Итальянская живопись 18 в. (Джованни Баттиста Тьеполо, Антонио Каналетто, Франческо Гварди)
Преобладающий стиль – барок-ко, главные произведения – декоративные росписи, алтарные композиции и станковая живопись.
Живописцы эпохи: Джованни Баттиста Тьеполо – последний мастер барокко в Европе, Франческо Гварди – пейзажист, мастер колористики. Ведущая роль венецианской школы в итальянской живописи. Джованни Баттиста Тьеполо. Декоративность его монументальных работ, особенности композиции, пространственность, сценичность. Светскость и праздничность образов (росписи палаццо Лабиа и виллы Вальмарана). Венецианская ведута. Антонио Каналетто. Создание эмоционального, торжественного и поэтического образа Венеции («Отъезд дожа на обручение с Адриатическим морем»), Франческо Гварди. Соединение фантазии и реальности в его работах. Интерес к непарадной Венеции («Венецианский дворик», «Венецианская лагуна»)
Джова́нни Батти́ста Тье́поло (итал. Giovanni Battista Tiepolo, варианты написания имени: Gianbattista или Giambattista — Джанбаттиста или Джамбаттиста; 5 марта 1696, Венеция — 27 марта 1770, Мадрид) — крупнейший художник итальянского барокко, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы. Джанбаттиста Тьеполо родился 5 марта 1696 года в Венеции, в семье многодетного шкипера Доменико Тьеполо, человека простого происхождения. Вскоре отец умер, и мать, Орсетта, воспитывала шестерых детей в условиях бедности.
В юности Тьеполо учился живописи у венецианского художника Грегорио Ладзарини, но искусствоведы отмечают, что наиболее сильное влияние на него оказали Себастьяно Риччи,. В возрасте 19 лет Тьеполо выполнил свой первый живописный заказ — картину «Принесение Исаака в жертву».
В 1717 году молодой художник покинул мастерскую Ладзарини и вступил в гильдию живописцев Фралья. В 1719 году он женился на Марии Чечилии Гварди, сестре известных художников Гварди. От брака с Марией у Тьеполо родилось девять детей.
С 1726 года по 1728 год Тьеполо работал по заказу Дионисио Дельфино, аристократа из Удине, расписывая фресками капеллу и дворец. Это принесло ему известность и новые заказы — Тьеполо сделался модным живописцем. В последующие годы он много писал в Венеции, а также в Милане, Бергамо.
В 1740 Тьеполо получил заказ на роспись потолка на втором этаже Скуолы Кармини. Ещё более воздушными, невесомыми представляются его фрески на тему апофеоза семейства Пизани на вилле в Стра. По наблюдению Александра Бенуа,если разглядывать в бинокль гениальный плафон Тьеполо на вилле Гримани в Стра, то моментами иллюзорность доходит до чего-то жуткого. Просто не хочется верить, что эти улыбающиеся, весёлые, полные жизни существа, ныряющие и плавающие среди серых туч, и сами эти тучи были только живописью, пятнами красок по штукатурке.К 1750 году к венецианскому живописцу пришла общеевропейская известность, и с 1750 года по 1753 год он создал свою центральную работу — фресковое убранство Вюрцбургской резиденции. Возвратившись в Италию, Тьеполо был избран президентом Падуанской академии.В 1761 году испанский король Карл III пригласил Тьеполо в Мадрид, где художник оставался до конца своей жизни. Тьеполо скончался в испанской столице 27 марта 1770 года.
Антонио Каналетто:
Итальянский художник, глава венецианской школы ведутистов, мастер городских пейзажей в стиле академизма. Прозвище Каналетто, кроме Антонио Каналя, носил и его племянник, Бернардо Беллотто, также знаменитый пейзажист.
Каналетто Джованни Антонио (Canaletto Giovanni Antonio) (1697-1768). Итальянский живописец эпохи классицизма и офортист. Собственно, настоящая фамилия Каналь (Canal). Родился 28 октября 1697 года. Учился у своего отца, театрального художника Бернардо Каналя. Работал главным образом в Венеции, а также в Риме (1719-1720 и около 1740) и Лондоне (1745-1755). Мастер архитектурного пейзажа-ведуты, Каналетто писал панорамные виды Венеции и других городов, наполняя их красочными изображениями городской жизни. Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса. Но живописец Каналетто, в отличие от Карлевариса, волшебным образом наполнял свои работы пестрой живой жизнью и удивительным светом. Документальная точность рисунка и совершенство перспективного построения сочетаются в его произведениях с нарядностью и свежестью цветовой гаммы, световоздушными эффектами, нарядной зрелищностью композиционного решения (“Двор каменотеса”, около 1730, Национальная галерея, Лондон; “Отъезд венецианского дожа на обручение с Адриатическим морем”, 1740-е годы, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Портик дворца”, 1765, Галерея Академии, Венеция; “Старый Уолтонский мост”, 1754).
Полотна
«Каприччо с руинами», 1720-21, Фонд Дж. Чини, Венеция;
• «Приём французского посла в Венеции», 1724 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург;
• «Вид Лондона», 1746 г., частное собрание, Лондон;
• «Автопортрет», 1746 г., частное собрание, Англия;
• «Палаццо Гримани», 1756 г., Лондонская Национальная галерея;
• «Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем», около 1763-64, ГМИИ, Москва;
• «Вид на Кампо Санта Маргерита», 1697—1768 (72х98 холст-масло);
• «Вид Венеции». Национальный музей искусств Азербайджана;
• «Вид на Колизей и арку Константина», 1743 Виндзорский замок.
Гварди:
Итальянский художник, видный представитель венецианской школы ведутистов
Полотна:
Дворик
Каприччо
Галла-концерт
Аллегория надежды