Глава 7. Формирование образного мышления и развитие эмоциональности

Для успешного приобщения ребенка к музыке необходимо формировать музыкально-образное мышление ребенка и развивать его эмоциональные качества. Иначе ему будет очень трудно воспринять новый для него мир музыки. Способность мыслить образами и эмоционально реагировать – это качества, являющиеся мостом для проникновения музыки во внутренний мир маленького человека.

Типичной ошибкой педагогов является попытка с первых же занятий ознакомить ребенка с нотной грамотой, музыкальными инструментами. Ребенку очень трудно воспринять новую знаковую систему, сложные абстрактные понятия и очень часто в этом случае, не сумев овладеть новыми знаниями, ребенок замыкается, начинает испытывать отвращение к музыке, которая ассоциируется у него с чем-то сложным и непонятным.

Избежать этого поможет подготовительный период, который должен включать в себя различные музыкальные игры, развивающие музыкально-образное мышление ребенка, его эмоциональность. Любой материал должен подаваться в игровой форме, это поможет ввести детей в мир музыки постепенно, не нарушая их привычного мировосприятия.

Развитию образного мышления способствуют всякого рода образные сравнения.

Обучая ребенка нотной грамоте, нужно всю информацию преподносить в игровой форме. Можно о расположении нот на нотоносце рассказать так: каждая нотка живет в домике на своем этаже. Нарисуйте красочный домик с пятью линейками («этажами») и на каждом этаже изобразите нотки. Таким образом, пробудив фантазию ребенка, вы преподнесете любой новый для него материал, который он легко усвоит.

«НОТКИ»

Для игры нужно вырезать из бумаги нотки и написать на каждой их «имена». Отдельно нарисуйте яркий и красочный нотоносец. Игра заключается в том, что ребенок должен «поселить» каждую нотку на свой «этаж» – место на нотоносце. Таким образом цель будет достигнута – ребенок легко запомнит, на какой линейке располагается каждая нотка.

Образные сравнения помогут вам ознакомить малыша не только с нотной грамотой, но и с различными музыкальными инструментами. Для этого можно привести сравнения в соответствии с характером звучания каждого инструмента. Фортепиано можно сравнить с оркестром, скрипку – с человеческим голосом. Осваивая регистры, можно рассказать ребенку, что в нижнем регистре живет медведь (звучание грубое, тяжелое), средний регистр соответствует человеческому голосу, а в верхнем регистре поют птички (звучание тонкое, звонкое).

После того как вы преподнесете ребенку все эти знания, необходимо закрепить их с помощью игры. Игра может включать в себя различные вопросы. Например: какой музыкальный инструмент включает в себя целый оркестр? В каком регистре «живет» мишка? Задайте и другие вопросы, отражающие пройденный материал.

Чтобы научить ребенка отличать одну пьесу от другой, реагировать на смену музыкальных настроений, также необходимо «пробудить» его образное мышление. В этом помогут ассоциации, которые должны возникать во время прослушивания музыки.

Для их пробуждения можно перед прослушиванием пьесы или во время ее звучания показывать картинку, соответствующую ее характеру и образу. Например, при прослушивании пьесы «Адажио» покажите осенний пейзаж, чтобы детям удалось почувствовать печальное, грустное настроение. Можно рассказать грустную историю. Иначе говоря, любая предложенная ребенку мелодия должна иллюстрироваться либо картинкой, либо рассказом, отражающими настроение и программу данного произведения.

Затем поиграйте в игру «Угадай мелодию», в которой предложите интересные пьесы, имеющие ярко выраженный характер или определенную программу.

«ПОДРАЖАНИЕ»

Эта игра хорошо развивает способность к перевоплощению. Ребенок должен под музыку изобразить различных животных. Но для этого сначала нужно обучить его различным подражательным движениям.

Образ медведя. Медведь ходит вперевалку, тяжело подтягивая ногу. Колени слегка согнуты, ступни ставит косолапо (носками внутрь). Корпус для сохранения равновесия несколько откинут назад, голова поднята. Передние лапы (руки) согнуты в локтях, слегка разведены в стороны, кисти свисают мягко, пассивно. При ходьбе медведь поворачивает голову, как бы принюхиваясь и прислушиваясь к окружающему.

Образ коня. Движение: галоп вперед или бег и шаг с высоким подниманием ноги и сгибанием колена. При этом движении нога немного выпрямляется в подъеме и ставится на пол с ударом носка. Колено поднимается вверх четким движением, как можно выше.

Образ птички. Полет птиц – легкий бег, руки – «крылья» раскрыты в стороны. Нужно обратить внимание детей на то, что крылья у птичек мягкие. Иначе дети резко выпрямляют локти и напрягают плечи, а это нарушает цельность образа, утяжеляет бег и мешает правильному дыханию.

Подражательные движения рекомендуется выполнять под музыку

– быструю или медленную, громкую или тихую либо под неожиданно сменяющие друг друга мелодии, требующие от игроков проявления мгновенной реакции и способности быстро подстраиваться.

Развитие эмоциональности

Под эмоциями понимают своеобразное выражение субъективного отношения человека к предметам и явлениям окружающей действительности. В эмоциональном плане дети отличаются возбудимостью, длительностью и устойчивостью возникших эмоциональных переживаний. Эмоциональность является врожденным качеством, но это качество поддается развитию. Условиями и предпосылками развития эмоциональности становятся в первую очередь обстоятельства жизни человека: событийность, насыщенность эмоциональными переживаниями. Развитие также происходит при включении в эмоциональную сферу новых объектов.

Для этого можно читать детям различные сказки, имеющие динамическое развитие сюжета. Можно поговорить с детьми о различных героях – добрых и злых. Дать каждому герою музыкальную характеристику, то есть иллюстрировать сказку различными мелодиями, соответствующими литературному образу. Это будет способствовать развитию эмоциональных реакций ребенка на музыку. Обогатить эмоциональный мир детей поможет предоставленная им возможность самим пофантазировать под данную мелодию. Эмоциональному развитию способствуют также и игры.

«КАЛЕЙДОСКОП НАСТРОЕНИЙ»

Сыграйте различные пьески, имеющие ярко выраженный характер, например веселую танцевальную польку, марш, лирическую задушевную мелодию, драматическую траурную пьесу. Затем предложите детям определить характер произведений. Сочинения должны быть несложными, имеющими ярко выраженный определенный характер, нежелательно использовать мелодии со сложным развитием и образным строем. Иначе говоря, произведение должно быть доступным для восприятия малышей.

Смысл игры состоит в том, чтобы дети угадали настроение пьесы и определили характер произведения. Если они затрудняются, можете помочь различного рода наводящими вопросами. Например, что хочется делать под эту музыку? Двигаться, танцевать или просто спокойно сидеть и слушать? Можно также сыграть два контрастных произведения: одно с ярко выраженным танцевальным характером, а другое – спокойного и мечтательного плана. При контрастном сопоставлении детям будет легче справиться с задачей.

Предложим вашему вниманию игры, которые будут способствовать развитию как эмоциональности, так и формированию образного мышления. Их нужно проводить с несколькими детьми: коллективные игры наиболее эффективны, они быстрее приблизят вас к поставленной цели.

«ЗАЙКИ ИДУТ В ГОСТИ»

Эта игра научит детей передавать в движениях содержание текста песни, изменять движения при смене одного музыкального настроения другим, разовьет быстроту реакций, а также активность детей и эмоциональные реакции.

В игре используется музыка А. Гедике «Колыбельная» (фрагмент), М. Красева «Серый зайка умывается», русская народная песня «Заинька». Автор Р. Френкель.

Дети, изображающие зайчиков, находятся в «домике», образованном из 6—7 стульев, поставленных кругом на некотором расстоянии друг от друга. Под «Колыбельную»

А. Гедике «зайки» спят. Во время вступления к песне «Серый зайка умывается» «зайки» просыпаются, встают. Под пение взрослого «зайки» выполняют движения в соответствии с текстом песни. При исполнении проигрыша песни «зайки» выглядывают из «домика» и смотрят, не идет ли «волк». Под музыку русской народной песни «зайки» выходят из «домика» и прыгают на двух ногах вокруг него. На последние два такта музыки появляется «волк» (кто-то из взрослых или ребенок, старший по возрасту). «Зайки» убегают в «домик».

«ЖМУРКИ»

В этой игре используется музыка Ф. Флотова из оперы «Марта». Авторы Р. и С. Авербух и С. Лебензон. Дети благодаря этой игре учатся различать изменения в характере музыки, вырабатывают эмоциональную отзывчивость.

Играет спокойная музыка. Дети сидят на стульях. Воспитатель, который играет роль «жмурки», с закрытыми глазами осторожно двигается по комнате, как бы ища детей. Затем звучит энергичная мелодия, дети встают со стульев и бегают вокруг «жмурки» в свободных направлениях. Воспитатель «прислушивается» к их шагам, «стараясь» определить, где дети. С окончанием музыки дети убегают к стульям, «жмурка» делает вид, что ловит их.

Воспитатель может завязать глаза какой-нибудь прозрачной материей или опустить веки, прикрыв глаза, чтобы дети думали, что он их не видит.

«МЕДВЕДЬ И ЗАЙЦЫ»

Музыка, под которую будут двигаться «зайцы», – любая полька или другая танцевальная мелодия. Можно использовать русскую народную песню «Заинька» в обработке Н. Римского-Корсакова. Движения медведей могут сопровождаться пьесой Е. Тиличеева «Медведь».

Эта игра прекрасно развивает как образное мышление ребенка, так и эмоциональность. Исполняя роли зверей, дети научатся согласовывать движения с музыкой. Эта игра развивает также выразительность движений.

Все дети – «зайки», один – «медведь». «Зайки» сидят на стульях (в норках) у стены, «медведь» помещается в одном из углов комнаты (в берлоге).

Под польку дети выпрыгивают из «норок» и двигаются по всей площадке, подражая разным движениям зайцев: бегают, прыгают на двух ногах. С началом пьесы «Медведь» из «берлоги» выходит «медведь» и ходит по площадке, тяжело переваливаясь. «Зайцы» при появлении «медведя» убегают в свои «норки».

В игре может быть и другое распределение детей: 5—6 «медведей», остальные «зайки», а можно разделить группу пополам – на «зайчиков» и «медведей». В последнем варианте выделите «мать-зайчиху» и «медведицу». «Зайцев» можно расположить в «норах» группами (по 3—4 человека) в разных местах комнаты. Иногда следует повторить музыку «зайцев» или «медведей» два раза подряд, чтобы дети внимательно прислушивались к началу мелодии.

Предварительно разучите с детьми движения «зайцев» и «медведей». При повторном проведении игры следите, чтобы роли у детей менялись.

«КОТ И МЫШИ»

Благодаря этой игре у детей обостряется эмоциональная реакция на внезапные динамические контрасты. Дети учатся передавать образы в характере движений. Передавая образ мышей, они учатся двигаться бесшумно, стремительно убегать. Правила игры – «не трогать кота и не убегать раньше времени» – требуют от детей проявления выдержки и контроля над своими эмоциями.

В качестве музыкального сопровождения можно использовать пьесу Т. Ломова «Кот и мыши». Автор Е. Дубянская.

Кто-то из детей играет роль кота. «Кот» сидит на корточках или свернувшись на стуле у одной из коротких стен комнаты. Глаза у «кота» закрыты. Остальные дети выступают в роли мышей, расположившихся у противоположной стены, в «норе» (за чертой, отграничивающей безопасную для «мышей» территорию).

Звучит музыка: такты с 1 по 12 исполняются тихо. «Мыши» тихонько выходят из «норы», бесшумно двигаются по комнате в разных направлениях («ищут пищу»). «Кот» делает вид, что спит. Трогать «кота» запрещается.

Звучат такты 13—16. «Кот» под громкую музыку открывает глаза, вскакивает и ловит «мышей», которые стремительно убегают обратно в свою «нору». Пойманные «мыши» садятся в стороне на стулья. Игра повторяется. По окончании игры непойманные «мыши» идут выручать пойманных.

Дети – «мыши» – могут ходить на носках или бегать, подражая беззвучному, суетливому движению мышей. Громкое звучание последних тактов передается стремительностью бега. При разучивании игры «кота» исполняет взрослый. Такты 1—8 можно иногда повторять, чтобы дети не привыкали к одинаковой продолжительности музыки.

«ПОЕЗДКА ЗА ГОРОД»

В этой игре раскрывается программа музыкального произведения. Играя, дети передают его содержание и образы в движении.

Первая часть игры – «идет поезд» (такты 1—44). До начала музыки дети строятся колонной по одному. Ребенок, стоящий впереди, – «паровоз». Музыка В. Герчика. «Поездка за город». Автор С. Руднева.

Такты 1—4. «Отправление поезда». «Гудок» – «машина» начинает «работать». На такты 1—2 дети стоят неподвижно, на следующие 2 такта делают медленный шаг на месте.

Такты 5—41. «Поезд» начинает идти вперед, очень медленно. Затем, в соответствии с указаниями в нотах, движение ускоряется, переходит на бег, снова замедляется и, наконец, останавливается. Руками дети делают круговые вращения, имитируя движения колес.

Такты 42—44. «Поезд» остановился, раздается «гудок паровоза».

Вторая часть игры – «Прогулка на полянке» (такты 45—64).

Такты 45—48. «Приехали на станцию, вышли из поезда, разбежались по полянке». Дети разбегаются по всей комнате.

Такты 49—56. «Дети гуляют по зеленой полянке, ищут в траве землянику»: дети ходят осторожными шагами, осматриваются по сторонам, «стараясь не раздавить спрятавшиеся в траве ягоды». На такте 56, «увидев кустик земляники», останавливаются и приседают около него или подбегают к нему.

Такты 57—64. «Собирают землянику», на «раз» каждого такта «срывают ягоду», на «два» – «кладут» в ладошку или в рот.

Такты 49—64 повторяются еще раз, с теми же движениями.

Затем снова повторяется музыка «поезда».

Такты 1—4. «Гудок паровоза». Дети, услыхав «гудок», бегут на то место комнаты, куда раньше «пришел поезд», и строятся за «паровозом», который встает теперь лицом в другую сторону (так, чтобы «поезд» пошел в обратном направлении).

На первом аккорде такта 2 руководитель выдерживает длительную фермату, давая детям возможность построиться в колонну.

Такты 5—41 повторяются без изменений – «поезд идет в обратном направлении, дети отправляются домой».

При разучивании игры «поезд» строится и идет только в одном направлении, в дальнейшем вносятся усложнения. Обе части игры можно разучивать по отдельности, как самостоятельные игровые упражнения. Взрослый должен следить за тем, чтобы дети все время ясно понимали содержание своих действий. Например, «срывая ягоду», дети должны представить себе кустик земляники и размер срываемой ягоды, чтобы движения их пальцев соответствовали содержанию образа. Именно это и будет способствовать развитию образного мышления. Взрослый должен напомнить детям, как растет земляника, какая она красная, сочная, как осторожно ее надо срывать, и таким образом постепенно направляет и «будит» память и воображение ребенка.

Не следует стремиться к единообразию движений детей во второй части игры, надо предоставить им возможность по-разному передавать содержание игры в соответствии с музыкой и помогать им в этом.

«ЛЕТЧИКИ, СЛЕДИТЕ ЗА ПОГОДОЙ»

Игра воспитывает у детей умение внимательно слушать музыку во время движения, быстро реагировать на изменение ее характера, ориентироваться в пространстве. Развивает образное мышление, учит эмоционально реагировать. Автор Е. Соковнина.

Дети находятся у своих стульев или у стен комнаты, изображая «самолеты на аэродромах».

Такты 1—8. Дети – «летчики» – бегают по всей комнате («летают на самолетах») в любом направлении. Такты 9—10. «Летчики» возвращаются на свои «аэродромы». Затем игра повторяется с другим окончанием. Такты 1—5. «Летчики» бегают («летают») в любом направлении.

Вместо 6—10 тактов играется второе окончание. Надвигается «буря» (такты 2-й вольты). «Летчики приземляются» на том месте, где их застала «буря» (такт 9) и «пережидают ее».

Первое и второе окончания музыки следует сменять произвольно. Руководитель привлекает внимание детей к различному характеру двух окончаний музыкального произведения, не приучая к постоянной их последовательности.

«ДУДА»

В игре используется музыка Ан. Александрова «Дуда». Авторы

Т. Бабаджанян, И. Плакида. Игра способствует формированию умения исполнять плясовые движения в соответствии с содержанием текста и характером мелодии. Реакция детей изменяется с изменением характера музыки.

Дети стоят свободной группой лицом к находящемуся перед ними взрослому. Ноги слегка расставлены. На слова: «Как без дудки, вот беда, ходят ноги не туда» – взрослый и дети слегка покачиваются с ноги на ногу (на каждую четверть).

На слова: «А как дудочку почуют – сами ноженьки танцуют» – дети, подбоченившись, пружинно полуприседают (два раза на такт).

На повторении этих слов они легко прыгают на двух ногах. На конец песни дети кружатся, подняв руки в стороны-вверх. С последним аккордом хлопают в ладоши или присаживаются на корточки.

«ДЕВОЧКА И КОТЯТА»

В игре используется музыка В. Герчика «Девочка и котята». Автор Е. Соковнина. Задания игры раскрывают детям программу музыкального произведения, учат эмоционально реагировать, пробуждают воображение.

Дети-«котята» сидят на ковре в середине комнаты (или на стульях). Девочка (желательно более старшего возраста) с лентой, на конце которой привязана бумажка, стоит перед ними на некотором расстоянии. Рука с лентой спрятана за спину.

Такты 1—4. Девочка медленно приближается к «котятам», плавно вынимая из-за спины и поднимая ленту. Такты 5—20. Девочка на «раз» каждого такта взмахивает лентой над головой то одного, то другого «котенка». Они делают движение рукой, как бы желая «схватить ленту лапкой». Такты 21—28. Девочка бежит по комнате с развевающейся лентой, «котята» за ней. На такте 28 девочка меняет направление движения.

На повторении тактов 21—28 девочка и «котята» бегут в другом направлении. С концом музыки девочка поворачивается к «котятам» лицом и прячет ленту за спиной. «Котята» присаживаются. Дальше игра повторяется сначала.

Наши рекомендации