Структура университета

Статус университетских корпораций основывался на независимости от местной светской власти, представителей короля и, главное, от местной духовной власти. Изначально обучение контролировал епископ, выдавая разрешение на преподавание (licentia docendi). После возникновения университета канцлер епископа продолжал с разрешения Папы Римского выдавать разрешения в новой форме – licentia ubique docendi, то есть право преподавать повсюду в христианском мире. Это право давалось лишь после экзамена, проводимого корпорацией равных между собой людей. Именно она и решала, достоин ли соискатель войти в корпорацию или не достоин, достоин ли он присвоения звания бакалавра, магистра, доктора или не достоин. А канцлер лишь соглашался с этим решением и выдавал разрешение.

После изучения латыни в начальной школе школяр (scolarius) в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет поступал в университет на подготовительный факультет. Здесь он изучал "семь свободных искусств"( septem artes liberales), состоявшие из двух циклов- "тривиум" ( trivium - "перекресток трех путей знаний": грамматика, риторика, диалектика) и "квадривиум" ( quadrivium - "перекресток четырех путей знания": музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Только после изучения "философии" предоставлялось право поступать на старшие факультеты: юридический, медицинский, теологический.

Академические степени:

• Бакалавр (Baccalaureus Artium) – выпускник тривиума.

• Лиценциат (licentiatus — допущенный, licentia doctorandi) – бакалавр с правом замещать должность преподавателя среднего учебного заведения.

• Магистр (Magister Artium) – выпускник квадривиума.

• Доктор (docere ‚обучать‘ или doctus ‚обученный‘)– выпускник трех высших факультетов с правом преподавания в университете.

Основными формами учебного процесса – лекции и диспуты.

• Лекционная система была вызвана нехваткой книг.

• Лекция – чтение и комментирование авторов, признававшихся авторитетами. Студент был обязан записывать комментарий преподавателя.

• Диспут должен был выявить знание предмета и логики. Перед диспутом преподаватель предлагал тезы (тезисы), которые затем обсуждались студентами.

Ректор не был полновластным руководителем школы, но делил власть с советом и должен был соблюдать все положения университетского устава. Студенты всегда могли воз-рожать против незаконных действий со стороны ректора

Вопрос об университетской форме одежды был очень важен. Были выработаны специальные правила, предписывающие ношение «приличествующей положению одежды». Весьма неодобрительно относились как к преподавателям, которые «считали возможным посещать учебное заведение в повседневных накидках, туниках без рукавов и военных плащах», так и к студентам, которые занимали свои места в аудитории не в мантиях с длинными рукавами. Поэтому было предписано «всем преподавателям приходить в университет в соответствующем одеянии, а именно - в мантии, короткой или длинной, отделанной мехом». Студенты должны были носить наглухо застегнутую тунику с длинными рукавами, а поверх нее - еще одну, уже без рукавов. В университете Парижа в XIV веке все четыре факультета - искусства, медицины, права и теологии - имели свои отличительные элементы одежды:

На заре существования университетов студенты не имели общежитий. Однако в XII веке стали создаваться приюты для бедных студентов. Самым первым из них был «Коллеж Восемнадцати», основанный в 1180 году в Париже неким англичанином. Студенты этого коллежа жили в богадельне Святой Марии для нищих и больных. Каждому предоставлялась постель и некоторая сумма денег на жизнь. За это студенты по очереди должны были носить крест и святую воду на похоронах умерших в заведении. Правила также гласили, что «каждую ночь они должны были читать семь покаянных псалмов с соответствующими положенными молитвами».

Когда новичок становился студентом университета, он должен был пройти через «обряд посвящения». Детали этого обряда варьировались в зависимости от места и времени, но он всегда включал в себя угощение за счет новичка и множество грубых шумных игр, часто выходящих за рамки приличий.

Насилие было неотъемлемой частью жизни в Средние века, в том числе и студентов университетов. Они не только дрались друг с другом, используя шпаги, плети и все, что попадалось под руку, но часто врывались и в чужие дома, нападали на горожан и оскорбляли женщин. Это вело к многочисленным конфликтам между городами и учебными заве-деяниями, в которых принимали участие и дворяне, и их слуги.

В студенческом братстве были свои «паршивые овцы» - так называемые странствующие студенты. Говорили, что они «перемещались от города к городу… в Париже стремились познакомиться со свободными искусствами, в Орлеане - с классическими науками, в Салерно - с медициной, в Толедо - с искусством магии, но нигде их не интересовали манеры и нравственность».

Главным местом их обитания была Северная Франция, центр Возрождения XII века. Поэзия странствующих студентов (ваганты) носила откровенно языческий характер и прославляла жизнь, любовь и красоту. Она является отражением более живой, энергичной и страстной стороны жизни, возможной для некоторой части церковников.

Билет.

Наши рекомендации