Темы письменных работ (проблемных докладов)по народно-эпической поэзии и куртуазной литературе средневековья
1. Мифологические и магические мотивы в ирландских сагах уладского цикла.
2. Специфика героического характера в ирландских сагах уладского цикла (сравните с античной героикой).
3. Этические принципы, утверждаемые в ирландских сагах уладского цикла.
4. Особенности композиции саги «Похищение быка из Куальнге».
5. Магическая функция слова (пения, музыки) в ирландских сагах.
6. Функция и соотношение стихов и прозы в ирландских сагах.
7. Античные образы и мотивы в саге «Плавание Майль-Дуйна».
8. Интерпретация любви в ирландских сагах.
9. Тема морского путешествия и образ страны блаженства в ирландских сагах.
10. Образы мифологических животных в кельтском эпосе.
11. Сравните характер эпического повествования в саге «Изгнание сыновей Уснеха» (уладский цикл) и в саге «Преследование Диармайда и Грайне» (цикл Финна).
12. Соотношение языческих и христианских представлений в саге «Смерть Муйрхертаха, сына Эрк».
13. Время и пространство в саге.
14. Кельтские мотивы и образы в русской поэзии XIX – ХХ вв.
15. Образы богов в скандинавском эпосе (Тор, Один, Локи).
16. Эсхатологические мотивы в скандинавском эпосе (сравните с аналогичными мотивами в Библии).
17. Тема судьбы в мифологических и героических песнях «Старшей Эдды».
18. Мотив утраты и возрождения золотого века в «Волуспе».
19. Тема «проклятого золота» в скандинавском эпосе.
20. Время и пространство в Эддических сказаниях.
21. Особенности смеха в «Песни о Трюме» и в «Перебранке Локи».
22. Особенности эпического повествования в «Старшей Эдде».
23. Образ волшебного кузнеца Велюнда в «Песни о Велюнде».
24. Особенности героического характера в «Песнях о Нифлунгах» («Старшая Эдда»).
25. Жанр героической элегии в скандинавском эпосе.
26. Интерпретация мотива клада в «Песнях о Нифлунгах» («Старшая Эдда») и в «Песни о Нибелунгах».
27. Сравните образ Брюнхильд в «Песнях о Нифлунгах» («Старшая Эдда») с образом Брюнхильды в «Песни о Нибелунгах».
28. Сравните образ Атли в «Песнях о Нифлунгах» (Старшая Эдда») и образ Этцеля в «Песни о Нибелунгах».
29. Соотношение реального мира с миром мифологическим (сказочным) в «Песнях о Нифлунгах» («Старшая Эдда») и в «Песни о Нибелунгах».
30. Тема пира – сражения в «Песни о Нибелунгах».
31. Конспект статьи А.Я. Гуревича «Пространственно-временной континуум в «Песни о Нибелунгах» (сб. Традиция в истории культуры. 1978). Ваше отношение к этой статье.
32. Конспект статьи А.Я. Гуревича «Средневековая литература и ее современное восприятие. О переводе «Песни о Нибелунгах» (сб. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. 1976). Ваше отношение к этой статье.
33. Сказочные персонажи «Песни о Нибелунгах» и их роль в реальном мире поэмы.
34. Значение образа Зигфрида в контексте образной системы «Песни о Нибелунгах».
35. Сравните образ Хагена в I и во II части «Песни о Нибелунгах».
36. Персонажи и их исторические прототипы в «Песнях о Нифлунгах» («Старшая Эдда») и в «Песни о Нибелунгах».
37. Специфика конфликта в «Песни о Нибелунгах».
38. Общность эпических мотивов и различие в их интерпретации в «Песнях о Нифлунгах» («Старшая Эдда») и в «Песни о Нибелунгах».
39. Соотношение языческих и христианских представлений в «Песни о Нибелунгах».
40. «Песнь о Нибелунгах» и Геббель.
41. Сюжет Нибелунгов и Вагнер.
42. Соотношение истории и вымысла в «Песни о Роланде» и в «Песни о моем Сиде».
43. Особенности сюжетно-композиционного строения «Песни о Роланде».
44. Соотношение темы борьбы с внешним врагом и темы сеньориально-вассальных отношений в «Песни о Роланде» и в «Песни о моем Сиде».
45. Национально-религиозная тема и христианские мотивы в «Песни о Роланде».
46. Параллелизм и антагонизм христианского и мусульманского мира в «Песни о Роланде».
47. Функция эпических повторов в «Песни о Роланде».
48. Оппозиция Роланд – Ганелон.
49. Проблема трагической вины героя в «Песни о Роланде».
50. Особенности описания сражений в «Песни о Роланде» (эпизод Ронсевальской битвы, эпизод сражения с Балиганом).
51. Образ «предателя» в «Песни о Роланде», в «Песни о моем Сиде», в «Песни о Нибелунгах».
52. Особенности героического характера в «Песни о Роланде», в «Песни о моем Сиде» и в «Песни о Нибелунгах».
53. Специфика конфликта в «Песни о Роланде».
54. Специфика конфликта в «Песни о моем Сиде».
55. Особенности эпического повествования в «Песни о Роланде» и в «Песни о моем Сиде».
56. Соотношение народно-эпического начала и начала феодально-рыцарского в «Песни о Роланде» и в «Песни о моем Сиде».
57. «Песнь о Роланде» в изобразительном искусстве.
58. Отражение событий Реконкисты и специфика отношения к маврам в «Песни о моем Сиде».
59. Отражение бюргерского сознания в «Песни о моем Сиде».
60. Отражение куртуазных представлений в эпосе зрелого Средневековья.
61. Основные жанры поэзии трубадуров.
62. Основные персонажи куртуазного универсума в поэзии трубадуров.
63. Интерпретация любви в поэзии трубадуров.
64. Оппозиция cortezia-vilenia и система куртуазных ценностей в поэзии трубадуров.
65. Функция «клеветника» в поэзии трубадуров.
66. Образ прекрасной дамы и его значение в поэозии трубадуров.
67. Соотношение традиции и индивидуального начала в поэзии трубадуров.
68. Тема «дальней любви» в кансонах Джауфре Рюделя и его образ в последующей европейской литературе (Ростан «Принцесса Греза»).
69. Жанровая специфика куртуазного романа (сравните с эпосом).
70. Хронотоп в куртуазном романе (конспект соответствующего раздела статьи М.М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе», анализ с этой точки зрения прочитанных произведений).
71. Рыцарская утопия в куртуазном романе.
72. Особенности композиции куртуазного романа.
73. Соотношение куртуазных представлений и архаической кельтской первоосновы в романе о Тристане и Изольде.
74. Герои романа о Тристане и Изольде, и их кельтские прототипы.
75. Особенности интерпретации любви в романе о Тристане и Изольде и в романе Кретьена де Труа «Ивейн или рыцарь со львом».
76. Особенности конфликта в романе о Тристане и Изольде.
77. Символика моря и леса в романе о Тристане и Изольде.
78. Значение образа отшельника Огрина в романе о Тристане и Изольде.
79. Эволюция сюжета и образов в поздних версиях романа о Тристане и Изольде.
80. Особенности конфликта в романе Кретьена де Труа «Ивейн или рыцарь со львом».
81. Образ мира в романе о Тристане и Изольде и в романе Кретьена де Труа «Ивейн или рыцарь со львом».
82. Соотношение куртуазного идеала и идеала христианского в «Парцифале» Вольфрама фон Эшенбах.