IV. Тренировочные упражнения

1)Прочитать предложения. Определить, в прямом или переносном значении употреблены выделенные слова (устно с классом).

Ветерок спросил, пролетая:

«Отчего ты, рожь, золотая?»

А в ответ колоски шелестят:

«Золотые нас руки растят».

(Е. Серова)

Не красна изба углами, а красна пирогами. Опять мечты, опять любовь в пустой груди бунтуют на просторе. (М. Лермонтов). Девушке подарили золотое кольцо.

Под Сталинградом было уничтожено ядро немецкой армии.

2)Указать, в каких сочетаниях прилагательные употреблены в прямом значении, а в каких – в переносном значении (самостоятельно).

Холодная красота, холодная душа, холодный душ, холодный ответ, холодный ветер, холодные краски, холодное отношение.

Высокое мнение, высокий порыв, высокое здание, высокая честь, высокий человек.

Свежая мысль, свежие овощи, свежие новости, свежий номер газеты.

Тонкая шутка, тонкая талия, тонкая тетрадь, тонкий намёк, тонкий слух, тонкое наблюдение.

Горячая беседа, горячий спор, горячий чай, горячая лошадь.

3)Упр. 255, 256, 257. Повторение грамматических основ предложения, пунктуации. Выделение корней слов.

4) Упр. 258. Метафоры, олицетворения, эпитеты.

5) Д. з. Упр. 259. Письменно 4 и 5 задания.

Урок 61

Тема: Когда слово употребляется в переносном значении. 2-й урок.

Цели урока:закрепить понятие о переносном значении слова; сформировать умение различать прямое и переносное значение слова.

Оборудование:Стандартные таблицы по лексике 5 и 6 классы.

Ход урока

1. Проверка дом упр. 258. Когда слово употребляется в переносном значении?

Повторение антонимов. Упр. 265.

3. Знакомство с фразеологизмами.Фразеологизмыустойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Например, как в воду глядеть – предвидеть, зуб на зуб не попадает – замёрз. Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Они часто встречаются в речи.

1) Определить значения фразеологических оборотов (устно с классом)

Корабль вошёл в линию, где стояли вдоль набережной бок о бок корабли всех стран света. (Л. Толстой) После отъезда Ивана Семёновича на строительстве пошло всё вверх дном. (С. Антонов) Спать было негде. Всю ночь мы просидели у камней и клевали носами до самого рассвета. (В. Арсеньев) Вчера она принесла тетрадь, от корки до корки исписанную стихами. (С. Антонов)

2) Выполнение упр-й 266 – 268.

3) Указать, с какими словами используются фразеологизмы (устно в классе). Как свои пять пальцев (знать); как рыба в воде (чувствовать); (свалиться) как снег на голову.

I. Итог урока. Упр. 270

II. Д. з.Упр. 269 (п.), 270 (устно).

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Урок 62 -63

Тема: Рр Описание картины К. Ф. Юона «Русская зима». 2 урока

Цели урока: закрепить умение учащихся писать сочинение-описание по картине; научить описывать зимний пейзаж; закрепление умения составлять план сочинения.

Оборудование:Репродукции картин К. Ф. Юона папка с картинами в шкафу «Март», «Мартовское солнце», «Конец зимы».

Ход урока

I. Слово учителя.Судьба всячески благоволила Константину Фёдоровичу Юону (1875 – 1958). Он прожил долгую жизнь. У него был счастливый брак. Окружающие любили его. Ему никогда не приходилось бороться с нуждой. Успех пришёл к нему очень рано и всегда ему сопутствовал. После революции почести, высокие награды, звания, руководящие должности как бы искали его сами.

Юон оставил много работ разного жанра. Он был живописцем, графиком и театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись.

Народный художник СССР (1950), действительный член Академии художеств СССР (1947), член Союза русских художников. Награжден Государственной премией СССР (1943)

Он любил радость и красоту в природе и жизни, охотнее всего изображал солнце, снег, яркие народные надежды, памятники древнерусской архитектуры. «Троицкая лавра зимой», «Весенний солнечный день», обе 1910; «Мартовское солнце», 1915. «Конец зимы. Полдень» (1929), «Русская зима» (1947).

Большой известностью пользуется картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры», 1921. Это панорамный пейзаж, написанный с колокольни собора ясным летним вечером, на закате. Под ласковым небом благоденствует земля, и на переднем плане сияют освещённые солнцем купола с золотыми узорчатыми крестами. Сам мотив не только очень красив, но и смел для эпохи беспощадной борьбы новой власти с церковью.

II.Работа над сочинением.

1) Чтение текста упр. 261.

2) Изучение картины

v К какому жанру относится картина?

v Рассматривание вместе с учителем картины,

v Её фрагментов.

v Какое впечатление произвела на вас картина?

v Какими средствами выразительности автор передал зимнюю зарисовку?

v Какое настроение у деревенских мальчишек, по-вашему, изображено на картине?

v определяют основную мысль.

v Обращают внимание на цветовую гамму картины.

v Что ещё вы бы хотели сказать об этом пейзаже?

III.Определение темы и идеи сочинения.

IV.Составление плана.

V.Создание черновика и его редактирование.

VI.Написание сочинения в тетради по развитию речи.

VII.Д. з.: дописать сочинение, упр. 260, 261.

-----------------------------------------------------------------------------------------

Урок 64

Тема:Как пополняется словарный состав русского языка. (1 час)

Цели урока: 1. Дать понятие о русском словообразовании и заимствовании.

2. Вспомнить основные периоды заимствования слов из разных языков.

3. Познакомить со старославянизмами.

Оборудование: Таблицы 5 и 6 классы.

Методическое обоснование: учащиеся в результате анализа лингвистических текстов на данных уроках устанавливают пути и способы пополнения словарного запаса русского языка.

Основное внимание на этих уроках уделяется словам, заимствованным в разные эпохи, и тем признакам, по которым можно отличать эти слова.

Материал уроков также знакомит учащихся со старославянизмами.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания269 упр. Учащиеся демонстрируют одноклассникам свои рисунки (по желанию), а они подбирают к ним фразеологизмы, оценивают.

II. Выполнение упр. ЗСП – 10 в парах с взаимопроверкой.

Наши рекомендации