арбУз, аргумЕнт, арЕст, аристокрАтия, асимметрИя, астронОм, атлАс (ткань), атлЕт, Атлас (геогр.), из аэропОрта, Августовский, апокАлипсис, афЕра, балОванный, баловАть, бАнты, бАрмен, бЕздарь, безУдержный, бензоровОд, берЁста, благОе (дело), блокИровать, бомбандировАть, боЯзнь, бУнгало, без Умолку, бесОвщина, брОня (закрепление чего-либо за кем-либо), бронЯ (защитная облицовка из стали), братАние, бытиЕ, блАговест, бОчковое, бряцАние, вЕрба, вЕрование, взялА, взЯто, включИт, воспринялА, вперИть, временщИк, втрИдорога, ветрянАя (мельница), вероисповЕдание, газирОванный, газопровОд, глашАтай, гналА, гофрирОванный, гравЁр, граждАнство, гУсеничный, гастронОмия, гЕнезис, давнИшний, далА, двоЮродный, дефИс, деЯние, джЕнтельмен, дзюдО, диАгноз, диалОг, диспансЕр, добЫча, дОверху, дОгмат, догналА, договОр, договОры, дозвонИшься, докумЕнты, дОллар, дОсуха, доцЕнт, дОчернА, дралАсь, дрЕвко, дремОта, дрофА, досУг, духовнИк, еретИк, жалюзИ, ждалА, жилОсь, завИдно, завилА, заворожИть, завсегдАтай, Агнутый, зАговор, заЁм, закУпорить, зАмкнутый, занЯть, заперлАсь, запломбирОванный, зАсуха, защЁлкать, звалА. звонИт, звОнница, зеркАл, зубчАтый, зимОвщик, знАмение, избалОванный, избаловАть, избрАнник, Издавна, изрАильский, Иконопись, ИнАче, индУстрия, инструмЕнт, ирИс (конф), Ирис (растение, нитки), Искоса, Искра, Исподволь, исчЕрпать, иерОглиф, исконИ, кАмбала, каталОг, каучУк, квартАл, квартАльный, кедрОвый, кий – киИ – киЁв, киломЕтр, клялАсь, коклЮш, кОлледж, кОмпас, корЫсть, костюмирОванный, красИвее, кремЕнь, крОви, кулинАрия, кУхонный, крУжево, кружевА, квартАл (часть города, четверть года), кинематогрАфия. колОсс, лассО, ломОта, ломОть, лубОчный, лыжнЯ, мальчикОвый, маркирОвать, мастерскИ, мАстерский, медикамЕнты, мЕльком, мизЕрный, мусоропровОд, мЫшлЕние, мытАрства, мАркетинг, мессИя, нАбок, нАвзничь, надОлго, назвалАсь, нАискось, намЕрение, наОтмашь, начАв, нАчат, начатА, нАчал, началАсь, нЕ был, нЕ были, не былА, некролОг, нЕнависть, нефтепровОд, новорождЁнный, нормировАть, нЕнецкий. обеспЕчение, обетовАнная, обнялА, ободрИть, ободрЁнный, обострЁнный, оболжИт, ожилА, оперИться, оптОвый, освЕдомить, отдЕлит, откУпорить, отнялА, Отроду, отчАсти, оценЁнный, Отзыв (на рукопись), отзЫв (депутата), пАмятуя, паралИч, партЕр, пАсквиль, переведенЫ, перенесЁнный, повторИм, пОгнутый, подбодрИть, подкрАлась, подметЁнный, поднесЁнный, поднялА, подОгнутый, подОлгу, подорвалАсь, подрОстковый, пОнял, понялА, понЯть, пОрты (морские), посОленный, поутрУ, предложИть, предпрИнял, премирОванный, премировАть, прервалА, престИж, прибралА, прибЫвший, прИбыл, привезЁнный, приговОр, придАное, принесЁнный, принУдить, принЯвший, принялАсь, прИняли, приободрИть, приподнялА, припорошИт, приручИт, прислАла, произведенО, произнесЕн, произнесЁнный, простынЯ, процЕнт, псевдонИм, пулОвер, путепровОд, пИхта, платО, пО трое, пИхта, предвосхИтить, разминУться, разОгнутый, разОмкнутый, рАкурс, ракУшки, раскУпорить, рвалАсь, ревЕнь (ревенЁм), револьвЕр, ремЕнь, ретировАться, руднИк, ржАвЕть, салютовАть, сантимЕтр, свЁкла, свекОльный, свеклИт, сдалИсь, сирОты, слИвовый, слУчай, снАдобье, соболЕзнование, сОвестливый, сОгнутый, созЫв, сосредотОчение, спалА, срЕдства, стАтуя, стеногрАфия, столЯр, сформирОвать, сцЕпленный, счастлИвый, санитАрия, табУ, тамОжня, танцОвщик(ца), теплопровОд, тиранИя, толИка, тОрты, тОтчас, тошнотА, убралАсь, убыстрИть, увЕдомить, углубИть, углублЁнный, украИнка, украИнский, умЕрший, упрОчение, усугУбить, уценЁнный, учащЁнный, факсИмиле, фарфОр, феЕрия, фенОмен, фольгА, формировАть, хвОя, ходАтайство, хозЯева, христианИн, цемЕнт, цЕнтнер, цитадЕль, цыгАн, чЕрпать, шассИ, шевЕлишь, шофЁр, щавЕль, щекОтка, экзальтирОванный, Экскурс, экспЕрт, электропрОвод (шнур), электропровОд, эпИграф, эпилОг, юрОдивый, языковОй (речь), языкОвый (язык – орган),
ПРАКТИКА
Задание: произнесите правильно слова:
арАхис, Августовский, асимметрИя, баловАть (балУю, балУешь), бАнты, бАрмен, без Умолку, берЕста, бралА, втрИдорога
Задание: выполните тестовую работу
1. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?
1)подкралась 2)принялась 3)заперлась 4)началась
2. В каком слове ударение падает на последний слог?
1) каракуль 2) торты 3) положить 4) принял
3. В каком примере ударение падает на первый слог?
1) не был 2) не была 3) ждала 4) цемент
4. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) документ 2) каракуль 3) позвоним 4) облегчим
5. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) принял; 2) принявший; 3) начала (петь) 4) заперся
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Норма – одно из основных условий стабильности, устойчивости языка, ведь без устойчивости нормы языковая связь между поколениями была бы нарушена и мы перестали бы понимать людей, живших каких-нибудь сто лет назад.(2) ……..устойчивость нормы не абсолютна, а относительна: как и всё в языке, она постоянно меняется – под влиянием разговорной речи, диалектов, заимствований и тому подобного. (3)Это, в свою очередь, является
важнейшим условием непрерывного исторического развития литературного языка, которое представляет собой в том числе и становление и устаревание его норм в соответствии с потребностями общества и в силу внутренних закономерностей языкового развития.
1.В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? Выпишите цифры, соответствующие номерам этих предложений.
1) Историческое развитие языка есть последовательное накопление его основных норм, которые необычайно устойчивы.
2) Языковая норма одновременно устойчива и изменчива, и поэтому она является важным условием не только стабильности, но и развития языка.
3) Изменчивость языковой нормы является важнейшим фактором, обеспечивающим стабильность языка.
4) Развитие языка определяется влиянием на него разговорной речи, диалектов, заимствований и т.п.
5) Языковая норма является непременным условием развития литературного языка.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте
пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
однако поэтому это потому что хотя
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЯЗЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено впервом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значениюв приведённом фрагменте словарной статьи.
1) Отношение взаимной зависимости, обусловленности. Прямая, косвенная, логическая, органическая, причинная с. С. фактов, явлений, событий. Творческая с. художника с традициями древнерусского искусства очевидна. Все гуманитарные науки находятся в тесной связи друг с другом.
2) Общность, взаимопонимание, внутреннее единство. Невидимая, незримая, нерасторжимая с. Духовная с. человека со своей Родиной.
3) Непосредственное общение друг с другом; дружеские, деловые отношения, контакты между партнёрами. Тесные, деловые, взаимовыгодные связи двух стран. Дружеские, родственные, любовные, семейные связи.
4) Сообщение с кем-, чем-л. на расстоянии; технические средства, обеспечивающие возможность такого общения. Прямая, односторонняя, междугородная с. Железнодорожная, воздушная, спутниковая, космическая с.
5) Совокупность учреждений, обслуживающих техническими средствами такое общение; служба связи. Работники связи. Пятое отделение связи. // Воен.
Служба, обеспечивающая общение между воинскими подразделениями (с помощью телефона, радио, посыльных и т.п.). Начальник разведки и связи.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
чЕрпать газопровОд клалА бАнты знАмение