Скелет какого ископаемого животного, находящийся а Донецком
краеведческом музее, имеет мировое значение:
а) саблезубого тигра; б) динозавра; в) мамонта; г) ящера.
Оцените роль музеев в развитии исторической науки.
6. Можно ли музеи родного края назвать «сокровищницами истории Донетчины». Свою мысль подкрепи доказательствами.
Посмотрите музейные коллекции или виртуальные туры на интернет-сайтах музеев Донетчины. Запишите названия представленных экспозиций и виды исторических источников, которые там хранятся.
Представь себе, что в экспозиции филиала музея Великой Отечественной войны твоего города или поселка открылась экспозиция, посвященная твоей семье. Составь небольшой текст экскурсии по экспозиции.
Ø Это нужно запомнить
17 сентября 1924 г. –основан Донецкий краеведческий музей22 июня 1941 г.–начало Великой Отечественной войны
8 мая 2012 г. –открытие филиала музея Великой Отечественнойвойны «Твоим освободителям, Донбасс»
ØРекомендуем почитать
1. Донецкий краеведческий музей. Путеводитель. — Донецк: Донбасс, 1966.
2. Гулякин С. С., Логвиненко И. Н. Музей истории города Донецка:
3. Путеводитель. — Донецк: Донбасс, 1973.
4. Музеи Донецкой области // http://www.donbass-info.com/content/view/2580/2587
Практическое занятие «Здесь дух веков». Экскурсия в музей
1. Краткая историческая справка о посещаемом музее
? 2. Экскурсия в местный музей (виртуальная экскурсия)
3. Создание музейной экспозиции и составление текста экскурсии
4. Составление «Кодекса посетителей музея»
Ø На этом уроке вы научитесь
1) Определять историческую ценность окружающих предметов
2) Описывать экспонаты музея, давать характеристику музейной экспозиции
3) Систематизировать и структурировать исторический материал
4) Составлять текст и проводить экскурсии по музею (виртуальные экскурсии по краеведческому музею)
5) Составлять рассказ по теме экскурсии
Ø План подготовки к практическому занятию:
1. Определение объекта и темы экскурсии;
2. Составление плана проведения экскурсии;
3. Подготовка учеников к экскурсии: сбор информации о музее; работа с краеведческой литературой, справочниками, интернет-ресурсами;
4. Отбор фактов, фотоматериалов и их систематизация;
5. Просмотр виртуальных экскурсий;
6. Изучение правил поведения в музее.
Ø Подготовительный этап проведения экскурсии:
1. Учитель доводит до сведения учащихся план проведения экскурсии и акцентирует внимание на том, что данный урок является закреплением знаний учащихся по теме «Исторические источники».
2. Каждому учащемуся (паре учащихся) предлагается подготовить историческую справку о посещаемом музее, а также «Кодекс посетителей музея».
3. В течении одной-двух недель учащиеся собирают материал, анализируют и систематизируют его.
4. Учащиеся выполняют задания и подают их на проверку учителю за неделю до проведения экскурсии
5. Учащиеся просматривают виртуальные экскурсии по известным музея мира (из интернет-ресурсов)
6. Творческие группы учащихся планируют, составляют и проводят под руководством учителя экскурсии по школьному музею (виртуальные экскурсии); определяют регламент времени выступления экскурсоводов, готовят наглядный материал; выставку литературы по заданной теме.
7. Учащиеся готовят личные предметы (грамоты, фотографии, дневники, альбомы, поделки, письма, книги и т.д.), которые могут рассказать о важных событиях в жизни класса, школы.
Ø Правила поведения в музее
Эти правила мало чем отличаются от правил поведения в других местах
культуры - на выставках, в театре или библиотеке. Однако и здесь есть свои существенные особенности. Не шуметь, не бегать по залам, не расталкивать посетителей, не трогать экспонаты - эти правила знают все, но ими нормы поведения в музее не ограничиваются. Все музеи мира распахивают свои двери для посетителей в надежде на то, что в ответ получат уважение и восхищение сокровищами нации.
Ø Советы по подготовке экскурсии школьникам:
1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
2. Изучи экспозицию, по которой ведешь экскурсию.
3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.
4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
5. Избегай длинных объяснений.
6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
8. Умей правильно показать экспонаты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.
9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.
Ø Исторический словарь
Экскурсия –это коллективный осмотр музея или внемузейногообъекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста.
Представьте, что по окончании школы ваш класс станет единственным в истории, где все выпускники получат аттестаты с отличием. И, конечно, потомки будут изучать историю вашего класса. Какие предметы для школьного музея вы уже готовы предложить сегодня? О чем они смогут рассказать в будущем? В чем их историческая ценность? Впишите свои предложения в такую схему:
Вам и вашим близким, безусловно, будет приятно, что ваши вещи представлены в музее, значит они имеют определенную историческую ценность. А как бы вы хотели, чтобы посетители музея вели себя во время экскурсии, где будут рассказывать о вашем классе? Какими должны быть правила посещения музея?