Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

4 часа

Главная задача уроков, посвященных пейзажной лирике, — дать детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово. Важно способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами. Для этого можно обращаться к ассоциациям, воспоминаниям школьников, использовать музыкальные образы и изобразительное искусство, побуждать детей к творческому воплощению образов родной природы путем написания собственных стихотворных или прозаических произведений, выразительного чтения, создания иллюстраций к стихотворениям и даже к созданию танцевальных и пластических этюдов под музыку (в зависимости от возможностей класса).

Повторение теоретических знаний — размеров стиха, тропов и аллитерации — будет способствовать более глубокому пониманию поэтических образов.

Авторы программы под редакцией В. Я. Коровиной предлагают для заучивания наизусть стихотворение Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!..». На анализе этого стихотворения стоит остановиться подробнее. Насколько глубоко стоит разбирать другие стихотворения, решит учитель, исходя из уровня подготовленности класса. При недостатке времени можно дать индивидуальные задания ученикам, и стихотворения, не предназначенные для заучивания, могут прозвучать на итоговом уроке-концерте или уроке-конкурсе.

Завершить систему уроков, посвященных пейзажной лирике, можно поэтическим праздником, на котором смогут проявить себя не только чтецы, но и юные поэты, художники, любители музыки и танцоры.

Урок 51

Е. А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...» Выражение переживаний и мироощущения автора поэтического текста

I. Теоретическая разминка

В начале цикла уроков, посвященных поэзии, после традиционной артикуляционной разминки можно вспомнить тот теоретический материал, который детям пригодится на этих уроках, но бывает сложен для усвоения. Мы предлагаем в течение пяти — семи минут повторить размеры стиха, используя уже изученные в этом году поэтические произведения.

Хорей:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана...

(М. Ю. Лермонтов. « Утес»)

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля...

(Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»)

Ямб:

Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там...

(И. А. Крылов. «Ларчик»)

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил...

(А. С. Пушкин. «И. И. Пущину»)

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился...

(Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся...»)

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

(А. А. Фет. «Еще майская ночь...»)

Дактиль:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною...

(М. Ю. Лермонтов. «Тучи»)

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному...

(А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...»)

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит...

(Н. А. Некрасов. «Железная дорога»)

Раз у отца, в кабинете,

Саша портрет увидал...

(Н. А. Некрасов. «Дедушка»)

Амфибрахий:

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой...

(А. С. Пушкин. «Узник»)

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

(М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы»)

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат...

(Ф. И. Тютчев. «Листья»)

Среди изученных в 6 классе стихотворений нет написанных анапестом. Для примера можно предложить одно из стихотворений А. А. Фета.

Анапест:

Только месяц взошел

После жаркого дня, —

Распустился, расцвел

Цвет в груди у меня. —

(А. А. Фет. «Только месяц взошел...»)

Ночь лазурная смотрит на скошенный луг.

Запах роз под балконом и сена вокруг...

(А. А. Фет. «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг...»)

II. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..»

Читает стихотворение учитель. Сразу можно определить размер стиха: чередование четырехстопного и трехстопного ямба.

— Какое ощущение создает у слушателя изменение длины строки (количества стоп в строках)?

После этого возможна беседа.

Беседа

— Если вы вспоминаете о лучших днях весны, какие картины вы представляете? Совпадает ли при этом ваше настроение с настроением, которое хотел передать нам Баратынский?

— Что особенно восхищает поэта?

Поэта особенно восхищают весной чистота воздуха, ясность, легкий ветер, облака, торжество пробуждающейся природы.

— Какие слова в этом стихотворении передают ощущение всеобщего движения и жизни?

Поэт все внимание отдает описанию природы, использует много глаголов (слепит, летают, шумят, блестят, несет) и кратких прилагательных и причастий (чист, ясен, обнажены, шумен, душист), что создает впечатление быстрого движения.

Можно вспомнить фетовское: «...Как свеж и чист твой вылетает май!», «Так деве новобрачной / И радостен и чужд ее убор».

— Какие художественные приемы использует поэт?

Олицетворения: облака летают, «ласкаясь к солнечным лучам», «Взревев, река несет / На торжествующем хребте / Поднятый ею лед!»

Эпитеты: «воздух чист», «небосклон ясен», «лазурию живой», «на торжествующем хребте», «ветхий лист», «незримый жаворонок», «заздравный гимн».

Метафоры: «С ручьем она ручей / И с птичкой птичка!»

Художественные приемы при описании весенней природы дают возможность живо представить и почувствовать весну.

Полное слияние с природой поэт описывает в последней строфе:

Что с нею, что с моей душой?

С ручьем она ручей

И с птичкой птичка! с ним журчит,

Летает в небе с ней!..

Обучение выразительному чтению

Можно начать коллективное чтение стихотворения, затем продолжить по строфам: каждый ученик читает по одной строфе, но так, чтобы сохранялся общий ритм и тон, не возникали ненужные паузы. Затем следует индивидуальное чтение.

III. А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...»

Стихотворение читает учитель или подготовленный ученик. (Учтем, что некоторые программы предлагают стихотворение для чтения в начальной школе.)

— Какими вы представляете стрекоз из этого стихотворения? Что это за существа? Что в тексте настораживает нас, заставляет сомневаться в том, что на зов стрекоз стоит идти?

Современные дети читают много книг про волшебных существ, поэтому они могут легко ассоциировать стрекоз с эльфами или другими сказочными созданиями. Настораживает слово омут и фраза:

Дитя, подойди, подойди же,

Пока не проснулася мать!

— Стрекозы обращаются к ребенку. Но описано ли в стихотворении, что делает ребенок? Как вы представляете себе всю картину?

Ребенок с мамой пришел летом на реку, чтобы купаться и загорать. Мама задремала, а ребенок засмотрелся на стрекоз, может быть, его тоже стало клонить в сон, и от жары ему стало казаться, что стрекозы не просто летают, но ведут таинственный хоровод и зовут его к себе:

«...Смотри, какой берег отлогий,

Какое песчаное дно!..»

Но мы из первой строки знаем, что действие происходит у омута, где берег обрывистый, большая глубина и дно, как правило, глинистое. Мы можем представить, что это стихотворение — первая страница волшебной сказки, которую каждый из нас сочинит в своем воображении.

Возвращаясь к теме начала занятия, определим размер стиха: трехстопный амфибрахий.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!..» или стихотворения А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...». Подобрать репродукции картин, фотографии или иные иллюстрации (в том числе музыкальные) к этим стихам.

Индивидуальное задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи...» и «Посмотри — какая мгла...».

Урок 52

Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри — какая мгла...» Выражение переживаний и мироощущения человека в стихотворениях о родной природе

I. Проверка домашнего задания

Слушаем выразительное чтение наизусть одного из прочитанных на прошлом уроке стихотворений. Коллективно оцениваем чтение. Если дети выполнили творческое задание по подбору иллюстраций, оценим их выбор.

II. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...»

Сначала стихотворение читает учитель или подготовленный ученик. К чтению интерпретации, предлагаемой авторами учебника, обратимся после беседы.

Важно приучить детей проводить литературные параллели, искать аналогии, поэтому спросим:

— Какие из изученных в этом году стихотворений вспоминаются вам, кажутся вам связанными с прочитанным только что стихотворением Я. П. Полонского?

Возможны две ассоциации: «Утес» М. Ю. Лермонтова и «Неохотно и несмело...» Ф. И. Тютчева. С лермонтовским стихотворением общими будут образы скалы-утеса и туч, с тютчевским — образ грозы.

— На прошлом занятии мы повторили все размеры стиха. Каким размером написано это стихотворение?

Четырехстопный ямб.

Прочитаем стихотворение еще раз — это могут сделать ученики.

— Какая картина предстает перед вами?

Перед глазами предстает романтическая картина: высокие горы, поросшие лесом («дебри влажные»), среди них скала, к которой прижимаются хмурые тучи. Тучи спорят, ударяются друг о друга, гремит гром, сверкает молния, и скала стонет в ответ.

— Какой художественный прием позволяет зримо представить эту картину?

Ученики вспомнят, что такое олицетворение.

— Выделите и произнесите глаголы в этом стихотворении. Какую, по-вашему, роль они играют?

Глаголы в основном обозначают движение туч: тучи блуждали, сползали, сошлись, не уступили, огласили, не смели повторить, улеглись, обомлели. Эхо в стихотворении засмеялось, скала вздохнула. С помощью таких глаголов явлениям природы приписываются действия, которые может совершать человек. Глаголы помогают нам представить за образами скалы и туч переживания людей.

Отвечая на этот вопрос, мы придем к следующему выводу: в стихотворении выражено настроение тревоги, беспокойства, соперничества.

— Разобьем стихотворение на четверостишия. На основании чего вы разделили стихотворение?

Основанием для разделения стихотворения на четверостишия будет рифма.

— Определите вид рифмовки в каждом четверостишии.

— Почему, по вашему мнению, после трех строф с перекрестной рифмовкой следует одна строфа с кольцевой (опоясывающей) рифмовкой?

Ученики могут высказать догадку, что изменение рифмовки помогает автору изменить интонацию и завершить стихотворение.

По драматическому переживанию (не по сюжету) этому стихотворению близка картина М. Н. Воробьева «Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника» (1842, ГТГ).

Предложим одному из учеников прочитать стихотворение Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи...» еще раз, передавая чувства, которые это произведение вызывает именно у него.

Вернемся к нашим литературным ассоциациям.

В стихотворении Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи...», как и у М. Ю. Лермонтова в «Утесе», мы видим не реальную природу, а аллегорическое изображение человеческих переживаний и отношений. В стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...» изображаются не отношения людей, а именно изменения природы перед грозой такими, какими они бывают на самом деле, но автор воспринимает природу через призму своих чувств.

Читаем вновь текст стихотворения, затем его интерпретацию в учебнике (с. 305—306, ч. 1).

— Мы знаем, что в поэтическом произведении каждый человек видит свои образы и единого восприятия одного и того же произведения не существует. Близко ли ваше видение стихотворения Я. П. Полонского к интерпретации, с которой вы познакомились?

III. «Посмотри — какая мгла...»

Стихотворение читает подготовленный ученик.

Самостоятельная работа

— Понаблюдайте самостоятельно над текстом этого стихотворения. Потом обсудим, что интересного вы в нем заметите. Свои наблюдения записывайте в тетради.

Опорные пункты наблюдения:

настроение;

картины, которые рисует автор;

олицетворение;

эпитеты;

роль глаголов;

размер, строфа, рифмовка.

На работу может быть отведено 7—10 минут.

Контрольная беседа может направляться вопросами.

— Какие две картины можно выделить в этом стихотворении?

В начальных пяти строках мы видим озеро в долине, прикрытое прозрачной дымкой. В следующих пяти строках — месяц в сизых тучах.

— Какие слова передают мглу долин? Какова роль эпитетов в этом стихотворении?

Впечатление от вида на долины автору помогают передать наречие тускло и эпитеты: прозрачной дымкой, в сонном сумраке. Эпитеты в этом стихотворении помогают передать восприятие автором природы как живого существа и ощущения автора от общения с этим существом.

— Найдите олицетворение во второй части стихотворения. Как оно помогает в создании нужной картины?

Месяц «без приюта в небе ходит». Олицетворение дает нам возможность почувствовать одиночество месяца-человека, одушевляет картину.

Словарная работа

В тесном сóнме сизых туч — туч на небе много, они сизого цвета и теснят одна другую.

Фосфорúческий свой луч — луч месяца освещает все таким светом, каким светится в темноте фосфор: чуть зеленоватым, неярким, загадочным. (Дети быстро понимают, что такое фосфорический, когда напоминаешь им, как светятся в темноте некоторые елочные игрушки.)

Размер: четырехстопный хорей. В строфе по пять строк.

Рифмовка: ААБВВ БГДДГ.

— Почему же Я. П. Полонский разделил стихотворение именно так: почему ему потребовались строфы по пять строк?

В первой части стихотворения мы передадим чувство сонного покоя, восхищения тишиной. Во второй части мы передадим чувство легкой грусти.

После беседы следует повторное чтение, в котором ученики пытаются выразить свое ощущение и понимание этого стихотворения.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи...» или «Посмотри — какая мгла...» — по желанию учеников.

Индивидуальное задание

Подготовить иллюстрации (нарисовать самостоятельно или найти подходящие репродукции) к прочитанным стихотворениям Я. П. Полонского.

Опережающее задание

Взять в библиотеке и начать читать феерию А. С. Грина «Алые паруса».

Урок 53

Наши рекомендации