Проблема исторической памяти. (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?)
Проблема роли детства в жизни человека.
(Почему детство – важнейший этап жизни человека?)
1. | Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети» | Картины вольной жизни крестьянских детей и их раннее приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. | |
2. | Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Цифры» | Сложность взаимопонимания детей и взрослых, необходимость этого взаимопонимания. | |
3. | Юрий Павлович Казаков. Рассказ «Тихое утро» | Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. | |
4. | Денис Иванович Фонвизин. Пьеса «Недоросль» | Проблема воспитания истинного гражданина. | |
5. | Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Капитанская дочка». | Воспитание Петруши Гринева, его жизненный путь и наставления из отчего дома («Береги честь смолоду»). | |
6. | Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин» | Детство Евгения, детство Татьяны. Влияние воспитания и детских интересов на становление героев. | |
7. | Николай Васильевич Гоголь. Поэма «Мертвые души» | Детские годы Чичикова, наставления отца и результат… | |
8. | Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов» | Воспитание Илюши Обломова и Андрея Штольца. |
Проблема исторической памяти. (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?).
№№ | Автор, произведения | Кл. | Точки соприкосновения |
Николай Алексеевич Некрасов .Историческая поэма «Дедушка» | Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности. | ||
2. | Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» | Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Патриотический пафос повести. | |
3. | Александр Трифонович Твардовский. Поэма «Василий Теркин» | Своеобразие характера Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника Родины | |
4. | Михаил Александрович Шолохов. Рассказ «Судьба человека» | Судьба Родины и судьба человека. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. | |
5. | Лев Николаевич Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» | Образы исторических личностей (Наполеон и Кутузов). Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова. | |
6. | Анна Андреевна Ахматова. Поэма «Реквием» | Тема суда времени и исторической памяти. | |
7. | Марина Ивановна Цветаева. Стихотворение «Тоска по родине» | Равнодушие ко всему окружающему, если человек находится далеко от родных мест. | |
8. | Александр Исаевич Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича» | Историческая память важна и для того, чтобы не было подобной нелепицы в будущем. | |
9. | Валентин Григорьевич Распутин. Повесть «Прощание с Матерой» | Народ, его история, его земля в повести. |
4. Проблема отчего дома, любви и уважения к старшему поколению. (Почему нельзя забывать отчий дом и родителей?)
№ | Автор, произведение | Кл | Точки соприкосновения |
1. | Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин» | Евгений относится к дяде с пренебрежением, а Татьяна со смирением и послушанием | |
2. | Иван Сергеевич Тургенев. Роман «Отцы и дети». | Имели ли право Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров так относиться к своим родителям? | |
3. | Лев Николаевич Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» | Переоценка ценностей Андреем Болконским. | |
4. | Федор Михайлович Достоевский. Роман «Преступление и наказание» | Что стало последней каплей для Раскольникова, чтобы он решил пойти на преступление? | |
5. | Валентин Григорьевич Распутин. Повесть «Последний срок» | Можно ли оправдать поведение любимой дочери старухи Анны Танчоры? |
5. Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (Действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении человека?)
1. | Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Цифры» | Так ли незначительны проблемы детей, как это порой кажется взрослым? | |
2. | Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин» | Воспитание Онегина, его детство и отрочество. | |
3. | Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов» | Воспитание Илюши Обломова и Андрея Штольца. |
6. Проблема нравственной прочности человека.(Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?)
№ | Автор., произведение | Кл. | Точки соприкосновения | ||||
1. | Иван Андреевич Крылов. Басни «Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Свинья под дубом» | Осмеяние нравственных пороков персонажей басне (людские пороки высмеиваются через образы животных). | |||||
2. | Валентин Григорьевич Распутин. Повесть «Уроки французского» | Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни главного героя | |||||
3. | Михаил Юрьевич Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…» | Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. | |||||
4. | Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» | Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. | |||||
5. | Николай Алексеевич Некрасов. Поэма»Русские женщины» | Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. | |||||
6. | Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Лапти» | Душевное богатство простого крестьянина. | |||||
7. | Антон Павлович Чехов. Рассказ «Хамелеон» | Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. | |||||
8. | Андрей Платонович Платонов. Рассказ «Возвращение» | Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с фронта. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. | |||||
9. | Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума» | Фамусовское общество не смогло сломить нравственные устои Чацкого. | |||||
10. | Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин» | Онегин и Ленский. Ольга и Татьяна Ларина. | |||||
11. | Николай Васильевич Гоголь. Поэма «Мертвые души» | Галерея порочных образов (начиная с самого Чичикова) | |||||
12. | Александр Николаевич Островский. Пьеса «Бедность не порок» | Поездка Торцова в Москву, изменившая все его представления о жизни. | |||||
13. | Михаил Афанасьевич Булгаков. Повесть «Собачье сердце» | Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины» и «швондерства» | |||||
14. | Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов» | Обломов и «обломовщина» как общественное явление. | |||||
15. | Александр Николаевич Островский. Драма «Гроза» | Например, бунт Тихона Кабанова после гибели Катерины. | |||||
Иван Сергеевич Тургенев. Роман «Отцы и дети» | Например, споры между «отцами» и «детьми» | ||||||
17. | Лев Николаевич Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» | Стойкость русских воинов. | |||||
18. | Александр Исаевич Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича» | Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. | |||||
7. Проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям? Насколько опасно для существования русского языка употребление в речи людей уголовного жаргона, ненормативной лексики и т.д.?)
1. | Иван Сергеевич Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык» | Богатство и красота русского языка. Родной язык как духовная опора человека. |
8.Проблема влияния человека на природу. (Какова степень влияния человека на природу и в чем заключаются возможные последствия этого влияния?)
1. | Михаил Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» | Вера в человека, доброго и мудрого хозяина природы | |
2. | Федор Александрович Абрамов. Рассказ «О чем плачут лошади» | Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе | |
3. | Евгений Иванович Носов. Рассказы «Кукла» и «Живое пламя» | Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям и природе. |
9.Проблема восприятия человеком природы как живой материи.(Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?)
№ | Автор, произведение | Кл. | Точки соприкосновения |
1. | Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Косцы» | Единство главного героя с природой, одухотворение природы в его воображении. | |
2. | Виктор Петрович Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» | Любовь к природе и ее понимание главным героем рассказа. | |
3. | Андрей Платонович Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок» | Прекрасное вокруг нас. | |
4. | Михаил Михайлович Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» | Одухотворение природы, ее участие в судьбе Насти и Митраши. | |
5. | Леонид Николаевич Андреев. Рассказ «Кусака» | Чувство сострадания героев к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. | |
6. | Михаил Александрович Шолохов. Рассказ «Судьба человека» | Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. | |
7. | Иван Сергеевич Тургенев. Роман «Отцы и дети». | Природа для Базарова – объект для исследования. | |
8. | М.А.Шолохов. Роман «Тихий Дон» | Функция пейзажа в произведении. | |
9. | Виктор Петрович Астафьев. Роман «Царь – рыба» | Взаимоотношения человека и природы. |
10. Проблема несправедливости социального устройства общества. (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ль устроено общество?)
1. | Н.А.Некрасов. Стихотворение «На Волге» | Раздумья поэта о тяжелой судьбе народа. | |
2. | И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». | Немота главного героя – символ немого протеста крепостных крестьян. | |
3. | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога» | Картины подневольного труда. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. | |
4. | Н.С.Лесков. Сказ «Левша» | Горькое сожаление писателя об униженности и бесправии трудолюбивого и талантливого народа. | |
5. | А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» | Изображение «маленького человека», его положения в обществе. | |
6. | И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк» | Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. | |
7. | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» | Боль поэта за судьбу народа | |
8. | М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | Нравственные пороки общества, паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. | |
9. | Н.В.Гоголь. Повесть «Шинель» | Образ «маленького человека» в литературе. Одиночество, косноязычие. | |
10. | А.Н.Островский. Пьеса «Бедность не порок» | Разделение людей на богатых и нищих определяет круг общения многих персонажей пьесы. | |
11. | И.А.Бунин. Рассказ «Темные аллеи». | Печальная история любви людей из разных социальных слоев. | |
12. | А.Н.Островский. Драма «Гроза». | Город Калинов – образ патриархальной России. | |
13. | Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание» | «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Своеобразный бунт Раскольникова против несправедливого социального устройства. | |
А.М.Горький. Драма «На дне» | Истории обитателей ночлежки. |
11.Проблема отчужденности мира богатых и сытых от мира бедных и голодных.(Думают ли богатые и сытые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?)
1. | В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе» | Равнодушие окружающих людей к беднякам. | |
2. | А.С.Пушкин. Повесть «Дубровский» | Протест Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Сопоставление Троекурова и Дубровского-старшего. | |
3. | М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | Как отблагодарили генералы мужика за то, что он не дал им умереть голодной смертью? | |
4. | Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души» | Стремление Чичикова ворваться в мир богатых и сытых любой ценой. | |
5. | А.Н.Островский. Пьеса «Бедность не порок» | Желание Торцова знаться только с богатыми, даже дочь он хотел выдать не по любви, а по расчету. | |
6. | И.А.Бунин. Рассказ «Темные аллеи» | Печальная история любви людей из разных социальных слоев. | |
7. | Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» | Сопоставление жизни разных социальных слоев. Кому же все-таки хорошо жить на Руси? | |
8. | Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание» | Печальная каморка Раскольникова | |
9. | И.А.Бунин. Рассказ»Господин из Сан-Франциско» | Путь в Европу богатого американского семейства. |
12. Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием.(Могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться?)
1. | В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе» | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. | |
2. | И.С,Тургенев. Рассказ «Бежин луг». | Сочувственное отношение к крестьянским детям. | |
3. | И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Два богача» | Желание помочь близким даже в ущерб собственному благополучию. | |
4. | А.Н.Островский. Пьеса «Бедность не порок» | Не только дети из бедных семей, но и относительно обеспеченные взрослые не могут противостоять искушению изобилием (Торцов) | |
5. | И.А.Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» | Даже богатые люди не всегда могут остановиться, начиная зарабатывать большие деньги. |
13. Проблема выбора профессии с учетом личных и общественных интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
1. | В.Г.Распутин. Повесть «Уроки французского» | Проблема выбора учительницей между педагогической этикой и желанием помочь своему ученику. | |
2. | Фазиль Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» | Влияние учителя на формирование детского характера. | |
3. | Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор» | Высмеивание пороков чиновников, руководствующихся собственными, а не общественными интересами. | |
4. | М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце» | Мы должны не только выбирать профессию с учетом личных и общественных интересов, но и быть ответственными людьми (профессор Преображенские исправил ошибку). | |
5. | М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» | Переосмысление своей деятельности Иваном Бездомным после встречи с Мастером. |
Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?).
1. | А.М.Горький. Легенда о Данко из «Старухи Изергиль» | Ответственность главного героя, поднявшего людей на поиски лучшей жизни. | |
2. | И.А.Гончаров. Роман «Обломов» | «Обломовщина» как общественное явление. | |
3. | И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети» | Евгений Базаров. Его сверстники и старшее поколение. | |
4. | А.М.Горький. Драма «На дне» | «Человек! Это – великолепно! Это звучит гордо!» (Сатин). | |
5. | А.А.Блок. Поэма «Двенадцать» | Правы ли в своих деяниях «двенадцать человек»? | |
6. | М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» | Представители МАССОЛИТа | |
7. | В.П.Астафьев. Роман «Печальный детектив» | Утрата нравственных ориентиров в романе. |
15. Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. (Может ли человек быть свободным от общества, других людей? Ограничивает ли общество свободу человека?)
1. | А.П.Платонов. Рассказ «Юшка» | Необходимость сострадания и уважения к человеку, ценность каждой человеческой личности. | |
2. | А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка» | Ответственность Гринева перед обществом и другими людьми (Машей Мироновой и капитаном), его отличие от Швабрина. | |
3. | А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума» | Софья попала под влияние фамусовского общества, она не свободна от общества. | |
4. | А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин» | «Но я другому отдана и буду век ему верна» | |
5. | М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» | Насколько свободен Печорин? Ответственен ли он? | |
6. | А.П.Чехов. Рассказ «Тоска» | Тема одиночества человека в многолюдном городе. | |
7. | И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети» | Теория нигилизма. | |
8. | А.И.Куприн. Повесть «Поединок» | Проблема самопознания личности | |
9. | А.П.Платонов. Повесть «Котлован» | Колхозники, пришедшие на строительство котлована, чтобы не думать о коллективизации, а стать пролетариатом | |
10. | М.А.Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» | Трагедия целого человека и судьба одного человека. Проблема гуманизма | |
11. | Ю.В.Трифонов. Повесть «Обмен» | Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. |
16. Проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек были вынуждены проявить сострадание или великодушие (Возможно ли создание идеального общества?)