Отчёт об исследовательской работе «Формирование образного мышления школьников 3 класса на уроках ИЗО»

Содержание

1.Общие сведения об образовательном учреждении.

2.Сведения о классе.

3.План воспитательной работы классного руководителя (на период практики).

4. Характеристика на ученика.

5. Характеристика класса

6.Индивидуальный план работы студента- практиканта.

8.Психолого-педагогический эксперимент

9. Приложения

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 27 города Тюмени

Практика пройдена в 3 Г классе.

Адрес школы: 625051, г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 39а

Телефон: +7 (3452) 33-17-39, 33-09-10

Администрация школы №27 города Тюмени:

Директор:
Феденко Оксана Борисовна

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
Блинова Наталья Ильинична

Заместитель директора по воспитательной работе:
Рекунова Людмила Юрьевна

Классный руководитель: Левченко Виктория Сергеевна, учитель начальных классов.

Учитель по специальности: Голимблевская Любовь Александровна, учитель изобразительного искусства.

СВЕДЕНИЯ О КЛАССЕ

Список учащихся 3 класса на 2015- 2016 учебный год

кл.руководитель – Левченко Виктория Сергеевна

№п Ф.И.О. учащихся Дата рождения Место жительства
1.      
2.      
3.      
4.      
5.      
6.      
7.      
8.      
9.      
     
     
12.      
13.      
14.      
15.      
16.      
17.      
18.      
19.      
20.      
21.      
22.      
23.      
  Всего
Девочки      
Мальчики      
Всего      

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА.

Коллектив существует третий год. В классе 4 новых ученика, нет переростков. По сравнению с первым классом – разительный контраст. Тогда это была совершенно неорганизованная группа недружных детей, которые без конца ссорились и конфликтовали. Сейчас это уже группа детей с положительным опытом коллективных взаимоотношений. Постепенно привыкают чувствовать себя единым коллективом с общими интересами. В основном преобладает в классе хорошее настроение, активное отношение к учёбе. С классным руководителем сложились доверительные дружеские отношения. В классе _____ мальчиков, _____ девочки-все дружно играют вместе. Успеваемость хорошая.

Что касается поведения, то можно сказать, что положительного в общении – доброжелательности, отзывчивости, чуткости – у них больше, чем агрессивности, эгоизма, грубости.

В классе лидер Васильев Станислав, но есть и другие сильные личности. И чувствуется, что идёт негласная борьба за лидерство .

Но всё же коллектив выглядит сплочённым, идёт процесс развития коллективистских устремлений, организованности, самостоятельности. В коллективе развивается не только критика, но и самокритика. Ценят в группах познавательную активность, дружелюбие.

Интересы в классе самые разнообразные. Среди них - интерес девочек к куклам, к нарядам. Мальчики интересуются компьютерными играм и техникой. Дети любят читать, все укладываются в норму по чтению. Большой интерес проявляют к спортивным занятиям.

Дети подвижные, на уроках активные, обладают высокой работоспособностью, сообразительностью.

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

(на период практики)

НОЯБРЬ

Направление Мероприятия  
Духовно -нравственное и патриотическое 1.Беседа "День толерантности" Кл. руководитель
2. Кл. час "Считаете ли вы себя культурным человеком ". Кл. руководитель
3.Беседа "Давайте, друзья, потолкуем о маме" Кл. руководитель
4.Классный час ко Дню народного единства Кл. руководитель
Художественно - эстетическое 1.Конкурс талантов "Осенний листопад" Зам. директора по ВР
2.Концерт посвященный Дню матери Зам. директора по ВР
Физкультурно -оздоровительное 1.Первенство по русским шашкам и шахматам Учитель физкультуры
2.Беседа "Как правильно одеваться осенью и зимой". Кл. руководитель
Экологическое и трудовое Уборка территории школы Учителя технологии и экологии. Кл. руководитель
Конкурс "Зеленый уголок" Зам. директора по ВР Кл. руководитель
ОБЖ Беседа - практикум "Причины возникновения пожаров". Кл. руководитель
Сообщение "Безопасные зоны эвакуации людей". Кл. руководитель

Классный руководитель Левченко Виктория Сергеевна

Характеристика

ученика3 Г класса МАОУ средняя

общеобразовательная школа №27 г. Тюмень

Алеев Тимофей Алмазович 2007года рождения.

Иванов Петр учится в школе №27 с первого класса. Зарекомендовал себя как старательный, дисциплинированный, трудолюбивый, внимательный ученик. Владеет учебным материалом на хорошем уровне. Учится в полную меру своих сил. Имеет произвольную смешанную память, быстро работает запоминает учебный материал. Обнаруживает логическое, образное, мышление. Имеет способности к изучению предметов по математике и окружающему миру. На уроках всегда активный, выполняет домашние задания. Имеет доброе общее развитие.

К выполнению общественных поручений относится добросовестно, бережно. Активно участвовал в общественной жизни класса, в культмассовых мероприятия. по характеру скромный, товарищеский, уравновешенный, достаточно самостоятельный. Правила поведения выполняет по требованию учителя. С преподавателями и учениками в хороших отношениях . Из благополучной семьи.

Родители уделяют надлежащее внимание воспитанию сына . В семье есть еще 2 ребенка.

Классный руководитель Левченко Виктория Сергеевна

5.Индивидуальный план работы студента-практиканта

№ п/п Учебно-методическая и внеклассная работа по предмету Сроки исполнения
1. Ознакомление с содержанием, системой работы и традициями по ИЗО в школе (беседы с учителем ИЗО)  
2. Ознакомление с учебной документацией по ИЗО в школе (с годовым и поурочным планом, планированием внеклассной работы)  
3. Участвовать в наблюдении уроков, проводимых учителем ИЗО  
4. Самостоятельное проведение уроков по предмету Изобразительное искусство(4 урока)  
5. Анализ и обсуждение проведенных уроков.  
6. Определить общую и моторную плотность урока и сделать анализ эффективности проведения урока.  
7. Изготовление наглядного материала по предмету на разные темы уроков.  
8. Составить планирующую документацию практики (индивидуальный план, расписание занятий)  
9. участие в заседании методического объединения учителей-предметников;  
10. подготовка и самостоятельное проведение внеклассных мероприятий по предмету(с указанием темы, места и даты проводимых мероприятий).  

Отчёт об исследовательской работе «Формирование образного мышления школьников 3 класса на уроках ИЗО»

Исследование основывается на изучении закономерностей и механизмов процесса целенаправленного и управляемого формирования у детей развитого воображения и образного мышления. Образное мышление выполняет специфические функции в разнообразных сферах человеческой деятельности: трудовой, художественной, конструкторской, научной и т.д. Способность мыслить в образах, оперировать образами так или иначе необходима каждому человеку для полноценного осуществления его жизнедеятельности, т.е. составляет условие успешного развития личности в целом. Высшие формы этой способности наиболее эффективно развивают занятия искусством

"Методика исследования образного мышления детей"

Для исследования важно было найти такую методику, которая позволяла бы по конечным результатам продуктивной творческой деятельности ребенка реконструировать те воображаемые действия, которые совершал испытуемый. Этому условию удовлетворяет методика "Симметричные фигуры" (Ю.А. Полуянов) направленная на выявление таких характеристик образного мышления видов структурирования, типов пространственных преобразований и типичных отношений построения образов, которые дети младшего школьного возраста способны проявить при творческом решении задач на создание и изображение симметричных фигур.

Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и с группой детей. Адаптационная часть эксперимента состоит в том, что дети выявляют различия между изображениями и предметами, одни из которых организованы соразмерно и гармонично, другие содержат нарушения в согласованности частей и элементов. В контрольной части эксперимента испытуемым предлагается придумать и изобразить не менее 4-х (стимулируется больше) красиво организованных фигур, которые не повторялись бы между собой и не были похожи на те, что дети видели раньше (на эксперименте, в школе, дома и т. д.). Оригинальные замыслы поощряются, повторения (прямое и по памяти) предлагается переделать.

Первичная обработка результатов эксперимента ограничивается анализом того, каким закономерностям симметрии отвечает изображенная испытуемым фигура. Поэтому показатели анализа изображения определяются здесь в дефинициях теории симметрии.

- Пространственные преобразования. Характеризуют способность испытуемого совершать при конструировании образа фигуры воображаемые действия: (P1 - зеркальная симметрия) поворот вокруг вертикали или горизонтали на 180°; (Р2 - симметрия вращения) вращения вокруг точки на фиксированный угол вращения; (Р3 - симметрия перемещения) ориентированное направленное передвижение (или параллельное) на фиксированный по величине шаг. Каждый из этих видов действий по пространственному преобразованию образа является общим для операций по решению широкого класса задач, адресованных пространственному мышлению человека, а в своей совокупности и разных комбинациях в них представлены все или почти все общие характеристики мысленных пространственных преобразований.

- Отношения эквивалентности. Характеризуют способность испытуемого устанавливать в воображаемой форме отношения между частями и элементами образа по чувственно воспринимаемым и семантическим признакам, а также мыслимым (невидимым) объективным и субъективным свойствам объектов, которые он создает или воспринимает. Методика позволяет выявлять характеристики четырех типов отношений: (a1- тождество) полного равенства по всем признакам; (а2 - подобия) подобного изменения одного или двух признаков (например, величина, форма...) при равенстве других; (а3 - контраст) противоположности одного признака (например, направленность или форма) при равенстве всех других; (а4 - вариации) модификации каких-то признаков при сохранении наиболее общего и главного признака. Каждый из этих типов отношений является общим для решения широкого класса познавательных задач, а между тождеством и контрастом располагаются едва ли не все мыслимые отношения.

- Структурирование образа. Характеризует способность испытуемого к воображаемому целостному конструированию объекта, используя при его построении больший или меньший набор определенных способов структурирования образа независимо от частей и элементов его составляющих. Способ структурирования образа - характеристика интегральная, т.е. указывает на способность испытуемого вносить тот или иной вид организации в создаваемый объект или воспринимаемые явления и изображения (рисунки, чертежи, схемы и т.д.). Структурирование включает в себя преобразования и отношения, но не является суммой этих действий, а выступает той исходной целостностью (замыслом), которая определяет выбор того или иного типа этих действий. В общем виде - это способность создавать или воспринимать в объекте видимую в действительности или воображении мыслимую структуру, являющуюся принципом (способом) образования этого объекта. .Методика позволяет выявлять 12 видов структурирования, которые мы обозначаем следующим образом: P1 а1; P1 a2; 1Р а3; Р1 а4; Р2 а1; Р2 а3; Р2 а4; Р3 а1; Р3 а2; Р3 а3; Р3 а4; Р2 а2.

Индивидуальная проверка методики выявила, что эти показатели отражают способность испытуемых к построению образа при решении задач на практическую (предметную) деятельность, на восприятие предметов, схем и изображений. Отработка методики на большой выборке испытуемых показала довольно устойчивые результаты и чувствительность к влиянию типа обучения на развитие образного мышления младших школьников.

Данные эксперимента показали, что уже в самом начале обучения подавляющее большинство детей владеют простой формой чувства симметрии.

Формирующий эксперимент имел целью путем специально разработанного содержания и методов обучения декоративно-прикладному искусству добиться существенных сдвигов в развитии у детей чувства симметрии.

Экспериментальное обучение включало 4 урока, где были поставлены задачи: формирование у детей чувства ритма, освоение действий, вводящих в общий способ образования симметрии, построение оппозиции отношений "контраст-аналогия", отношения "тождество- вариации" и "тождество-подобие.

Произведения декоративно-прикладного искусства наряду со схемами служили аналогом моделей для демонстрации общего принципа построения симметричной фигуры.

Результаты формирующего эксперимента по данным заключительного обследования учеников 3 класса "Г" показали, что по всем показателям произошли значительные изменения.

За время обучения воображаемым перемещением овладело 36% учеников преобразованием вращения – 41% учеников, которые до формирующего эксперимента свободно (без специального задания и помощи учителя) ими не пользовались. Показатели отношений подобия возросли у 60% детей, отношения вариаций - у 59%. Наименее результативным оказалось формирование у детей способности устанавливать при построении образа отношений "контраста".

Полученные данные по показателю "структурирование образа" позволяют сказать, что произошли значительные сдвиги в овладении способами структурирования образа.

Эти результаты формирующего эксперимента были соотнесены с данными наблюдений за действиями детей на уроках, а также с данными анализа продуктов детского изобразительного творчества, созданных на разных этапах экспериментального обучения, что позволило дополнить условия целенаправленного формирования образного мышления младших школьников. Было выявлено:

- что способность к пространственным преобразованиям формируется на основе практического действия ребенка, в котором моторные компоненты первоначально автономны от зрительного контроля;

- что способность строить отношения (в образной форме) различных видов (тождество, вариация, подобие, контраст) формируется на основе эмоционально-смысловых представлений детей о различии во взаимодействиях между людьми (равенство и равноправие; различие по сходным или одинаковым чертам; противоположность, столкновение и т.д.);

- что способность строить (и воспринимать) предметы как определенным образом структурированные, организованные формируется на основе произвольно поставленной задачи (или цели) своей деятельности, выражающейся первоначально в содержательной характеристике того, что ребенок стремится сделать (или увидеть).

Наши рекомендации