Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса

Вариант

Часть А:

При выполнении заданий этой части в бланке ответов под номером выполняемого вами задания (А1 – А16) поставьте знак « ´ » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В каком словосочетании связь слов – управление?

1) одеться по-зимнему

2) распустившаяся сирень

3) чересчур громкий

4) раздаваться в тишине

А2. В каком предложении сказуемое составное глагольное?

1) Я поймал четыре крупные форели.

2) Хотели бы мы знать тайну Бермудского треугольника.

3) Учитель поможет ребятам в решении этой проблемы.

4) Я положил рыбу на траву.

А3. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска следует поставить тире?

А. Петербург…город белых ночей.

Б. Человек, равнодушный к своему языку, … дикарь.

В. Заря … как пожар на снегу.

Г. Мир без песен … неинтересен.

1) А,В 2) Б,Г 3) А,Б 4) В,Г

А4. В каком варианте ответа указаны односоставные предложения?

А. Под дождик хорошо спится.

Б. Тощие тени ложились на мокрый снег.

В. Дорогой давно не пользовались.

Г. Громко хрустел под ногами лед.

1) А,Г 2) В,Г 3) Б,В 4) А,В

А5. Найдите неопределенно-личное предложение.

1) Глаза поминутно застилало слезами.

2) Дискуссию отложили на завтра.

3) Хотелось поскорей выйти из этого леса.

4) Вон крыша с петушком.

А6. В каком предложении союз И связывает однородные члены? (Знаки препинания не расставлены).

1) Всю ночь шел снег и белая пелена к утру покрыла всю землю.

2) Идешь по осеннему лесу и любуешься его красотой.

3) Промелькнула короткая осень и пришла седая зима.

4) Закружила она в воздухе белыми хлопьями и зашумели метели.

А7. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.

2) Я стал посещать музеи и театры, и читать книги.

3) Лоси и медведи, волки и лисы водятся здесь.

4) Май леса наряжает и лето в гости приглашает.

А8. В каком предложении пропущена запятая перед союзом И?

1) Бушует полая вода, шумит и глухо, и протяжно.

2) Буран крутит, швыряет снегом, и высвистывает, и заливается жутким воем.

3) Я вижу явственно и желтый плес, и голос близкий, и шум порывистых берез.

4) Море вечно шумит и плещет, и зовет окунуться в свои изумрудные волны.

А9. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых согласованные нераспространенные определения обособляются?

А. Ветер теплый и влажный шевелил молодые листочки.

Б. Ветер шевелил молодые листочки яркие и клейкие.

В. Холодная и темная ночь промчалась незаметно.

Г. Мелкий и холодный дождь барабанил по стеклу.

1) А,Г 2) Б,В 3) А,Б 4) В,Г

А10. Укажите предложение, в котором определение, выраженное причастным оборотом, обособляется?

1) Потолок и стены украшала картинка покрытого редкими кучевыми облаками небосвода.

2) Издали дом напоминал стеклянный шар забытый каким-то великаном среди лесной поляны.

3) Они почти бежали по протоптанной в зарослях тропинке.

4) Минут через десять они остановились возле обнесенного высоким забором здания.

А11. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении:

ДВИГАЛАСЬ РАТЬ И КАК БУДТО ОГНЕМ ВСЯ ЗЕМЛЯ ПЫЛАЛА.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

4) Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая

А12. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

1) Сокровища, дарованные нам Пушкиным, велики и бесценны.

2) Утром я проснулся рано, и выглянул в окошко.

3) Минуты через две он ясно угадывал то угол дома, то столб, то дерево.

4) Олег говорил легко и взволнованно.

А13. Какая схема соответствует данному предложению? (знаки препинания не расставлены)

НЕБО ЗАВОЛОКЛО ТУЧАМИ И СТАЛО СОВСЕМ ТЕМНО.

1) [двусоставное], и [безличное].

2) [двусоставное], и [неопределенно-личное].

3) [безличное], и [безличное].

4) [безличное], и [двусоставное].

Прочитайте текст и выполните задания А14 –А16, В1-В7, С1.

(1)Какое же это необъятное, неисчерпаемое море – человеческая речь! (2)И литератору надо знать все глубины, надо изучать законы, правящие по-творчески этой стихией.

(3)Поэт, который умеет пользоваться всей энергией слова, накопленной веками, способен волновать, потрясать души простым сочетанием немногих слов.

(4)«Чертог сиял»,– говорит Пушкин, и этих двух слов вполне довольно для того, чтобы вы представили себе роскошный пир изнеженной и самовластной восточной царицы.

(5)…А всё ещё плащи да шпаги,

Да лица полные воинственной отваги, –

всего только две строчки, но как передают они суровое и строгое величие XII века.

(6)Если поэт живёт в ладу со своим родным языком, в полной мере чувствует его строение, его истоки,– силы поэта удесятеряются. (7)Слова для него не застывшие термины, а живые, играющие образы, зримые, внятные, рождённые реальностью и рождающие реальность. (8)Его словарь – оркестр.

(9)И это мы видим не только на примере классиков – создателей нашего поэтического языка…

(10)Язык отражает глубокое знание жизни и природы, приобретённое человечеством. (11)И не только специальный язык разных профессий – охотников, моряков, рыбаков, плотников,– но и общенародный словарь впитал в себя этот богатый и разнообразный житейский опыт. (12)В живой народной речи запечатлелось огромное количество накопленных за долгие века наблюдений и практических сведений из тех областей знания, которые по-учёному называются агрономией, метеорологией, анатомией…

(13)Вступая во владение неисчерпаемым наследством своего народа, поэт получает заодно заключённый в слове опыт поколений, умение находить самый краткий и верный путь к изображению действительности.

(С.Я. Маршак)

А14. Какое высказывание наиболее полно выражает основную мысль текста?

1) Какое же это необъятное, неисчерпаемое море – человеческая речь!

2) Общенародный словарь впитал в себя этот богатый и разнообразный житейский опыт.

3) Вступая во владение неисчерпаемым наследством своего народа, поэт получает заодно заключённый в слове опыт поколений, умение находить самый краткий и верный путь к изображению действительности.

4) Поэт, который умеет пользоваться всей энергией слова, накопленной веками, способен волновать, потрясать души простым сочетанием немногих слов.

А15. Определите стиль текста.

1) публицистический

2) разговорный

3) художественный

4) научно-популярный

А16. Определите, какие типы речи используются в предложениях 6-8 и 10-12?

1) повествование и рассуждение

2) повествование и описание

3) рассуждение

4) описание и рассуждение

Часть В:

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов справа от номера задания (В1 – В7), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку.
Ответы к заданиям В1 – В4 запишите словами.

В1. Из предложения 12 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.

В2. Выпишите грамматическую основу предложения 13.

В3. Укажите вид простого односоставного предложения 2.

В4. Каким членом предложения является слово находить (предложение 13)?

Ответы к заданиям В5 – В7 запишите цифрами.

В5. Среди предложений 6-12 найдите сложные предложения. Напишите их номера.

В6. Среди предложений 9-13 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.

В7. Среди предложений 5-10 найдите предложение, осложнённое однородными определениями. Напишите его номер.

Часть С

С1. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

О чем рассуждает автор? О чем вас заставил задуматься текст? Согласны ли вы с тем, что в нем говорится? Обоснуйте свое мнение.

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 8 класса

Вариант

Часть А:

При выполнении заданий части А в бланке ответов под номером выполняемого вами задания (А1 – А16) поставьте знак « ´ » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В каком словосочетании связь слов – согласование?

1) лететь быстро

2) цвет изумруда

3) синий от холода

4) под раскрывшимся парашютом

А2. В каком предложении сказуемое составное глагольное?

1) Мать была встревожена долгим отсутствием дочери.

2) Я долго катался на велосипеде.

3) Выражение его лица становилось строгим.

4) Никто не хотел уходить в эту ночь с площади.

А3. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска следует поставить тире?

А. Снег … мягкий, пушистый.

Б. Чтение и учение … есть вечное питание мысли.

В. Гнев … это страсть, а страсть исключает рассудок.

Г. Музей-усадьба Архангельское … одно из замечательнейших творений прошлого.

1) А,Б 2) Б,В 3) В,Г 4) Б,Г

А4. В каком варианте ответа указаны односоставные предложения?

А. Вяжут кружева над лесом в желтоватой пене облака.

Б. Начнут советовать и вкось тебе и впрямь.

В. Следовало бы создать заповедники тишины.

Г. Листья кленов резко выделялись на желтом песке аллей.

1) Б,Г 2) А,Г 3) А,В 4) Б,В

А5. Найдите неопределенно-личное предложение.

1) Терпеливо выслушай объяснение до конца.

2) Длинная зимняя ночь.

3) О талантливом юном художнике заговорили сразу.

4) Только к вечеру удалось добраться до лагеря геологов.

А6. В каком предложении союз И связывает однородные члены? (Знаки препинания не расставлены).

1) Я подставил ладошки и на них упало несколько капелек.

2) Бурундуки набивают орешки за щеки и тащат их в норки.

3) Ледники тают и из-под них вытекают ручьи.

4) Зима в тундре суровая и длится она семь-восемь месяцев

А7. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Человек, оставшись один в лесу, обыкновенно или разговаривает сам с собой, или свистит, или поёт.

2) Пологие холмы, и берега рек покрыты редким лиственным лесом.

3) Надо быть обязательным как в большом, так и в малом деле.

4) Дом весь окружен этими видами, этим воздухом да полями.

А8. В каком предложении пропущена запятая перед союзом И?

1) Все блещет, и нежится, и радостно тянется к солнцу.

2) Горный поток и шумел, и пенился, и бился о скалы.

3) В лесу одному шумно и жутко, и грустно, и весело.

4) На Крите жили привольно и весело..

А9. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых согласованные нераспространенные определения обособляются?

А. Солнце огромное и кроваво-красное тонуло за горизонтом.

Б. Порывистый и мелкий дождь все усиливался.

В. Ветер прохладный и приятный ласково гладит кожу.

Г. Стремительная и прозрачная река Кан разрезает горы.

1) А,Б 2) В,Г 3) Б,Г 4) А,В

А10. Укажите предложение, в котором определение, выраженное причастным оборотом, обособляется?

1) Показанная по первому каналу телепередача большинству зрителей понравилась.

2) В конце березовой аллеи показалась потемневшая от времени скамейка.

3) По засыпанным желтыми листьями дорожкам прогуливались мы в свободное время.

4) Берег прорезанный оврагами спускался пологим склоном.

А11 . Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении.

РЕКА ПЕНИТСЯ НА КАМНЯХ И СВЕРКАЕТ В ЛУЧАХ ВЕЧЕРНЕГО СОЛНЦА.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

4) Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая

А12. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

1) Березы, и клены сбросили свои уборы.

2) Костер горел щедро, дымно, в полную силу.

3) Любил он звук боя часов в квартире или в рабочем кабинете

4) Эта книга интересна как для взрослых, так и для детей.

А13. Какая схема соответствует данному предложению?(знаки препинания не расставлены)

ТИХО ВЗДЫХАЛО МОРЕ И УПОИТЕЛЬНО ПАХЛО ВОДОЙ.

1) [двусоставное], и [двусоставное].

2) [назывное], и [двусоставное].

3) [двусоставное], и [неопределенно-личное].

4) [двусоставное], и [безличное].

Прочитайте текст и выполните задания А14 –А16, В1-В7, С1.

1) Школа наша была удивительная: в ней еще сохранялись некоторые приметы былой гимназической жизни.

2) Должен сказать, что с учителями нам повезло. 3) Литературу у нас вела мать будущих писателей Александра Ивановна Стругацкая, замечательная женщина, настоящая русская красавица с косой. 4) Именно Александра Ивановна привила нам любовь к своему предмету. 5) Раньше, до ее появления, я заведомо не хотел читать того, что было положено по школьной программе, но с её приходом у меня появился интерес к литературе. 6) Я стал много и увлечённо читать. 7) Естественно, среди любимых мною книг был Жюль Верн: сначала я прочитал «Таинственный остров», а потом всё, что мог найти из других его произведений. 8) Конечно, прочёл я и «Робинзона Крузо» Даниеля Дефо, но особенно потряс меня Дюма – его «Трёх мушкетёров» я люблю до сих пор.

9) Однажды у кого-то в руках я случайно увидел «Графа Монте-Кристо» и, пока хозяин книги то ли отвлекся, то ли вышел, начал читать. 10) С первых же страниц я так был захвачен сюжетом, что потом стал судорожно искать, у кого бы найти эту книгу, взять домой и прочитать. 11) Ни у кого из наших знакомых её не оказалось. 12) Но кто-то посоветовал мне пойти в читальный зал. 13) Я тогда даже и не подозревал, что есть такое учреждение. 14) Библиотека с читальным залом находилась на Кондратьевском проспекте, около кинотеатра «Гигант». 15) И вот я не ленился ездить туда, записывался в очередь, приходил в читальный зал и терпеливо дожидался, когда предыдущий читатель освободит книгу, которую выдавали каждому на час-два.

16) Моему увлечению чтением способствовали мама и отец, которые сами любили читать. 17) Они не раз дарили мне книги на день рождения. 18) Хотя родители и ругали меня постоянно, что я читаю, лежа в постели, но я уже не мог отвыкнуть от этого. 19) И по сей день у меня сохранилась привычка читать перед сном.

(По Ю. Сенкевичу)

А14. Какое высказывание наиболее полно выражает основную мысль текста?

1) Школа наша была удивительная: в ней еще сохранялись некоторые приметы былой гимназической жизни.

2) Должен сказать, что с учителями нам повезло.

3) Именно Александра Ивановна привила нам любовь к своему предмету.

4) И по сей день у меня сохранилась привычка читать перед сном.

А15. Определите стиль текста.

1) публицистический

2) разговорный

3) художественный

4) научно-популярный

А16. Какой тип речи представлен в тексте?

1) описание

2) повествование

3) рассуждение

4) повествование с элементами описания

Часть В:

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов справа от номера задания (В1 – В7), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку.
Ответы к заданиям В1 – В4 запишите словами.

В1. Из предложения 12 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

В2. Выпишите грамматическую основу предложения 6.

В3. Укажите вид простого односоставного предложения 11.

В4. Каким членом предложения является слово читать (предложение 19)?

Ответы к заданиям В5 – В7 запишите цифрами.

В5. Среди предложений 16-19 найдите сложные предложения. Напишите их номера.

В6. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством времени. Напишите номер этого предложения. Напишите его номер.

В7. Из последнего абзаца выпишите номер сложного предложения, одна из частей которого осложнена однородными подлежащими.

Часть С

С1. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

О чем рассказывает автор? О чем вас заставил задуматься текст? Согласны ли вы с тем, что в нем говорится? Обоснуйте свое мнение.

Наши рекомендации