Но что делать, если современное человечество, по выражению о. Иоанна Кронштадтского, «спит греховным сном» и потому остаётся безчувственным и глухим ко всем этим призывам Церкви?

Ведь вследствие этого-то именно и постигло нашу Родину такое страшное несчастие, а мы очутились заграницей. И теперь, продолжая заграницей такой же образ жизни, утопая в удовольствиях, развлечениях и увеселениях, да ещё с разными лукавыми самооправданиями, в виде «благотворительных целей» и «расширения русской культуры», мы навлекаем на себя ещё большую, еще более страшнуюкару Божию, которая, конечно, неизбежно разразится над нашими головами, если мы во время не образумимся и не покаемся и не начнём вести образ жизни, приличествующей православным христианам. Вот как сильно говорит об этом, предостерегая нас, наш ведикий пастырь о. Иоанн Кронштадтский.

«МIР НАХОДИТСЯ В СОСТОЯННИИ ДРЕМОТЫ, ГРЕХОВНОГО СНА, СПИТ. БУДИТ ЕГО БОГ ВОЙНАМИ, МОРОВЫМИ ПОВЕТРИЯМИ, ПОЖАРАМИ, БУРЯМИ СОКРУШИТЕЛЬНЫМИ, ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯМИ, НАВОДНЕНИЯМИ, НЕУРОЖАЯМИ» (Моя Жизнь во Христе» т. I, стр. 227).

Ведь, кажется, каждому теперь ясно, что, в связи с угрожающей всему мiру коммунистической агрессией и в связи со страшными необыкновенной разрушительной силы изобретениями, весь мiр находится сейчас буквально на краю гибели и что только Один Господь и наша преданность нашей святой вере и Церкви может нас спасти. А наши русские люди, даже ещё считающие себя православными, обо всём этом забывают и постоянно предаются необузданному неумеренному веселию, даже в те дни и часы, когда это совершенно запрещается правилами нашей Св. Церкви.

Ну, разве это не в полном смысле слова, – «ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ»?

А нам, русским, находящимся в трауре по нашей несчастной Родине, распятой на кресте лютыми безбожниками и обливающейся слезами и кровью, всякое такое чрезмерное увлечение бурными и нескромными увеселениями и развлечениями вообще неуместно и просто не к лицу. КТО МОЖЕТ С ЛЁГКИМ СЕРДЦЕМ ВЕСЕЛИТЬСЯ В НАШИ ДНИ, ТОМУ СОВСЕМ НЕ ДОРОГА НАША РОДИНА-РОССИЯ: ТОТ ЖЕСТОК СЕРДЦЕМ И БЕЗЧУВСТВЕН К ЕЁ ТЯЖКИМ СОРОКАЛЕТНИМ СТРАДАНИЯМ.

ВОПРОС: Можно ли в храме с одним престолом совершать две литургии – одну на престоле, другую на столе, поставленном перед царскими вратами, но с другим, конечно, антиминсом?

ОТВЕТ: По церковным правилам, Божественная литургия вообще не должна совершаться нигде, кроме храма, надлежащим образом освящённого, и может совершаться только однажды в день, как ясно говорит об этом «Известие Учительное», помещаемое в конце нашего Служебника: «Священства же таинство и Евхаристия, сиесть приношение Безкровныя Жертвы Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа, кроме посвященного храма нигдеже творятся и не подобает под велиим грехом»; «К сему да весть (иерей) и сие, яко едину точию на день литургию, на единем престоле должен есть иерей совершити: сия бо единость святыя Жертвы знаменует едину смерть Христову, юже единою нас ради подъят, и едину страсть Его, юже единою о нас претерпе». 58-ое правило Поместного Лаодикйского Собора гласит: «НЕ ПОДОБАЕТ ЕПИСКОПАМ ИЛИ ПРЕСВИТЕРАМ СОВЕРШАТИ ПРИНОШЕНИЕ В ДОМАХ».

Но в случаях крайней нужды, как например, в наших условиях беженства, при отсутствии освящённого храма, разрешается совершать Божественную литургию везде, в благоприличном, конечно, месте, но при условии совершения её на антиминсе, правильно освящённом каноническим архиереем, который в таком случае заменяет собою освящённый престол (самое слово «антиминс» в переводе на русский язык и означает: «вместо-престолие»).

Совершать же вторую литургию в один и тот же день в одном и том же храме, при одном престоле, даже при употреблении второго антиминса, ставя столик перед царскими вратами или приставляя его к престолу, как ещё делают некоторые, хотя с чисто-формальной точки зрения как будто не противно церковным правилам, без самой крайней нужды, не должно быть допускаемо ,ибо всё же это неблагоприлично и унижает в какой-то мере величие и достоинство приносимой за литургией Святейшей Безкровной Жертвы.

ВОПРОС: Какой день называется «храмовым праздником»? – День закладки первого камня или день уже выстроенного и освящённого храма, или день иконы святого, которого имя он носит?

ОТВЕТ: «Храмовым праздником» называется праздник в честь Господа Иисуса Христа или в честь Пресвятой Богородицы или в честь какого-либо Святого или в честь какого-либо священного события, которому посвящён данный храм. Ни день закладки первого камня, ни день освящения тут не имеют значения, ибо и то и другое может совершаться в любой удобный для этого день, когда это позволяет Церковный Устав и местные условия жизни.

215. ВОПРОС: По учению Церкви самое высокое моление о живых или умерших – это поминовение на проскомидии. Как быть, в случае, если в день тезоименитства Императора или Епископа или какого-нибудь высокого должностного лица подаётся на проскомидии множество записок с указанием одного и того же лица. Нужно ли вынимать одну частицу на проскомидии или же столько, сколько подано записок? Само собой разумеется, что в день тезоименитства Царя или Епископа на молебне или на панихиде о них, хотя и подаётся множество записок с упоминанием одного и того же лица, это имя поминается от лица всех молящихся только один раз?!

ОТВЕТ: Вы сами ответили на поставленный Вами вопрос во второй его половине. Конечно, ДОСТАТОЧНО ВЫНУТЬ ТОЛЬКО ОДНУ ЧАСТИЦУ ЗА ОДНО и ТО ЖЕ ЛИЦО. Действенность поминовения на проскомидии не увеличится от того, что мы будем вынимать за одно и то же лицо много частиц по числу поданных записок.

ВОПРОС: Христианин, готовящийся к принятие Св. Таин Христовых должен, по установлению Церкви, держать строгий пост без елея в течение 3-5 дней. Но, если в обителях, по разрешению духовного отца, говеют каждую субботу и во все великие праздники, нужно ли соблюдать всякий раз такой строгий пост перед причащением 3 дня без елея, и если случаются в это время великие праздники или полиелейные дни, надо ли, ради Божественных Таин, нарушать правила Церкви о вкушении пищи в эти дни или без смущения есть с елеем? Ясно, что не в елее дело, а в достодолжной внутренней подготовке себя к принятию Божественных Таин Христовых. Но как быть? Как должен действовать священнослужитель, служащий каждый день литургию, или говеющий каждую субботу или воскресение мiрянин?

ОТВЕТ: И на этот вопрос Вы также уже ответили сами. Конечно, не в елее дело, а именно во внутренней сосредоточенной подготовке себя, молитвенно-покаянной настроенности, а пост, в смысле телесного воздержания, назначается только в помощь к этому. От священников, служащих каждый день литургию, вовсе не требуется правилами Церкви такого строгого поста, как равно и от мiрян, в те периоды года, когда поста нет, а когда, наоборот, разрешается вкушение скоромной пищи. Вообще назначение поста перед причащением Св. Христовых Таин и степень его строгости зависит всецело от духовника каждого данного лица, у которого и надо спрашивать об этом совета и благословения.

ВОПРОС: Некоторые прихожане нашего храма, за время совершения проскомидии подают свои поминовения или записки «о здравии» или «за упокой», но без просфоры поминальной. Согласно ли такое «приношение» с литургической практикой нашей Православной Церкви? И ещё: в молитве предложения священник молится «о принесших и ихже ради принесоша». Будут ли, в нашем примере, в числе «принесших» также подавшие на проскомидию свои поминания, но без просфоры?

ОТВЕТ: В разных поместных церквах, в нынешнее время, по данному вопросу существует далеко не одинаковая практика. Обычай подавать поминальные просфоры каждому в отдельности для поминовения своих родных и близких по приложенным к просфорам поминальным записочкам «о здравии» и «за упокой» это обычай, установившийся в нашей Русской Церкви. На Православном Востоке до сих пор сохранился отчасти несколько иной обычай древней Церкви: верующие приносили хлебы, приготовленные для совершения Евхаристии, и вино, причём предстоятель из всего принесенного избирал самое лучшее для потребностей Евхаристии, а всё остальное предназначалось на содержание клира и на устройство общих братских трапез, так наз. «вечерей любви». И теперь, например, в Греции и Болгарии, приносят особого типа большие просфоры не для личного только поминовения сродников и близких, но для совершения Божественной литургии, а также и вино. При этом, само собой разумеется, как и в древности, так и теперь на Православном Востоке, поминаются за литургией не только те лица, приношение коих использовано для совершения литургии, но и все остальные и все вообще те, которые просили их молитвенно помянуть за этой литургией. Обычай, установившийся в нашей Русской Церкви, вместе с просфорой подавать поминальные записочки для личного поминовения, надо, конечно, всячески поддерживать, как весьма добрый, но не следует отказывать в поминовении тем, которые почему-либо подают одни записочки без просфоры. И это тем более, что ведь иногда просфор в церкви может не хватить на всех желающих подать их. Нельзя же на этом основании лишать их поминовения, о котором они просят.

Наши рекомендации