Запишите фамилию, пропущенную в схеме.

Запишите фамилию, пропущенную в схеме. - student2.ru

65. Кто из перечисленных лиц возглавил Второе ополчение, освободившее Москву от интервентов в 1612 г.?
  1) К. Минин и Д. Пожарский
  2) И. Болотников и И. Заруцкий
  3) Д. Трубецкой и П. Ляпунов
  4) В. Шуйский и М. Скопин-Шуйский
66. Прочтите отрывок из труда историка и укажите год, когда происходили описываемые события.«Полтора года Москва оставалась полем сражения. За это время жители привыкли поминутно ждать удара ядра и прятаться от обстрелов. Теперь сражение было выиграно. Лихая година осталась позади. В честь победы был устроен парад. Земская рать построилась на Арбате, а оттуда торжественным маршем проследовала в Китай-город. Отряды Трубецкого, собравшиеся за Покровскими воротами, вступили в крепость с другой стороны. Войска сошлись на площади подле Лобного места, откуда двинулись через Спасские ворота в Кремль. Пробил великий час. Древняя столица Русского гocyдарства была полностью очищена от иноземных завоевателей».
  1) 1380 г.
  2) 1480 г.
  3) 1612 г.
  4) 1812 г.

67. Жители Москвы были возмущены тем, что свадебные торжества, устроенные молодым царём, женившимся на дочери польского воеводы, проходили с нарушением русских обычаев. Через несколько дней в результате боярского заговора царь был объявлен самозванцем и убит. На престол был избран Василий Шуйский, стоявший во главе заговора, но его власть многие жители России считали незаконной.

1. Укажите год, когда произошли описанные события.

2. Назовите убитого царя.

3. Укажите одну любую причину, по которой многие жители России считали власть Василия Шуйского незаконной.

68. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, непосредственно связаны с периодом Смуты в начале XVII в. 1) самозванец; 2) Семибоярщина; 3) Кондиции; 4) народное ополчение; 5) «тушинский лагерь».

69. Существует точка зрения, что, несмотря на различную судьбу Первого (1611 г.) и Второго (1612 г.) народных ополчений, между ними существовали общие черты. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.

70. По зимнему санному пути из Москвы в Кострому отправилось посольство.Прибыв в Ипатьевский монастырь, московские послы обратились к укрывавшемуся в его стенах 16-летнему юноше с просьбой принять приглашение вступить на престол. Несмотря на сомнения, которые терзали и самого юношу, и его мать, инокиню Марфу, приглашение было принято. Юноша отправился в Москву, где 11 июля был венчан на царство.

1. Укажите название периода истории России, к завершению которого относятся описанные события.

2. Назовите царя, о котором идёт речь.

3. Укажите событие, в результате которого из Москвы в Кострому было направлено посольство.

71. Восьмилетний царевич, находившийся в Угличе со своей матерью Марией Нагой, часто проводил время в играх со сверстниками.Во время одной из игр произошло несчастье. Согласно официальной версии, во время игры «в тычку» с царевичем случился припадок. Он напоролся на нож, и спасти его уже не удалось. Но многие считали, что на самом деле царевич был лишён жизни убийцами, которых подослал шурин царя, и подозревали, что именно ему была выгодна смерть царевича.

1. Назовите имя царевича.

2. Назовите отца погибшего царевича.

3. Объясните, почему шурину царя могла быть выгодна смерть царевича.

Из сочинения историка «Тушинское войско постоянно пополнялось и за счёт простого люда. Его численность, по свидетельству современников, достигала 100 тысяч человек. Но скоро в настроении крестьянства и посадских людей произошёл резкий перелом. Тушинцы вели себя как завоеватели. Они рыскали по Русской земле, грабили и насильничали, облагали население большими налогами, оскверняли православные святыни. Грабежи, насилие и убийства вызвали взрыв народного возмущения. Повсеместно стали создаваться народные ополчения. Ополченцы выбили поляков из Костромы и Галича, пресекли попытки захватить Ярославль. Центрами сопротивления стали монастыри. 16-месячную осаду выдержал Троице-Сергиев монастырь». 72. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, содержащее описание ситуации, причины и следствия которой указаны в последующем тексте. Укажите не менее одной причины и не менее одного следствия из приведённых в отрывке. 73. Укажите название периода, о котором говорится в тексте. Укажите век (часть века), к которому относятся описанные в тексте события.
 
Из сочинения историка «В Рязанских землях было сформировано Первое ополчение. Однако его деятельность не привела к изгнанию интервентов. Центром освободительного движения с осени 1611 г. стал Нижний Новгород. Героями, ставшими теперь во главе народного движения за освобождение страны, явились два представителя разных сословий, которых объединяла любовь к Родине. Нижегородский земский староста – торговый человек… обратился к жителям города с призывом помочь всеми силами и средствами в создании нового народного ополчения для освобождения России от иноземных захватчиков. Он первым пожертвовал немалые деньги. Его примеру последовали многие купцы и состоятельные люди. Тех, кто не желал добровольно делиться своим богатством, с одобрения схода жителей принуждали силой. Прекрасно понимая, что своими силами нижегородцы не смогут одолеть многочисленных врагов, создатель нового народного ополчения стремился поднять на борьбу все русские земли. Он и его сподвижники стали рассылать грамоты с призывом к совместной борьбе. В Нижний Новгород стали стягиваться вооружённые отряды ополченцев со всех земель. Для объединённого войска нужен был твёрдый и решительный командующий, не запятнавший себя сотрудничеством с самозванцами и захватчиками. Выбор пал на князя… Ещё не оправившийся от ран, он принял предложение возглавить ополчение». 74. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, содержащее положение, которое можно обосновать фактами, содержащимися во втором и в третьем абзацах. Укажите не менее двух фактов, приведённых в отрывке, которые могут служить для обоснования выписанного Вами положения. 75. Укажите название периода, о котором говорится в тексте. Назовите одного из героев, о которых идёт речь в отрывке.
 
Из сочинения историка «Отношения Лжедмитрия с Думой неизбежно стали меняться с тех пор, как он распустил повстанческие отряды и стал управлять страной традиционными методами… Оказавшись на троне, Лжедмитрий столкнулся с теми же трудностями, что и его мнимый отец. Иностранных наблюдателей поражали московские порядки, при которых царь шагу не мог ступить без Боярской думы. Бояре не только решали с царём государственные дела, но и сопровождали его повсюду… Отрепьеву, не обладающему достаточным авторитетом среди московской знати, не удалось разрушить стародавние традиции, которые опутывали его подобно паутине… Лжедмитрий нередко нарушал обычаи и ритуалы. В Думе двадцатичетырёхлетний царь не прочь был высмеять своих сенаторов… Он укорял бояр как людей несведущих и необразованных, предлагал им ехать в чужие земли, чтобы хоть чему-то научиться. Но сколько бы ни поучал самозванец своих бояр, какие бы вольности ни позволял в обращении с ними, он вынужден был подчиняться древним традициям и считаться с авторитетом Боярской думы. Пышный придворный ритуал, заимствованный из Византии, раболепное поведение придворных создавали видимость неслыханного могущества русского царя. Сама доктрина самодержавия, казалось бы, исключала возможность открытой оппозиции государю. На самом деле Боярская дума прочно удерживала в своих руках нити управления государством, неизменно навязывая самозванцу свою волю». 76. В последнем абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, причины которой названы в тексте отрывка. Укажите не менее двух причин данной ситуации. 77. Укажите век, к которому относятся описанные в тексте события. Укажите название периода, о котором идёт речь.  
 
Из сочинения историка «Обстоятельства прихода его к власти были значительно сложнее, чем у первого выборного царя – Бориса Годунова и второго – Василия Шуйского. Ему досталась совершенно разорённая страна, окружённая врагами и раздираемая внутренними распрями, в то время как Борис правил в стране, которую боялись и уважали соседние государства. Ни у Бориса, ни у Василия в момент воцарения не было соперников. У него же несколько лет пытались отнять корону сначала "ворёнок Ивашка", потом шведский принц Филипп и польский Владислав. А главное, он был ещё очень молод, в то время как Борис и Василий вступили на престол в зрелом возрасте. Однако именно ему удалось основать новую династию, правившую более трёхсот лет». 78. Найдите и запишите предложение, где содержится оценочное суждение автора, аргументируемое в последующем тексте. Укажите два аргумента, которые приводит автор для подтверждения этой оценки. 79. Укажите царя, о приходе которого к власти говорится в тексте. Укажите название периода в истории России, который завершается после его воцарения.
 
Из сочинения историка. «Москва была освобождена от польских интервентов Вторым ополчением. На Земском соборе в Москве представители от народа около двух месяцев обсуждали вопрос о выборе нового царя. На Российский престол претендовали как представители местной знати, так и представители правящих династий соседних стран. Рассматривались кандидатуры героев освобождения Москвы Дмитрия Пожарского и Дмитрия Трубецкого, а также представителей таких знатных родов как Голицыны, Годуновы, Шуйские. На престол претендовали польский и шведский принцы. Царём был избран 16-летний юноша – представитель одного из старомосковских боярских родов. Малолетний кандидат состоял в родстве с предыдущей династией через мать царя Фёдора Иоанновича Анастасию Захарьину-Юрьеву. Устраивала бояр, надеявшихся контролировать неопытного царя, и его молодость. Не успев ничем проявить себя, и не будучи прочно связан ни с одной из сторон, участвующих в Смуте, он позволял связывать с собой все чаяния и мечты о преодолении смуты. Избранный царь стал основателем династии, правившей Россией более 300 лет». 80. Назовите царя, об избрании которого говорится в тексте. Укажите век, к которому относятся описанные в тексте события. 81. Найдите и запишите предложение, где описана ситуация, о причинах которой сказано в тексте. Назовите не менее двух фактов, приведённых в отрывке, которые явились причинами указанной ситуации.
 

«Его личность, неслыханное возвышение и трагический конец поразили воображение современников и привлекли внимание историков, писателей, поэтов, художников, музыкантов. В этом нет ничего удивительного. Жизненный путь <…> на редкость необычен. Начав службу заурядным дворянином, он занял пост правителя при царе Фёдоре Иоанновиче, а затем стал властелином огромной державы в конце XVI – начале XVII в.».

Наши рекомендации