Актуальность данной проблемы определяется тем, что... заключается в том, что...
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра социально-экономического развития общества
Ю.В. ПЕЧИН
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ
Методическое пособие к выполнению реферата
(для студентов очной, заочной и очно-заочной форм обучения по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»)
Новосибирск 2011
УДК
ББК
Рекомендовано к печати методической комиссией факультета
Государственного и муниципального управления Новосибирского
государственного аграрного университета.
Методические указания к выполнению реферата по дисциплине «Национальные отношения в России» для студентов очной, очно - заочной и заочной форм обучения / Сост. Ю.В.Печин. - Новосибирск: НГАУ, 2011. – 18 с.
Рецензент: Тараканов А.В. – кандидат психологических наук, доцент
© Печин Ю.В.
© НГАУ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...….4
СОСТАВЛЕНИЕ РЕФЕРАТА…………………….…………………………..5
УСТНАЯ ЗАЩИТА РЕФЕРАТА …………………………………………...10
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ»….……………………13
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЛЯ
РЕФЕРИРОВАНИЯ………………………………………………………..15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...18
ВВЕДЕНИЕ
Реферат (от лат. refero — докладываю, сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.
В учебной деятельности студентов реферат представляет собой краткое изложение монографии (одной или нескольких книг), тематической группы статей, материалов научных публикаций по определенной теме, вопросу, дискуссии или концепции. Реферат не предполагает самостоятельного научного исследования и не требует определения позиции автора. Для большинства студентов реферат носит учебный характер, однако он может включать элементы исследовательской работы и стать базой для написания курсовой или дипломной работы.
Цель выполнения реферата – расширение и систематизация знаний студента путем углубленного изучения одной из предложенных тем и правильного изложения данной темы в виде письменной научной работы, выполненной согласно требованиям ГОСТа.
Основными задачами выполнения реферата являются:
1. Более глубокое усвоение студентом курса, предусмотренного учебной программой;
2. Творческое осмысление дополнительного учебного и научного материала в виде письменной работы;
3. Приобретение первичных навыков ГОСТа при выполнении письменной работы.
В целях более качественного освоения изученного материала в рамках требований учебного процесса предполагается устная защита реферата в форме краткого доклада на практических занятиях или в индивидуальном собеседовании с преподавателем.
I. СОСТАВЛЕНИЕ РЕФЕРАТА
Реферат - это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.). В реферате приводятся основные сведения о предмете, объекте исследования, о целях и методах, о результатах выполненного исследования. Реферат отличается точным изложением основной, существенной, новой информации.
Объем реферата может составлять от 15 до 30% объема реферируемой работы.
Реферат как учебное задание предполагает развернутое изложение основного содержания первоисточника, иллюстративного материала, аргументации, сведений о методике исследования и составляется таким образом, чтобы, прочитав его, не было необходимости возвращаться к исходному тексту. Такой реферат чаще всего бывает обзорным- на основе двух и более источников. При составлении обзорного реферата предполагается не последовательное изложение содержания работ, а выявление сходства и отличия одного источника от других, определение особенностей средств и методов, использованных авторами публикаций на близкую тему.
Сокращение исходного текста в реферате производится за счет полного или частичного изъятия системы доказательств, примеров, вторичной и повторяющейся информации. При составлении рефератов используются прием исключения:из исходного текста убираются отдельные его части (в таком случае пропуск отмечается многоточием в квадратных скобках), слова в предложениях (на их месте ставится знак многоточия), и прием обобщения,когда фраза, абзац, даже параграф текста излагаются сжато своими словами, при этом по смыслу объединяются несколько предложений, абзацев, частей.
Этапы работы по написанию обзорного реферата:
1.Перед тем, как выбрать тему, проанализируйте имеющиеся в библиотеке материалы;
2.Отберите нужные источники и в случае необходимости уточните
тему;
3.Изучите подобранную литературу и систематизируйте ее, для чего:
А) используйте просмотровое чтение каждого источника, чтобы определить характер работы с ним: тщательное изучение, конспектирование, выписки, составление тезисов и пр.;
Б) вычлените в каждом источнике новое и зафиксируйте его разными способами (выписки, составление тезисов, конспекта и др.);
В) составьте план будущего текста, опираясь на модель обзорного реферата:
введение:
- тема (актуальность, степень разработанности, история вопроса и др.);
- перечисление работ (статей, монографий), посвященных данной теме, указание сведений об авторах;
основная часть:
- параллельное изложение общих проблем, поднятых в разных работах, с сопоставлением позиций авторов;
- изложение проблем, не являющихся общими для всех работ (факультативно, в зависимости от темы реферата);
- указание на сходство (различие) в материале, подходах, методах рассмотрения проблем;
заключение:
- обобщение основных идей, содержащихся в реферируемых работах;
- перспективы в разработке данной темы (факультативно);
Г) группируйте отобранный материал по пунктам плана.
4. Составьте текст реферата:
А) определите основную мысль, которая должна логично, последовательно, аргументированно развиваться в тексте реферата;
Б) разверните каждый пункт плана в тезис;
В) аргументируйте каждый тезис, приведите необходимые доводы, цитаты, статистические данные, факты, доказывающие правильность тезиса;
Г) раскройте необходимые понятия в кратких и точных определениях;
Д) сгруппируйте и систематизируйте материал, преобразуйте его с применением реферативных клише, стандартных языковых конструкций,например:
При указании на актуальность проблемы (темы):
Актуальность данной проблемы определяется тем, что... заключается в том, что...
При перечислении работ, посвященных проблеме (теме):
Данному вопросу (проблеме, теме) посвящены следующие работы (статьи, монографии)…
Существует обширная литература, посвященная данной теме…
Эта проблема рассматривается в следующих работах…
При описании основных подходов:
Можно выделить несколько подходов к решению данной проблемы…
Существует (две, три, несколько... ) основных точки зрения на проблему…
Первый подход реализован в работах ..., в основе второго лежит концепция ..., третий подход состоит в том, что...
В исследовании данной проблемы можно выделить несколько школ (направлений, точек зрения)...
При указании на основные вопросы, анализируемые автором одного из источников:
Автор рассматривает вопросы, связанные (с чем?)… (анализирует проблемы, раскрывает свое понимание, излагает основные положения, говорит о …)
При сопоставлении разных илисходных позиций авторов:
Авторы по-разному определяют (что?)... подходят (к чему?)...