Изучение нового материала
1) Упр. 75. +вещь хороша, шепчет камыш, голубоватый луч, лесная глушь, красиваяброшь, возле дач, с высоких круч, печёшь пирог, небо без туч.
Чтение теоретического материала на с. 31
Упр. 76.
4) Замените данные слова существительными с основой на шипящий:доктор (врач), поддержка (помощь), неправда (ложь), родник (ключ), сила (мощь), друг (товарищ), безветрие (тишь)
4. Глаголы:
1)Упр. 77, 79. Коллективное обсуждение
5. Обобщение:упр. 78
ЗСП – 5
7. Д. з. упр. 80, 81.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Урок 21.
Тема:Разделительные Ъ и Ь знаки.
Цели урока: 1. Закрепить правило употребления Ъ и Ь. 2. Развить речевой слух учащихся.
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
1)Упр. 80.
2)Запись под диктовку: Облегчение знакомства, сверкать между туч, омоложение коллектива, знаменитая аллея, отдалённая территория.
2. Изучение нового материала:
1) Работа с рубрикой «Понаблюдайте!» на с. 32
2)Комментированное чтение основного теоретического материала на с. 32.
3)Упр. 82. Серьёзный, обезьяна
2. Разделительный Ъ, стр. 33 - чтение.
3. Запись под диктовку.Объясните, почему в словах с одинаковыми приставками в одних случаях пишется ъ, в другом – нет. Разлить – разъяснить, съехать – сузить, Сёмка – съёмка, предъюбилейный – предложить.
Упр. 83 (у и письменно)
Упр. 84, 85,
6. Итог.Упр. 86 (устно).
Д. з. 87
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Урок 22.
Тема:Разделительные Ъ и Ь знаки.
Цели урока: 1. Закрепить правило употребления Ъ и Ь. 2. Развить речевой слух учащихся. 3. Познакомить с написанием ъ и ь в словах иноязычного происхождения.
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
Упр. 88.
3. Ъ и ь знаки перед ов словах иноязычного происхождения. Упр. 89, 91.
Адъютант – офицер, состоящий при военном начальнике для выполнения служебных поручений или для выполнения штабной работы.
Объект –явление, предмет, на который направлена какая-н. деятел –ть.
Субъект –человек как носитель каких-н. свойств. Болезненный субъект. 2. Вообще о человеке – Подозрительный субъект.
Инъекция –впрыскивание.
Медальон –носимое на шее ювелирное в форме плоского овального или круглого футляра, в который вставляется какой-н. изображение или вкладывается что-н.
Компаньон –тот, кто вместе с кем-н. занимается чем-н. 2. Участник компании
Павильон –беседка или небольшая лёгкая постройка 2. Здание, помещение для экспонатов на выставке, для производства киносъёмок, для звукозаписи. Выставочный павильон.
4.Спишите, графически объясните написание разделительных ъ и ь.
Разъярённый зверь, съёжиться от холода, объяснить задачу, льётся дождь, разъединить провода, большой объём, разувериться во всём, сузить юбку, подъезд к дому, вьёт гнездо, сверкнуть в листьях деревьев, серьёзная опасность.
5. Запись слов, которые соответствуют данным схемам:
об + ъ + корень …; с + ъ + корень …; в + ъ +корен…ь;
от + ъ + корень …; над+ ъ + корень …;
6. Повторение изученных орфограмм. Упр. 90, 93, 93.
Дом. задание. Упр. 94, § 17
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Урок 23.
Тема:Не с глаголами.
Цели урока:1. Закрепить правило на писания не с глаголами. 2. Сформировать навык правописания слов с непроверяемыми орфограммами. 3. Отработать правописание слов-исключений.
Ход урока.
1.Сегодня на уроке мы проверим, как вы запомнили написаниеслов с непроверяемыми орфограммами,умеете ли вы соотноситьЗ(значение)С(структуру)и П(правописание) слов. Коллективный договор, отражать чувства, безмятежный человек, отражать чувства, территория заповедника, берёзовая аллея, облегчить участь, сверкать на солнце, отдалённый объект, сверхмощная артиллерия.
2. Изучение темына основе материала нас. 34 – 35.
1) Комментированное письмо на слух.Не беречь поросли – не видать деревьев. Ненавидеть врага. Чужим умом не построить дом. В решете воду не удержишь. Недолюбливать знакомого. Мне нездоровится. Написано пером – не вырубишь топором. Свято место пусто не бывает. Недоумевать в сложной ситуации. не имей сто рублей. А имей сто друзей.
2)Выполнениеупр. 95.
3)Выполнениеупр. 97
Проверочная работа.
Спишите с доски, раскрывая скобки.
Вариант 1
(Не) чувствовал усталости, (не) был в школе, ураган (не)истовствовал, мне (не)здоровится, (не)прикасался к проводам, (не) участвовал в разговоре, (не) будешь играть.
Вариант 2
Мастер (не) препятствовал, враг (не)годовал, (не) пренебрегал усилиями, (не)навидел лжецов, (не) взлюбил хозяина, мама (не) доумевала, (не) нуждается в помощи.
4. Итог урока.Игра «Кто больше назовёт слов, которые не употребляются без «не».
5. Д. з. § 18, упр. 96.
Урок 24.
Тема: Написание – тся, -ться в глаголах
Цели урока: 1. Научить способу определения написания – тся, -ться в конце глаголов (по вопросу), закрепить правило. 2. Сформировать умение правильно писать – тся, -ться в конце глаголов.
Ход урока
1. Организационный момент. Сформулируйте самостоятельно цель урока: что нужно повторить, закрепить, вспомнить?
Игровые задачи для повторения.
1)Мальчик играл с мамой в слова. Он загадал слово, начинающееся с а: окно. «Неправильно», - сказала мама и загадала слово, начинающееся с о орёл. «А где здесь о?» - удивился мальчик. Почему мама и мальчик не поняли друг друга?
2)В кабинете директора ТЮЗа раздался телефонный звонок. Он снял трубку.
– Вам зво́нит учительница.
- Не верю, - сказал директор и положил трубку.
Почему директор ТЮЗа не поверил звонившей?
Изучение новой темы.
1)Работа врубрике «Понаблюдайте!»на с.35.
2) Комментированное чтениеосновного теоретического материала на с. 36.
3) Опознавательным знакоморфограммы является сочетание[ца] на конце глаголов.
4) В глаголах никогдане пишется ца!
5) Таблицав шкафу (висящая)
Практическая работа.
1) Выписать глаголына - тся или – ться:
Однажды Малыш сидел в своей комнате и грустно думал о том, какой он одинокий. И вот в эту-то минуту Малыш и увидел Карлсона и растерялся. Всякий растеряется, если прямо в воздухе повиснет перед ним человек, который летает сам по себе. И вдобавок скажет: «Простите, можно здесь приземлиться?»
Но когда человек сказал, что его зовут Карлсон, который живёт на крыше, Малыш совсем перестал бояться и почувствовал, что они подружатся.
2) Объяснительный диктант.Как аукнется, так и откликнется. От работы руки не отнимутся. Мир освещается знанием. Друг за дружку держаться – ничего не бояться. На миру и работа спорится. (Пословицы.)
5. Д. з.§ 19, 99 (у), 98 (п.).
-------------------------------------------------------------------------------------------
Урок 25.
Тема: Повторение.
Цели урока: 1.Повторить и обобщить изученное по орфографии.
2. Подготовиться к контрольному диктанту.
Ход урока
1. Повторение всех орфограмм и пунктограмм,которые будут в диктанте. Игра «Ромашка». Погадаем на ромашке. Учащийся обрывает лепестки ромашки, на которых написаны вопросы, и отвечает, дети подсчитывают количество «знает» и «не знает». Вопросы к игре: 1) Чего боятся безударные гласные?
2) Какие роли играет мягкий знак?
3) Расскажите правило написания ъ и ь.
4) Как знание фонетики помогает правильно писать слова?
5) Какая орфограмма объединяет слова ключ, речь, луч?
6) Найдите «лишнее» слово: наездница, вестница, кудесница, лестница.
2. Словарный диктант с самопроверкой на основе упр.99. Цель: проверить умение учащихся соотносить значение, структуру и правописание слов и умение самостоятельно проверить написанное.
3. Словарный диктант(повторить все орфограммы, которые будут в диктанте). Любоваться окрестностями, заниматься рыбной ловлей, откос на набережной, купаются в реке, вдыхаешь аромат, прославлять красоту, полной грудью, низкий берег, пруд на лугу, кустарник на опушке леса, у молодого художника, удивительная картина, бьёт ключ, в вязких трясинах, зелёное болото, рождается сказка, в мягком воздухе.
4. Работа с сигнальными карточками Красный цвет – все слова с непроизносимыми согласными в корне, зелёный – без него.
1) Честный, известный, местный, счастливый, прелестный, устный – все слова с т в корне.
2) вкусный, чудесный, прекрасный, опасный - без т.
3) Всем известно:
Буква «Я»
В азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Неизвестно? – Неизвестно.
Интересно? – Интересно.
Ну, так слушайте рассказ. Б. Заходер.
4) Встретил Витю я, соседа…
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла! А Шибаев.
· Разделительные Ъ(красный)иЬ(зелёный):
Подъезд, съёмка, барьер, ружьё, воробьи, предъюбилейный, вьюга, объявление, семья.
· -Ться, – тся
На травинке солнце бьётся,
С ветерком на небо рвётся,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. В. Фетисов.
Теперь я ученица,
Чернилами пишу,
Боюсь пошевелиться,
Сижу и не дышу. А. Барто.
5. Пунктуационный диктант. Расставить знаки препинания и объяснить их: Наши художники и поэты прославляли красоту родной земли в песнях, картинах, стихах. Они пишут всё новые произведения, создают поэмы, рисуют полотна.
6. Д. з. Выписать из стихотворений учебника литературы слова с изученными орфограммами. Указать, какие это орфограммы.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Урок 26.
Тема:Контрольный диктант.
Цели урока: 1. Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся.
3.Отработать навыки самостоятельной работы над ошибками.
Диктант.
На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далёкий путь. Наши поэты и художники прославляли красоту родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.
Низкий берег покрыт кустарниками и зелёным ковром лугов. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов. Откос на набережной реки очень красив. Местные жители любят проводить тут выходные дни. Они любуются окрестностями, занимаются рыбной ловлей, купаются. Г. А. Богданова (82 слова)
Задания:
1.Озаглавить текст диктанта.
2.Выпишите 5 слов с разными орфограммами, обозначьте условия выбора орфограмм.
Урок 27.
Тема:Анализ контрольного диктанта.
Цели урока:Сделать работу над ошибками диктанта с грамматическими заданиями.
Ход урока.
1.
Строение слова
Урок 28.
Тема:Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова
Цели урока: 1. Сформировать представление о слове как системе разных языковых значений, передающихся с помощью морфем. 2. Дать представление о том, что любая морфема – это значимая часть слова.
3. Познакомить со словариком «Значение морфем» на с. 280.
Ход урока.