Учебная картина на уроках истории
Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины — наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Чтобы учебные картины можно было легко воспринимать с любого места в классе, тематические коллекции картин делают достаточно большими и выполняют яркими красками.
Учебные картины подразделяются на событийные, типологические и культурно-исторические. Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях. Чаще всего они воссоздают решающей момент в истории и требуют сюжетного рассказа. Это, например, картины В.А. Томби «Саламинский бой», М.Г. Ройтера «Вступление Жанны д'Арк в Орлеан», Т.И. Ксено- фонтова «Бой Спартака с римским отрядом». Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся исторические факты, события, типичные для изучаемой эпохи. Еще в дореволюционное время такие картины были созданы В.И. Лебедевым; среди них — «Полюдье», «В усадьбе князя вотчинника», «Вече в Новгороде». Иногда событийные картины можно отнести к типологическим, например «Сожжение Джордано Бруно». Хотя здесь рассматривается единичное событие, но оно типично для времен инквизиции католической церкви XVI в. Учебная картина «Храмовое хозяйство в Египте» анализируется вместе с иллюстрациями учебника. Анализ позволяет определить, какие знания приобретали египтяне в ходе трудовой деятельности (знания по арифметике, геометрии, о природе страны, движении Солнца), и в дальнейшем предположить, какие научные знания должны возникнуть в Передней Азии (191, с. 49). Культурно-исторические картины знакомят с предметами быта, памятниками материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и архитектурные стили, скульптуры разных времен с их особенностями, различные механизмы и принципы их работы. На уроке картина используется с различными целями: как исходный источник знаний или как зрительная опора в рассказе учителя; как иллюстрирование изложения рассказа или как средство закрепления. Для раскрытия какого-либо процесса демонстрируется сразу несколько картин, например, чтобы показать изменения стилей архитектурных памятников в разные периоды истории. Как правило, изложению содержания новой для учеников картины отводится основное время на уроке. Какова же последовательность работы по картине на уроке? Методист В.Г. Карцов предложил следующие действия: 1. учитель открывает или вывешивает картину в тот момент, когда по ходу объяснения подходит к описанию изображенного на ней; 2. дает учащимся некоторое время для восприятия в целом только что появившегося перед ними изображения; 3. начиная рассказ указывает место и время действия; 4. дав общее описание обстановки, фона, на котором развернулось действие, останавливается на главном; 5. выявляет детали и частности; 6. в заключение делает общий вывод, указывает существенные признаки явления. Демонстрация портретов живописцев сопровождается описанием исторических личностей. В описание могут быть включены воспоминания людей, знавших изображенного на портрете, касающиеся его документы, письма, мемуары, отрывки из художественной литературы. Возможно проведение конкурса «Знаешь ли ты исторических деятелей?» (63). Задание первого варианта — узнать исторического деятеля по портрету без подписи и рассказать о его деятельности. Задание второго варианта — по портретам двух исторических деятелей (без подписи) определить, кому из них принадлежит приводимое высказывание, взятое из учебника. К портретам Дж. Вашингтона и Ж. Дантона дано высказывание: «Чтобы победить врага, нам нужна смелость, еще раз смелость, всегда смелость...». Задание третьего варианта — на основе фрагмента художественного текста определить, о каком деятеле идет речь, рассказать о его роли в истории, найти портрет среди заранее подготовленных.