Сравнительный анализ деятельности студенческих самоуправлений Латвийского Университета и Государственного Университета Управления.

В данной части работы будет проведен анализ деятельности студенческих самоуправлений двух вузов: европейского Латвийского Университета и российского Государственного Университета Управления согласно основным показателям изложенных в пункте 1.3 данной работы и основным функциям возложенным на студенческие самоуправления Письмом Министра образования РФ от 02.10.2002 № 15-52-468/15-01-21:

· взаимодействие с органами студенческого самоуправления других учебных заведений региона;

· поиск и включение в общественную работу социально-активных студентов, стимулирование деятельности студенческих объединений;

· участие в организации и управлении учебно-воспитательным процессом в учебном заведении;

· представление интересов студентов на всех уровнях;

· разработка и реализация собственных социально-значимых программ и поддержка студенческих инициатив;

· создание единого информационного пространства для студентов и администраций вузов и ссузов;

· профилактика асоциальных проявлений в студенческой среде;

· трудоустройство (решение проблемы вторичной занятости студентов и поиска работы для выпускников, формирование трудовых студенческих отрядов);

· участие в процессе назначения стипендий и распределении мест в общежитиях;

· поддержка студенческих семей;

· поддержка малообеспеченных категорий студентов;

· организация досуга, отдыха и оздоровления студентов;

· анализ студенческих проблем, определение перспектив и путей их решения;

· выражение интересов студенческой молодежи в среде общественности, на вузовском (ссузовском) уровне; взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

Оценка каждого показателя будет производиться по пятибалльной шкале, (где 1 – это самый низкий был, а 5 – самый высокий).

  Латвийский Университет Государственный Университет Управления
1. Взаимодействие с органами студенческого самоуправления других учебных заведений региона
2. Поиск и включение в общественную работу социально-активных студентов, стимулирование деятельности студенческих объединений
3. Участие в организации и управлении учебно-воспитательным процессом в учебном заведении
4. Представление интересов студентов на всех уровнях
5. Разработка и реализация собственных социально-значимых программ и поддержка студенческих инициатив
6. Создание единого информационного пространства для студентов и администраций вузов и ссузов
7. Профилактика асоциальных проявлений в студенческой среде
8. Трудоустройство (решение проблемы вторичной занятости студентов и поиска работы для выпускников, формирование трудовых студенческих отрядов)
9. Участие в процессе назначения стипендий и распределении мест в общежитиях
10. Поддержка студенческих семей
11. Поддержка малообеспеченных категорий студентов
12. Организация досуга, отдыха и оздоровления студентов
13. Анализ студенческих проблем, определение перспектив и путей их решения
14. Выражение интересов студенческой молодежи в среде общественности, на вузовском (ссузовском) уровне взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований  
15. Наличие активных маркетинговых инструментов в Интернете

1. Взаимодействие с органами студенческого самоуправления других учебных заведений региона.

ЛУ: Взаимодействие среднее, т.к. в основном осуществляется через активистов организации «Нам по пути», созданную партией «Центр согласия», которые учатся в большинстве ВУЗов города Риги.

ГУУ: В данный момент взаимодействие студенческих советов ВУЗов Москвы крайне низкое. В ГУУ этому способствует лишь Межвузовский музыкальный фестиваль ВИНИЛ. Год от года проект развивается и набирает обороты. Так, в 2008 году ВИНИЛ был рассчитан только на аудиторию студентов ГУУ, а уже в следующем году вышел на межвузовскую арену: 2009 год – 9 вузов-участников, 2010 – 20, 2011 – более чем 40 вузов Москвы. За время существования фестиваля мы подружились с такими вузами, как МГУ им. Ломоносова, МосГУ, РЭА им. Плеханова, РГГУ, МВА им.Скрябина, ГУ ВШЭ, МИФИ, РГУНГ им. И.М. Губкина, РГГУ, МАДИ, ГИТР, МГМУ им. Сеченова и другими.

2. Поиск и включение в общественную работу социально-активных студентов, стимулирование деятельности студенческих объединений

ЛУ: На данный момент в СС ЛУ задействовано лишь 35 активистов. Они все вступают в СС по собственной инициативе.

ГУУ: В ГУУ этому уделяется огромное значение: от ежегодных красочных презентаций СС, до масштабнейшего проекта Курс Успешного Лидера. «Курс Успешного Лидера» – это бесплатный выездной тренинг, продолжительностью в 3 дня. Проводится Студенческим советом при поддержке Ректората ГУУ и Центра учебно-воспитательных программ ГУУ.

В мероприятии принимают участие более 100 студентов Государственного Университета Управления.

Участники могут поехать на «КУЛ» только один раз. Кроме того, ребята проходят отбор – наиболее опытные активисты проводят собеседования, по результатам которых оценивают потенциальных участников по таким критериям, как: личностные качества, активная гражданская позиция, опыт участия в подобных мероприятиях.

Далее ребят распределяют по командам. Команды формируется таким образом, что все участники оказываются незнакомы друг с другом.

«Курс успешного лидера» - это возможность для каждого студента профессионально вырасти и достичь новых высот в коммуникации с другими студентами в максимально короткие сроки.

3. Участие в организации и управлении учебно-воспитательным процессом в учебном заведении

ЛУ: Этому способствует лишь наличие комитета, но его деятельность удовлетворительна.

ГУУ: Данное направление у СС ГУУ к сожалению никак не развито.

4. Представление интересов студентов на всех уровнях.

ЛУ: Члены СС ЛУ активно представляют свои интересы на всех уровнях ВУЗа благодаря большому количеству комитетов.

ГУУ: Единственная возможность представить свои интересы – это редкие встречи с представителями ректората ГУУ.

5. Разработка и реализация собственных социально-значимых программ и поддержка студенческих инициатив.

ЛУ: Не смотря на то, что собственных программ у СС ЛУ немного, но зато процент их реализации крайне высок – более 90%.

ГУУ: Огромное количество инициатив, но им мешает 2 фактора: нехватка сил доведения до логического завершения, либо отсутствие заинтересованности со стороны руководства ВУЗа.

6. Создание единого информационного пространства для студентов и администраций вузов и ссузов.

ЛУ: Огромное интернет пространство, позволяющие легко и доступно узнать студенту о положении дел в университете: от расписания занятий, сессии до полного мониторинга своей успеваемости и событий в ВУЗе.

ГУУ: Наличие сайта, который функционирует крайне неэффективно (в большинстве случаев публикуется информация об уже произошедших мероприятиях), а так же неудобный интерфейс.

7. Профилактика асоциальных проявлений в студенческой среде.

Эта функция СС никак не функционирует в стенах обоих ВУЗов.

8. Трудоустройство (решение проблемы вторичной занятости студентов и поиска работы для выпускников, формирование трудовых студенческих отрядов)

ЛУ: Наличие редких Дней Карьеры ( исключение лишь факультет журналистики)

ГУУ: Наличие Клуба Выпускников, который так же устраивает редкие Дни Карьеры.

9. Участие в процессе назначения стипендий и распределении мест в общежитиях.

ЛУ: Наличие Стипендиального комитета.

ГУУ: За последний год ситуация значительно улучшилась, в связи с тем, что теперь СС ГУУ определяет места в общежитии и может ходатайствовать о повышенных и дополнительных университетских стипендиях. Но это лишь первый шаг на пути к прогрессу, так как на СС на институтах ГУУ не имеют таких полномочий, и Дирекции Институтов назначают доп. стипендии и материальную помощь основываясь на собственных выводах, что может негативно сказаться на студентах с активной жизненной позицией, т.к. их вклад может остаться неоценённым.

10. Поддержка студенческих семей

11. Поддержка малообеспеченных категорий студентов

Данные направления СС ВУЗов не входят в их перечень полномочий. Этим занимаются администрации ВУЗов.

12. Организация досуга, отдыха и оздоровления студентов.

ЛУ: Организация редких выездов на природу на уровне факультетов.

ГУУ: Организация большого спектра досуга для студентов:

· Просмотры кинофильмов, как на улице, так и в ГУУ

· Квесты

· КВН

· Футбольный союз ГУУ

· Хоккейная команда ГУУ

· Участие в Параде Московского Студенчества

· Посвящение в студенты

· Празднование ежегодных праздников: 9 мая, Новый год, День студента, 8 Марта и прочие

· Стартин

· Лучшая группа ГУУ

· Бери больше, кидай дальше

· Самый умный

· Лучший студент ГУУ

· И прочие

13. Анализ студенческих проблем, определение перспектив и путей их решения.

ЛУ: Ежемесячные собрания СС ЛУ, где принимают участие не только активисты, но и все неравнодушные студенты, желающие что-то поменять. Стоит отметить, что руководство практически всегда поддерживает студентов.

ГУУ: Редкие собрания активистов СС ГУУ, что привносит мало инновационных путей развития направлений СС ГУУ.

14. Выражение интересов студенческой молодежи в среде общественности, на вузовском (ссузовском) уровне взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

ЛУ: Активисты СС ЛУ активно выражают свои интересы и взаимодействуют с органами власти. В основном благодаря тому, что они состоят в организации «Нам по пути»

ГУУ: Активисты СС ГУУ имеют редкие возможности общения с Префектурой ЮВАО.

15. Наличие активных маркетинговых инструментов в Интернете

ЛУ: Наличие лишь официального сайта университета и сайта СС ЛУ.

ГУУ: В отличии от своих коллег из Латвии в распоряжении активистов СС и студентов ГУУ большое количество «пабликов» в социальных сетях.

«Паблик» - так называемое сообщество в социальной сети, где все ее члены обсуждают либо насущные вопросы, либо вопросы по тематике данного «паблика». Это отличный маркетинговый инструмент, потому что в данные сообщества вступают, как активисты, так и будущие абитуриенты ГУУ. Они узнают о ГУУ от первоисточников. Стоит отметить, что в эти сообщества так же заходят, как преподаватели ВУЗа, так и сотрудники администрации: основные «паблики» (количество участников от 1000 человек):

· ГУУ

· За наш ГУУ, за Альма-Матер

· Подслушано в ГУУ

· Признания ГУУ

· Студенческий совет ГУУ

· Абитуриенты ГУУ

· Так же сообщества институтов ГУУ

Сравнительный анализ показал, что больше половины функций студенческих самоуправлений не развиты в ВУЗах. Так же можно сделать вывод, что в Латвийском университете более развиты комитеты и более налажена работа и коммуникации с руководством ВУЗа. В свою очередь в Государственном университете управления развита деятельность по работе со студентами, с организацией их досуга, но коммуникации с руководством еще требуют доработки, т.к. без взаимодействия с руководством не возможно реализовать идеи и предложения студенчества.

В третьей главе будет представлен проект развития студенческого самоуправления как превентивной меры антикризисного управления в ГУУ.

Наши рекомендации