Интерактивные практики современных литературных музеев: анализ мирового опыта
Отражая происходящие кардинальные изменения в обществе и культуре, музеи в современном мире также переживают существенные трансформации в своем содержании и деятельности. Музейная деятельность приобретает все большее социокультурное значение: возрастает роль музеев в сохранении и интерпретации культурного наследия, в сложных процессах социальной адаптации и культурной идентификации, в образовательном процессе, в организации досуга.
Современная социокультурная ситуация побуждает музеи к поиску своеобразия, к необходимости генерировать новые знания, идеи, духовные ценности. Еще недавно качество музейных экспозиций определялось их соответствием традиционным научным схемам, сфокусированным на музейных предметах и коллекциях, а теперь музей видит ценностные ориентиры в новизне, оригинальности интерпретации музейного собрания, создаваемые экспозиции и выставки, культурно-образовательные проекты становятся результатом как научного изучения, так и индивидуального творческого поиска. Это происходит под воздействием современной культурной и межкультурной коммуникации, перемещающей музейное сообщение из области «декларации» и «монолога» в область «диалога» или «полилога»[14].
В музейном лексиконе прочно закрепилось понятие нетрадиционных, или инновационных, методик и технологий, среди которых важное место занимает интерактивность. Термин (от англ. interaction - взаимодействие) стал востребованным с развитием компьютерных сетей и технологий, информационных областей знания. «Интерактивность музейная – технология, предполагающая активное участие аудитории музейной в процессе коммуникации музейной с целью обретения личного опыта для лучшего освоения музейного пространства. Осуществляется путём создания особой интерактивной среды (экспозиция музейная или интерактивные зоны)»[15]
На западе интерактивные музеи существуют более ста лет. Их принцип диаметрально противоположен принципу работы наших музеев: интерактивные экспонаты не только можно – их нужно трогать руками. Любая тема, став музейным экспонатом, на Западе способна превратиться в интерактив[16].
В средствах массовой информации и в музейных кругах интерактивным музеем обычно называют технически и технологически оснащенный музей, работа которого в первую очередь направлена на диалог с публикой. Подразумевается, что в арсенале технологий такого музея наличествуют видеошоу, панорамные проекции, виртуальная реальность, аниматрониксы и многое другое[17].
Внедрение в экспозиционные пространства современных мультимедийных технологий позволяет существенно расширить информационное поле экспозиции, дают возможность посетителям самостоятельно получать интересующую их информацию. Кроме того, мультимедийная техника позволяет внести в экспозицию зрительную и информационную динамику. Мировая практика деятельности музеев с очевидностью свидетельствует о том, что мультимедийное оборудование является мощным инструментом, дополняющим и расширяющим возможности экспозиционных пространств.
Первые неуверенные попытки модернизировать технологию работы с коллекциями стали предприниматься еще в 1960- годы, когда отдельным энтузиастам, работающим в музеях, удалось заинтересовать своими проблемами ученых из научно-исследовательских вычислительных центров, обсудить способы машинной обработки данных о музейных предметах и найти приемлемые решения. В результате совместных действий музейщиков и учетных удалось с помощью мощных вычислительных машин получить экспериментальные каталоги по небольшим музейным коллекциям. Постепенно необходимость перемен стала осознаваться не только отдельными энтузиастами из музеев, но и широким кругом специалистов, занятых социокультурной деятельностью. Новое понимание миссии музея и самой сущности музейной деятельности потребовало поиска новых подходов, новых методов и средств, направленных на совершенствование информационной деятельности музеев, и важнейшая роль в реализации этих новых целевых установок была отведена информационным технологиям, и за полвека музеи прошли долгий путь «от машинных каталогов до сети культурного наследия»[18].
Сегодня обладая большими экспозиционными площадями и имея очень насыщенную программу выставок, музеи сталкиваются с проблемой информирования посетителей. Буклеты и планы экспозиций отчасти решают эту задачу, но представить в полном объеме всю необходимую информацию они всё же не могут. Поэтому во многих музеях начали использовать современные средства информирования посетителей. Одним из таких средств являются информационные системы, построенные на базе сенсорных киосков. Сенсорный киоск, установленный в музее, поможет посетителю лучше сориентироваться в залах и в экспонатах музея, предоставляя подробную схему экспозиций и возможность электронного поиска. С помощью киоска можно осуществить виртуальный тур по музею, показать большое количество экспонатов, в том числе тех, которые хранятся в запасниках. Занимая совсем немного места, киоск позволяет максимально эффективно использовать площадь экспозиции.
В кассах музея киоск предоставит информацию о времени работы музея, о текущих и будущих выставках, поможет выбрать экспозицию и забронировать билет, ответит на самые распространенные вопросы. Киоск установленный в холле музея может предоставлять общую информацию об экспозициях, о местонахождении того или иного экспоната, позволяет составить индивидуальную программу посещения и распечатать план расположения залов музея и схему маршрута. В переходах между залами, в коридорах, на лестничных площадках музея киоски помогут посетителям определить свое местонахождение и выбрать дальнейшее направление осмотра. Киоск, установленный непосредственно поблизости от экспозиции или в самом зале, может показывать изображения экспонатов, предоставлять подробную информацию о каждом из них, а также информацию об экспонатах, не представленных на экспозиции, но имеющих отношение к тематике выставки. Простота и интуитивность обращения позволяет использовать сенсорные технологии большому кругу пользователей.[19].
Несмотря на то, что со дня создания первых iPad прошло не так уж много времени, мы становимся свидетелями того, как они прочно вошли в нашу жизнь, что уже музеи стали применять эту технологию в своей деятельности. Для музеев и галерей использование таких технологий является еще одним способом взаимодействия посетителей с экспозициями.
Так, в Литературном музее современности в Марбахе при входе в музей посетителям выдаются дисплеи, которые вешаются на шею перед собой и превращаются в переносные компьютеры. На всех витринах находятся чёрные полоски – датчики. С помощью этих датчиков, посетитель может на компьютере установить своё местоположение - номер витрины. И уже оттуда по году читать информацию про каждую рукопись или книгу. А специально разработанный мультимедийный гид-справочник поможет посетителям музея выбрать для себя один из многочисленных путей по миру литературы и следовать ему. По словам директора "LiMo" Хайке Гфрерайс (Heike Gfrereis), экспозиция рассказывает не только о том, как возникали тексты и какими были ценности той или иной литературной эпохи, но и демонстрирует "поэтические формы и формулы для передачи авторских идей"[20].
Важно отметить, что включение различной техники в классические экспозиционные помещения не является самоцелью. Это оборудование играет вспомогательную роль и служит основной задаче — более полному раскрытию художественных достоинств экспонируемых в музее произведений искусства[21].
Однако интерактивность далеко не всегда связана с техническими средствами. Все более актуальными становятся интерактивные экскурсии, включающие диалоги с публикой, мастер-классы, викторины, концерты и другие проявления интерактивности не требующие новых технологий.
Музейное пространство, основанное на принципах интерактивности, строится таким образом, чтобы позволить посетителю проявить большую свободу, поставить его перед выбором, вызвать желание изучать и экспериментировать. Традиционное представление о том, что в музее можно только смотреть и слушать, сменяется стремлением воздействовать на остальные человеческие анализаторы, особенно тактильные.[22]
Так в, уже известном нам, музее Шерлока Холмса все экспонаты разрешается трогать руками, можно садиться в кресла и погружаться в прошлое. Никто не стоит над душой и не прогоняет с диванчиков. На входе стоит бутафорски полицейский - молодой человек делает вид, что проверяет билеты[23]. Хотя, экспозиция музея ничем не отличается от подобных этому музеев, он пользуется огромной популярностью среди туристов. Скорее всего, этого удалось добиться из-за обстановки царящей в музее: любой там может примерить на себя роль Мистера Шерлока Холмса, примерить его кепи, посмотреть в лупу, ища следы преступлений и т.п.
Музейные сайты также приобретают все более интерактивный характер. Они не только предлагают информацию, но и вовлекают зрителя в общение с музеями через анимированные планы и схемы, видеопанорамы, удобные поисковые системы, игры, чаты, он-лайновую торговлю билетами, книгами, сувенирами и др.
Интерактивный музей сегодня часто называют музеем будущего, не задумываясь о том, что с полным основанием такой музей можно назвать и музеем прошлого и просто музеем. Еще в начале XX века канадский философ М. Маклюэн относил музеи к коммуникационным средствам, подчеркивая, необходимость изменения характера их деятельности, ее нацеливания на оптимизацию обратной связи, что необходимо для работы музея как канала культурной коммуникации[24]. Не может не радовать, что сегодня музеи не просто вспомнили об этом, но и пытаются наладить канал коммуникации с посетителями, используя для этого различные интерактивные практики.