Проблема исторической памяти. (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?)

Проблема роли детства в жизни человека.

(Почему детство – важнейший этап жизни человека?)

1. Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети» Картины вольной жизни крестьянских детей и их раннее приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина.
2. Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Цифры» Сложность взаимопонимания детей и взрослых, необходимость этого взаимопонимания.
3. Юрий Павлович Казаков. Рассказ «Тихое утро» Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка.
4. Денис Иванович Фонвизин. Пьеса «Недоросль» Проблема воспитания истинного гражданина.
5. Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Капитанская дочка». Воспитание Петруши Гринева, его жизненный путь и наставления из отчего дома («Береги честь смолоду»).
6. Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин» Детство Евгения, детство Татьяны. Влияние воспитания и детских интересов на становление героев.
7. Николай Васильевич Гоголь. Поэма «Мертвые души» Детские годы Чичикова, наставления отца и результат…
8. Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов» Воспитание Илюши Обломова и Андрея Штольца.

Проблема исторической памяти. (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?).

№№ Автор, произведения Кл. Точки соприкосновения
Николай Алексеевич Некрасов .Историческая поэма «Дедушка» Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности.
2. Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Патриотический пафос повести.
3. Александр Трифонович Твардовский. Поэма «Василий Теркин» Своеобразие характера Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника Родины
4. Михаил Александрович Шолохов. Рассказ «Судьба человека» Судьба Родины и судьба человека. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика.
5. Лев Николаевич Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» Образы исторических личностей (Наполеон и Кутузов). Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова.
6. Анна Андреевна Ахматова. Поэма «Реквием» Тема суда времени и исторической памяти.
7. Марина Ивановна Цветаева. Стихотворение «Тоска по родине» Равнодушие ко всему окружающему, если человек находится далеко от родных мест.
8. Александр Исаевич Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича» Историческая память важна и для того, чтобы не было подобной нелепицы в будущем.
9. Валентин Григорьевич Распутин. Повесть «Прощание с Матерой» Народ, его история, его земля в повести.

4. Проблема отчего дома, любви и уважения к старшему поколению. (Почему нельзя забывать отчий дом и родителей?)

Автор, произведение Кл Точки соприкосновения
1. Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин» Евгений относится к дяде с пренебрежением, а Татьяна со смирением и послушанием
2. Иван Сергеевич Тургенев. Роман «Отцы и дети». Имели ли право Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров так относиться к своим родителям?
3. Лев Николаевич Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» Переоценка ценностей Андреем Болконским.
4. Федор Михайлович Достоевский. Роман «Преступление и наказание» Что стало последней каплей для Раскольникова, чтобы он решил пойти на преступление?
5. Валентин Григорьевич Распутин. Повесть «Последний срок» Можно ли оправдать поведение любимой дочери старухи Анны Танчоры?

5. Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (Действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении человека?)

1. Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Цифры» Так ли незначительны проблемы детей, как это порой кажется взрослым?
2. Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин» Воспитание Онегина, его детство и отрочество.
3. Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов» Воспитание Илюши Обломова и Андрея Штольца.

6. Проблема нравственной прочности человека.(Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?)

Автор., произведение Кл. Точки соприкосновения  
1. Иван Андреевич Крылов. Басни «Ворона и лисица», «Волк и ягненок», «Свинья под дубом» Осмеяние нравственных пороков персонажей басне (людские пороки высмеиваются через образы животных).  
2. Валентин Григорьевич Распутин. Повесть «Уроки французского» Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни главного героя  
3. Михаил Юрьевич Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…» Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.  
4. Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» Прославление боевого товарищества, осуждение предательства.  
5. Николай Алексеевич Некрасов. Поэма»Русские женщины» Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.  
6. Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Лапти» Душевное богатство простого крестьянина.  
7. Антон Павлович Чехов. Рассказ «Хамелеон» Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества.  
8. Андрей Платонович Платонов. Рассказ «Возвращение» Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с фронта. Изображение негромкого героизма тружеников тыла.  
9. Александр Сергеевич Грибоедов. Комедия «Горе от ума» Фамусовское общество не смогло сломить нравственные устои Чацкого.  
10. Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин» Онегин и Ленский. Ольга и Татьяна Ларина.  
11. Николай Васильевич Гоголь. Поэма «Мертвые души» Галерея порочных образов (начиная с самого Чичикова)  
12. Александр Николаевич Островский. Пьеса «Бедность не порок» Поездка Торцова в Москву, изменившая все его представления о жизни.  
13. Михаил Афанасьевич Булгаков. Повесть «Собачье сердце» Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины» и «швондерства»  
14. Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов» Обломов и «обломовщина» как общественное явление.  
15. Александр Николаевич Островский. Драма «Гроза» Например, бунт Тихона Кабанова после гибели Катерины.  
Иван Сергеевич Тургенев. Роман «Отцы и дети» Например, споры между «отцами» и «детьми»
17. Лев Николаевич Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» Стойкость русских воинов.  
18. Александр Исаевич Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича» Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.  
               

7. Проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям? Насколько опасно для существования русского языка употребление в речи людей уголовного жаргона, ненормативной лексики и т.д.?)

1. Иван Сергеевич Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык» Богатство и красота русского языка. Родной язык как духовная опора человека.

8.Проблема влияния человека на природу. (Какова степень влияния человека на природу и в чем заключаются возможные последствия этого влияния?)

1. Михаил Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» Вера в человека, доброго и мудрого хозяина природы
2. Федор Александрович Абрамов. Рассказ «О чем плачут лошади» Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе
3. Евгений Иванович Носов. Рассказы «Кукла» и «Живое пламя» Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям и природе.

9.Проблема восприятия человеком природы как живой материи.(Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?)

Автор, произведение Кл. Точки соприкосновения
1. Иван Алексеевич Бунин. Рассказ «Косцы» Единство главного героя с природой, одухотворение природы в его воображении.
2. Виктор Петрович Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» Любовь к природе и ее понимание главным героем рассказа.
3. Андрей Платонович Платонов. Рассказ «Неизвестный цветок» Прекрасное вокруг нас.
4. Михаил Михайлович Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» Одухотворение природы, ее участие в судьбе Насти и Митраши.
5. Леонид Николаевич Андреев. Рассказ «Кусака» Чувство сострадания героев к братьям нашим меньшим, бессердечие героев.
6. Михаил Александрович Шолохов. Рассказ «Судьба человека» Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа.
7. Иван Сергеевич Тургенев. Роман «Отцы и дети». Природа для Базарова – объект для исследования.
8. М.А.Шолохов. Роман «Тихий Дон» Функция пейзажа в произведении.
9. Виктор Петрович Астафьев. Роман «Царь – рыба» Взаимоотношения человека и природы.

10. Проблема несправедливости социального устройства общества. (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ль устроено общество?)

1. Н.А.Некрасов. Стихотворение «На Волге» Раздумья поэта о тяжелой судьбе народа.
2. И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Немота главного героя – символ немого протеста крепостных крестьян.
3. Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога» Картины подневольного труда. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей.
4. Н.С.Лесков. Сказ «Левша» Горькое сожаление писателя об униженности и бесправии трудолюбивого и талантливого народа.
5. А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» Изображение «маленького человека», его положения в обществе.
6. И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк» Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным.
7. Н.А.Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» Боль поэта за судьбу народа
8. М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Нравственные пороки общества, паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика.
9. Н.В.Гоголь. Повесть «Шинель» Образ «маленького человека» в литературе. Одиночество, косноязычие.
10. А.Н.Островский. Пьеса «Бедность не порок» Разделение людей на богатых и нищих определяет круг общения многих персонажей пьесы.
11. И.А.Бунин. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев.
12. А.Н.Островский. Драма «Гроза». Город Калинов – образ патриархальной России.
13. Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание» «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Своеобразный бунт Раскольникова против несправедливого социального устройства.
А.М.Горький. Драма «На дне» Истории обитателей ночлежки.

11.Проблема отчужденности мира богатых и сытых от мира бедных и голодных.(Думают ли богатые и сытые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?)

1. В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе» Равнодушие окружающих людей к беднякам.
2. А.С.Пушкин. Повесть «Дубровский» Протест Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Сопоставление Троекурова и Дубровского-старшего.
3. М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Как отблагодарили генералы мужика за то, что он не дал им умереть голодной смертью?
4. Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души» Стремление Чичикова ворваться в мир богатых и сытых любой ценой.
5. А.Н.Островский. Пьеса «Бедность не порок» Желание Торцова знаться только с богатыми, даже дочь он хотел выдать не по любви, а по расчету.
6. И.А.Бунин. Рассказ «Темные аллеи» Печальная история любви людей из разных социальных слоев.
7. Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Сопоставление жизни разных социальных слоев. Кому же все-таки хорошо жить на Руси?
8. Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание» Печальная каморка Раскольникова
9. И.А.Бунин. Рассказ»Господин из Сан-Франциско» Путь в Европу богатого американского семейства.

12. Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием.(Могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться?)

1. В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе» Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.
2. И.С,Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям.
3. И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Два богача» Желание помочь близким даже в ущерб собственному благополучию.
4. А.Н.Островский. Пьеса «Бедность не порок» Не только дети из бедных семей, но и относительно обеспеченные взрослые не могут противостоять искушению изобилием (Торцов)
5. И.А.Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» Даже богатые люди не всегда могут остановиться, начиная зарабатывать большие деньги.

13. Проблема выбора профессии с учетом личных и общественных интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)

1. В.Г.Распутин. Повесть «Уроки французского» Проблема выбора учительницей между педагогической этикой и желанием помочь своему ученику.
2. Фазиль Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» Влияние учителя на формирование детского характера.
3. Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор» Высмеивание пороков чиновников, руководствующихся собственными, а не общественными интересами.
4. М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце» Мы должны не только выбирать профессию с учетом личных и общественных интересов, но и быть ответственными людьми (профессор Преображенские исправил ошибку).
5. М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» Переосмысление своей деятельности Иваном Бездомным после встречи с Мастером.

Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?).

1. А.М.Горький. Легенда о Данко из «Старухи Изергиль» Ответственность главного героя, поднявшего людей на поиски лучшей жизни.
2. И.А.Гончаров. Роман «Обломов» «Обломовщина» как общественное явление.
3. И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети» Евгений Базаров. Его сверстники и старшее поколение.
4. А.М.Горький. Драма «На дне» «Человек! Это – великолепно! Это звучит гордо!» (Сатин).
5. А.А.Блок. Поэма «Двенадцать» Правы ли в своих деяниях «двенадцать человек»?
6. М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» Представители МАССОЛИТа
7. В.П.Астафьев. Роман «Печальный детектив» Утрата нравственных ориентиров в романе.

15. Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. (Может ли человек быть свободным от общества, других людей? Ограничивает ли общество свободу человека?)

1. А.П.Платонов. Рассказ «Юшка» Необходимость сострадания и уважения к человеку, ценность каждой человеческой личности.
2. А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка» Ответственность Гринева перед обществом и другими людьми (Машей Мироновой и капитаном), его отличие от Швабрина.
3. А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума» Софья попала под влияние фамусовского общества, она не свободна от общества.
4. А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин» «Но я другому отдана и буду век ему верна»
5. М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» Насколько свободен Печорин? Ответственен ли он?
6. А.П.Чехов. Рассказ «Тоска» Тема одиночества человека в многолюдном городе.
7. И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети» Теория нигилизма.
8. А.И.Куприн. Повесть «Поединок» Проблема самопознания личности
9. А.П.Платонов. Повесть «Котлован» Колхозники, пришедшие на строительство котлована, чтобы не думать о коллективизации, а стать пролетариатом
10. М.А.Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» Трагедия целого человека и судьба одного человека. Проблема гуманизма
11. Ю.В.Трифонов. Повесть «Обмен» Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств.

16. Проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек были вынуждены проявить сострадание или великодушие (Возможно ли создание идеального общества?)

Наши рекомендации