VI. Продолжение работы по теме урока
(Чтение рассказа «Отметки Риммы Лебедевой» учителем и учениками, беседа после чтения.)
— Понравился ли вам рассказ? Ваши впечатления?
— Перечитайте те отрывки, которые вас особенно тронули. (Выборочное чтение.)
— Задайте вопросы по тексту одноклассникам.
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Какое произведение изучали на уроке?
— Кто его автор?
— Чему мы учились на уроке?
— Определите главную мысль рассказа.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение рассказа.
Урок 123. Ю. Ермолаев «Проговорился»
Цели: ознакомить учащихся с новым автором и его произведением; учить прогнозировать его содержание, планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности); учить понимать поступки героев, характеризовать их; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке (начало, хонец, виды деятельности); понимать поступки героев, характеризовать их; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.
Оборудование: выставка книг и портрет Ю. Ермолаева; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II, Проверка домашнего задания
- Прочитайте выразительно рассказ Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».
Ml. Актуализация знаний. Введение в тему
Прочитайте стихотворения. О чем они? (Высказывания детей.)
Людоеды
На маленький остров
Приехали мы.
На острове только
Леса да холмы.
В лесу изловил я
Большого коня,
Вдруг любоеды
Схватили меня.
— Что же случилось
С тобой? Говори!
— Съели, конечно,
Меня дикари.
Четыреста медведей
— Четыреста медведей
Бродили по лесам.
Четыреста медведей,
Я видел это сам!
— Но это очень много.
Наверное, ты врешь!
Их столько не бывает.
Сознайся: это ложь?
— Нет, я не вру нисколько,
Все это видел я.
— Но где ты видел это?
— Во сне, мои друзья...
Эти забавные стихи, Мурзилкины «привиралки», были напечатаны в журнале «Мурзилка» в 1937 г.
— Каким вам показался в них рассказчик — Мурзилка? Сегодня мы продолжим читать произведения из детских журналов.
— Прочитайте название произведения на с. 179, рассмотрите иллюстрацию к нему на с. 180. Как вы думаете, о чем этот рассказ? Когда так говорят: проговорился? (Предположения детей.)
— Что вы знаете об авторе, Юрии Ермолаеве? (Ответы детей.) Юрий Иванович Ермолаев (1921—1996) — детский писатель, драматург, актер. Окончил Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина в Москве в 1943 г. Но прославился не как драматический актер, а как детский писатель. Писателя полюбили дети за его чувство юмора, умение по-доброму посмеяться над своим героем.
IV. Физкультминутка
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Белые лебеди,
Лебеди летели
И на воду сели.
Сели, посидели,
Снова полетели.
V. Работа по теме урока
Ю. Ермолаев «Проговорился»
(Чтение рассказа учителем и учениками, беседа после чтения.)
— Что хотите сказать?
— Нравится ли вам Ирочка? Почему? {Примерный ответ. Нет! Она грубая и невоспитанная девочка — все время отмахивалась от любой просьбы своей бабушки. К тому же Ирочка хвастунья. Она хотела не просто показать одноклассникам попугая, а удивить всех тем, «какая она способная дрессировщица».)
— Как была наказана Ирочка за свое поведение? Прочитайте. (Чтение со слов «В школе окружили Ирочку...» до слов «Какой ты противный, Чико! Ничего говорить не хочешь!».)
— Как вы понимаете слова, сказанные одноклассником Ирочки Алешей: «Как не хочет? Он нам очень многое сказал! Верно, ребята?»? {Примерный ответ. По фразам, которые произносил попутай, ребята поняли, какая Ирочка на самом деле. К великому сожалению девочки, попугай повторил совершенно не те слова и звуки, которым она его учила, а те, которые он чаще всего слышал от своей хозяйки, вот и получилось, что Чико «проговорился».)
— Чему учит этот рассказ?
— Приготовьтесь читать рассказ выразительно.
— Отгадайте загадку О. Дружковой.
Нос крючком
Да чуб торчком,
Яркий наряд -
Болтает все подряд,
На жердочке сидит
Да свысока глядит,
То эхом отзовется,
То резко засмеется. {Попугай.)
VI. Рефлексия