ВОПРОС: При предупреждении – терпимо ли причащать прихожан, пришедших в день причастия к половине литургии (не быв совсем на всенощной), или их не следует допускать совсем?
ОТВЕТ: С таким легкомыслием приступающих к великому Таинству и Крови Господней надо бороться самыми решительными мерами. В последние годы, особенно после второй мiровой войны, сильно расшаталась церковная дисциплина, и многие привыкли слишком безстрашно приступать к причащению Св. Христовых Таин, без всякого или почти без всякого приготовления, приходя в церковь, когда литургия уже началась, и требуя, чтобы священник исповедывал их во время литургии. Это совершенно недопустимо. По церковным правилам, желающие причаститься Св. Христовых Таин должны в течение целой седмицы ежедневно посещать утреннее и вечернее Богослужение, соблюдая пост духовный и телесный, и с вечера, накануне дня причащения, исповедывать свои грехи перед духовником и получить в них разрешение.
Конечно, по нынешним условиям, выполнение этого мало кому представляется теперь возможным, но всё же духовник должен требовать хотя бы минимального срока посещения Богослужений и во всяком случае – присутствия в церкви за вечерним Богослужением накануне и исповеди с вечера. Только в самых уважительных случаях можно делать исключения. Исповедывать во время совершения Божественной литургии совершенно недопустимо, ибо Божественная литургия – общее дело, в котором все должны принимать участие «едиными усты и единым сердцем» и ничем не отвлекаться в сторону своим вниманием от этого важнейшего тайнодействия в нашей Церкви. В самых крайних случаях, по уважительным причинам, можно исповедывать разве только во время пения «причастного стиха».
ВОПРОС: Допускать ли к Св. Чаше не живущих в церковном браке? Я знаю, что обычно таковые не допускаются, но здесь такой случай, что муж совсем не желает церковного брака и противится ему; жена же наоборот – и себя и детей желает воспитывать по-христиански.
ОТВЕТ: Православные христиане, являющиеся православными от рождения, но упорно не желающие освятить своего плотского сожительства с лицами другого пола церковным таинством брака, не должны быть ни в коем случае допускаемы к причащению Св. Христовых Таин, чтобы не причаститься «себе в суд или во осуждение».
Для православных христиан законным является только брак, заключенный в церкви и освящённый церковным венчанием. Всякий другой вид плотского сожительства для православных христиан является не более, как греховным блудным сожитием, за которое они подлежать, по канонам, отлучению от причащения Св. Христовых Таин на разные сроки в зависимости от свойства и степени греха.
ВОПРОС: Что делать с людьми, которые причащаются в церкви нашей юрисдикции, а на остальные службы ходят в церковь американской юрисдикции?
ОТВЕТ: Надо их увещевать, разъяснив им непоследовательность их поведения.
ВОПРОС: Как быть, если попадаешь с крещенской водой для освящения комнат к православной хозяйке и, по её просьбе окропить другие комнаты, невольно попадаешь в комнаты нечестивцев, глумящихся над религией?
ОТВЕТ: Крещенской водой, как говорится об этом в примечании к чину освящения воды на Богоявление (см. январскую минею), можно кропить всё, даже «места скаредные» и «яже под ногами нашими суть». Если хозяйка просит окропить св. водой все комнаты её квартиры, то надо исполнить её просьбу, независимо от того, кто в этих комнатах живёт.
ВОПРОС: Какую пищу разрешено и какую пищу воспрещено вкушать во время Петрова, Успенского и Рождественского постов, а также и в другие постные дни?
ОТВЕТ: Во все посты и постные дни воспрещается вкушение так называемой «скоромной пищи», то-есть: мяса во всех его видах, молока, сыра и всех молочных продуктов и яиц. Разрешается вкушение только растительной пищи, как наименее разгорячающей кровь, и лишь в некоторые, определённые уставом дни, разрешается вкушение вина и елея (постного масла), а также рыбы. Распространенный ныне среди мiрян взгляд, будто рыбу можно всегда вкушать постом, неправилен, ибо противоречит нашему церковному уставу. Равным образом Св. Отцы строго обличали тех, которые употребляли в посты пищу, хотя, и постную, но изысканную и лакомую или предавались объедению. Истинный пост, по учению Церкви, состоит в подвиге всестороннего воздержания, а потому по-настоящему постится лишь тот, кто не только есть постную пищу, воздерживаясь от скоромной, но и ест мало.
Устав Петрова, или Апостольского поста следующий: еженедельно по понедельникам, средам и пятницам полагается воздерживаться от рыбы, вина и елея и «сухоясти» (то-есть без постного масла) в 9 час по вечерни (то-есть в 3 часа по полудни); по вторникам и четвергам разрешается вино и елей; по субботам же и воскресениям, а также в дни памяти великих святых или храмового праздника разрешается вкушение рыбы.
Сходен с этим и устав Рождественского поста. В понедельник, среду и пятницу Рождественского поста запрещаются уставом рыба, вино и елей и предписывается сухоястие после вечерни; в прочие дни запрещается лишь рыба. Но вкушение рыбы разрешается по субботам и воскресным дням, а также в праздник Входа во храм Пресвятыя Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, как напр., 16, 25, и 30 ноября, 4, 5, 6, 9,17, и 20 декабря, если сии числа случатся во вторник или четверг. А если придутся в понедельник, среду и пятницу, то разрешается только вино и елей. От 20 декабря до праздника Рождества Христова, «аще и суббота и неделя (воскресение) случится, не разрешаем рыбу». В последний день Рождественского поста, или так наз. «Сочельник» – 24 декабря не полагается ничего вкушать до окончания вечерни или Божественной литургии, которая в этот день часто соединяется, с вечерней и кончается по уставу поздно, уже к вечеру По благочестивому обычаю, в этот день ничего не едят «до звезды», а вечером вкушают «сочиво», или скудное кушанье. Буквально «сочиво» означает сушёное кушанье из сухих зёрен пшеницы, гороху, чечевицы, ячменя, что едят, размочив водою - или с мёдом или без всего. Это называется также «кутьёю». Но рыбы в этот день ни в коем случае есть не дозволено, как это практиковалось у нас кое-где, особенно в Юго-Западном крае, под влиянием католичества.
Успенский пост более строг, нежели Апостольский и Рождественский. В понедельник, среду и пятницу предписывается сухоястие, во вторник и четверг – варёная пища, но без елея, и только по субботам и воскресениям разрешается вино и елей. Лишь в праздник Преображения Господня дозволяется вкушение рыбы.