Стихотворения русских поэтов XX века о природе и Родине
Урок внеклассного чтения (контрольный урок)
I. Проверка домашнего задания
Слушаем выразительное чтение наизусть подготовленных дома стихотворений.
I. Самостоятельная работа
В предыдущие издания учебника были включены итоговые вопросы. Детям можно дать по ним самостоятельную работу (исключая вопрос 5-й и соответственно изменив нумерацию).
Вопросы помогут вспомнить и повторить материал, который изучался в течение года. Задания не равнозначны по уровню сложности. Учитель в зависимости от знаний каждого конкретного ученика может определить вопросы, на которые ученик будет отвечать в первую очередь. В соответствии с выбором вопросов учитель установит критерии оценки самостоятельных работ.
Учитель может воспользоваться другими вопросами, найденными в различных пособиях, или составить свои задания.
Итоговые вопросы[27]
1. С какими новыми произведениями устного народного творчества вы познакомились в этом учебном году? К какому жанру они относятся?
2. Что такое миф, легенда? Чем они отличаются от сказки?
3. По отдельным отрывкам определите героя литературного произведения. Назовите главное в его характере. К какому жанру относится каждое произведение?
а) «...а я терпеть шутки от ваших холопьев не намерен, да и от вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин».
б) «Об этом, — говорит, — спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные».
в) «И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчете движения, как борец в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть».
4. Какие вы знаете изобразительно-выразительные средства художественной речи? В приведенных отрывках найдите эпитеты, сравнения, олицетворения и объясните их роль:
а) Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
б) На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
в) Кувшины, звуча, налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей.
5. Какие произведения из прочитанных в этом году посвящены жизни детей и подростков, вопросам справедливости и добра?
Ответы
1. В этом году мы познакомились с новыми произведениями устного народного творчества: мифами («Подвиги Геракла»), легендами («Легенда об Арионе»), календарно-обрядовыми песнями (колядки, масленичные песни, заклички, троицкие песни и осенние песни).
2. Мифы — это сказания, передающие представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и героях.
Легéнда — это произведение устного народного творчества, в котором сочетаются реальные события и фантастические элементы.
Мифы отличаются от сказки тем, что они пытаются объяснить устройство мира, чего в сказке нет. Легенда отличается от сказки тем, что в ее основе лежит реальное событие.
3. а) Андрей Гаврилович Дубровский — герой романа А. С. Пушкина «Дубровский». Главное в характере этого героя — дворянская честь.
б) Косой левша — главный герой сказа Н. С. Лескова «Левша». Главные черты его характера — верность Отечеству, чувство собственного достоинства.
в) Митраша — брат Насти. Эти дети являются героями сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца». Основные черты его характера — настойчивость, упорство в достижении цели, решительность.
4. Изобразительно-выразительные средства художественной речи — эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, инверсия.
а) Под голубыми небесами (эпитет),
Великолепными коврами (эпитет, метафора),
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет (эпитет),
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
б) На севере диком стоит одиноко (эпитет, инверсия, олицетворение)
На голой вершине сосна (эпитет)
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим (олицетворение, эпитет)
Одета, как ризой, она (сравнение).
в) Кувшины, звуча, налилися водою (олицетворение),
И, гордо кивая махровой главою (олицетворение, эпитет),
Приветствуют пальмы нежданных гостей (эпитет, олицетворение),
И щедро поит их студеный ручей (олицетворение, эпитет).
5. Многие произведения, прочитанные нами в этом году, посвящены вопросам жизни детей и подростков. Это сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца», феерия А. С. Грина «Алые паруса», сказка-быль А. П. Платонова «Неизвестный цветок», автобиографический рассказ В. Г. Распутина («Уроки французского»), рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» и юмористический рассказ Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
Вопросы справедливости и добра встают перед читателем во всех произведениях, которые изучаются в шестом классе.
Домашнее задание
Подготовить материал по литературному краеведению к урокам 93, 94 (учитель даст индивидуальные задания исходя из возможностей и особенностей учеников).