Сопоставление качественного и количественного методов исследования

При работе специалисты в области межкультурной коммуникации при работе сталкиваются с рядом проблем, которые обусловлены культурными, лингвистическими различиями между индивидами, спецификой их опыта работы, особенностями коммуникативного стиля респондентов и интервьюеров. Одновременное использование качественного и количественного методов позволяет избежать подобных проблем. Ниже представлен анализ преимуществ и недостатков качественных и количественных методов в исследовании процесса межкультурной коммуникации.

Количественный метод

Функциональная или позитивистская парадигма, которая лежит в основе количественного метода, базируется на том, что окружающая нас реальность имеет объективную онтологическую структуру, и мы как индивиды, составляющие ее, реагируем определенным образом на эту реальность (Morgan & Smircich, 1980). Основу количественного исследования составляют подсчеты, замеры конкретных явлений, а также статистическая обработка полученных цифровых индексов. (Smith, 1988). Сторонники позитивизма утверждают, что существует объективная истина, которую можно замерить и научно обосновать. Кроме этого, количественные данные являются более точными, ценными, способствуют обобщению и установлению причинно-следственных связей между происходящими в объективной реальности явлениями. (Cassell & Symon, 1994).

Являясь дедуктивным и партикуляристичным, количественное исследование проводится по принципу формулирования научной гипотезы с последующей проверкой ее справедливости эмпирическим путем через получение цифровых данных. (Frankfort-Nachmias & Nachmias, 1992). При данном методе исследования вероятность смещения, обусловленная личностными особенностями исследователя или предлагаемой им интерпретацией, является низкой. У исследователя есть возможность рассматривать коммуникативный процесс как конкретное, осязаемое явление и анализировать эго со стороны, без непосредственного контакта с общающимися сторонами. (Ting-Toomey, 1984).

Преимущества количественного метода:



  • Точно и детальное формулирование научной проблемы (Frankfort-Nachmias & Nachmias, 1992);
  • Точное и четкое определение независимых и зависимых переменных в процессе исследования;
  • Четкое следование поставленной цели и задачам исследования, возможность получения более объективных результатов, проверка точности гипотезы, установление причинно-следственных связей;
  • Высокий уровень надежности и точности полученных данных в результате проведения социологических обследований, лабораторных экспериментов, структурированных интервью и др. (Balsley, 1970);
  • Устранение и минимизация субъективности выводов (Kealey & Protheroe, 1996);
  • Возможность проведения продолжительных, повторяющихся замеров.

Недостатки количественного метода:

  • отсутствие возможности получения информации о ситуативном контексте исследуемого явления;
  • невозможность контролировать все те обстоятельства и контекст, которые не влияют на качество ответов респондентов;
  • ограниченность выводов, которая обусловлена форматом исследования: четкость формулирования вопросов, строгое следование поставленным целям и задачам;
  • отсутствие возможности проводить исследование эволюционирующих процессов, явлений в динамике.

Качественный метод

В основе философии качественного исследования лежит идея о том, что наша действительность - это аккумулированный опыт людей, вовлеченных в процесс коммуникации (Morgan, 1980). Используя качественный метод, исследователи стремятся к точному описанию, правильной дешифровке и интерпретации явлений, происходящих в конкретном социальном контексте. (Fryer, 1991). Интерпретация - это основа качественного исследования, в ходе которого специалисты фокусируют свое внимание на изучении сложности, правильности гипотезы, на выявлении связи между контекстом исследователя и контекстом исследуемого явления, а также на минимизации неточности заключений. (Fryer, 1991).

В большинстве случаев качественное исследование протекает в "естественной среде" (Denzin, 1971; Lincoln & Guba, 1985; Marshall & Rossman, 1989). То есть темами для исследования становятся те проблемы, с которыми мы ежедневно сталкиваемся в нашей повседневной жизни (Van Maanen, 1983). Как правило, при качественных исследованиях процесс сбора и классификации данных более свободный, чем при количественных. И результаты исследования могут выходить за рамки выдвинутой гипотезы и формата, а также представлять собой описания идеографические или описание характерных тенденций. (Cassell & Symon, 1994).

Итак, в основе качественного исследования лежит интерпретация, которую можно охарактеризовать по трем признакам. Во-первых, качественное исследование - это изучение дискурса (текст и его реализация в беседе). Во-вторых, качественный метод способствует изучению интерпретативных принципов, которые используются людьми в процессе дешифровки информации. В- третьих, качественное исследование - это выявление контекстуально-образующих факторов, т. е. специфики распределения ролей коммуникантов, физического контекста ситуации общения, модификации ситуативных событий, которые влияют на итерпретацию дискурса. (Ting-Toomey, 1984).

Преимущества качественного метода:

  • Получение наиболее реалистичной картины явления, которая не может быть получена с помощью статистического анализа и цифровых индексов;
  • Гибкие способы сбора данных, их последующего анализа и интерпретации;
  • Использование целостного подхода к исследуемому явлению (Bogdan & Taylor, 1975; Patton, 1980);
  • Возможность взаимодействия с участниками исследования на их родном языке и в условиях их среды (Kirk & Miller, 1986);
  • Использование описаний, базирующихся на первичных и неструктурированных данных;

Недостатки качественных методов:

Наши рекомендации