Способы направления поддержки детской инициативы
Образовательная Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Года
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами;
обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
предоставлять детям самостоятельность во всём, что не представляет опасности
для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
не критиковать результаты деятельности ребёнка и его самого как личность;
формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные за-
нятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией прогулочных участков с целью повышения самостоятельности;
побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным ознакомление с их качествами и свойствами (вкладывание и вынимание, разбирание на
части, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);
поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные
режимные моменты;
устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, чётко исполнять их
и следить за их выполнением всеми детьми;
взрослым эмоционально положительно настраиваться на день работы; переживать его как дар; радоваться совместности проживания этого дня с детьми. Избегать ситуаций спешки, поторапливания детей;
для поддержки инициативы в продуктивной творческой деятельности по указанию
ребёнка создавать для него изображения или лепку, другие изделия;
содержать в открытом доступе изобразительные материалы;
поощрять занятия изобразительной деятельностью, выражать одобрение любому
результату труда ребёнка.
Года
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;
рассказывать детям об их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
помогать ребёнку найти способ реализации собственных поставленных целей;
способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относиться к затруднениям ребёнка, позволять ему действовать в своём темпе;
не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи (детей критикует игрушка, а не педагог);
учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
уважать и ценить каждого ребёнка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере
проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку, проявлять деликатность и тактичность;
всегда предоставлять детям возможности для реализации их замысла в творческой продуктивной деятельности
Лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относить-ся к таким попыткам внимательно, с уважением;
обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь и двигаться под музыку;
создавать условия, обеспечивающие детям возможность строить дом, укрытия для сюжетных игр;
при необходимости осуждать негативный поступок, действие ребёнка, но не допускать критики его личности, его качеств. Негативные оценки давать только поступкам ребёнка и только с глазу на глаз, а не перед всей группой;
не допускать диктата, навязывания в выборе детьми сюжета игры;
обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнёра, равноправного участника, но не руководителя игры;
привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения;
побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнения взрослых;
привлекать детей к планированию жизни группы на день;
читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.
Лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является внеситуативно-личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;
уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдалённую перспективу. Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т. п.;
создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.
Лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность.
Для поддержки детской инициативы необходимо:
вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т. п. Рассказывать детям о трудностях, которые педагоги испытывали при обучении новым видам деятельности;
создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
обращаться к детям с просьбой показать воспитателю те индивидуальные достижения, которые есть у каждого, и научить его добиваться таких же результатов;
поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; при необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры;
привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения; создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам;
устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ; организовывать концерты для выступления детей и взрослых.
Распорядок дня
Режимный момент | Направление развития (образовательная область) | Содержание деятельности |
Прием детей | Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие | Индивидуальные приветствия педагога и детей, общегрупповой ритуал «Приветствие» и коллективное планирование дня. Самостоятельная деятельность детей; свободная игра. Индивидуальная работа с детьми. Взаимодействие с родителями (индивидуальная работа). Утренняя гимнастика |
Завтрак | Физическое развитие (навыки здорового образа жизни). Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие | Культурно-гигиенические навыки: мытьё рук, полоскание рта после еды. Навыки самообслуживания: пользование столовыми приборами, культура поведения за столом. Помощь взрослым в подготовке к завтраку и уборке после него. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов |
Жизнедеятельность сообщества в группе | Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие | Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности. Совместная деятельность взрослых и детей. Физкультминутки. Уход за растениями, животными в уголке природы. Помощь взрослым в подготовке к совместной деятельности и уборке после неё |
Дневная прогулка | Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие | Пребывание на свежем воздухе в соответствии с региональными сезонными рекомендациями медиков. Самообслуживание: навыки одевания и раздевания. Труд в природе (по сезонам) и на участке. Освоение правил безопасного поведения в природе. Освоение правил безопасного поведения на улицах города. Освоение правил безопасного поведения на участке. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: наблюдения, экскурсии, элементарное экспериментирование. Ежедневная динамическая тренировка(ходьба, бег, занятия на мини-стадионе или детской спортивной площадке, элементы спортивных игр и сезонных видов спорта и др.). Подвижные игры. Самостоятельная сюжетная игра. Конструктивные игры с природным материалом в зависимости от времени года — песком, водой, снегом |
Обед | Физическое развитие (навыки здорового образа жизни). Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие | Культурно-гигиенические навыки: мытьё рук, полоскание рта после еды. Навыки самообслуживания: пользование столовыми приборами, культура поведения за столом. Помощь взрослым в подготовке к обеду и уборке посуды после еды. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов |
Дневной сон | Социально-коммуникативное развитие (навыки самообслуживания). Физическое развитие (навыки здорового образа жизни). Художественно-эстетическое развитие (музыка) | Раздевание и подготовка ко сну. Отдых организма. Использование колыбельных при засыпании |
Пробуждение и подъём, активизация | Физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие | Гимнастика в постели. Закаливающие процедуры. Навыки одевания, приведения внешнего вида в порядок. Самостоятельная сюжетная игра |
Полдник | Физическое развитие (навыки здорового образа жизни). Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие | Культурно-гигиенические навыки: мытьё рук, полоскание рта после еды. Навыки самообслуживания: пользование столовыми приборами, культура поведения за столом. Помощь взрослым в подготовке к полднику и уборке после него. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов |
Жизнедеятельность сообщества в группе | Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие | Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности. Свободная самостоятельная игра. Самостоятельная творческая и познавательная деятельность детей. Совместная деятельность взрослых и детей в режимных моментах. Настольно-печатные и дидактические игры с участием взрослого. Общегрупповой ритуал «Прощание», обмен впечатлениями дня и выражение педагогом радости от какого-то поступка каждого из детей. Приведение в порядок группы |
Вечерняя прогулка | Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие | Самостоятельная познавательная, творческая, двигательная, игровая деятельность детей в конце дня. Индивидуальная работа с детьми. Прощание с педагогом и детьми. Взаимодействие с родителями (индивидуальная работа) |