Габариты на железнодорожном транспорте
Подвижной состав, в том числе и вагоны, строятся по определен- ному габариту. Соблюдение габаритов на железнодорожном транс- порте является одним из важнейших условий обеспечения безопасности движения поездов. Локомотивы и вагоны должны свободно проходить по железнодорожному пути мимо различного рода путевых сооружений, станционных платформ, зданий и других устройств, а также не задевать подвижной состав, расположенный на смежных путях, и различные искусственные сооружения. Это требование обеспечивается соблюдением установленных государственным стандартом габаритов приближения строений и подвижного состава. На железнодорожном транспорте введен ГОСТ 9238-83 на габариты приближения строений и подвижного состава для линий со скоростями движения не более 160 км/ч (для линий и участков со скоростями движения поездов свыше 160 км/ч габаритные нормы устанавливаются специальными указаниями МПС). Этот ГОСТ распространяется на железные дороги общей сети колеи 1520 мм (для новых линий) и ко- леи 1524 мм (для существующих линий впредь до перевода их на ко- лею 1520 мм), а также на подъездные пути железных дорог и промышленных предприятий.
Габаритом приближения строений (рис. 1.1) называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого помимо подвижного состава не должны заходить никакие части сооружений и устройств. Исключение составляют лишь те устройства, которые предназначены для непосредственного взаимодействия их с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления и др.).
Рис. 1.1. Габарит приближения строений С: УГР — уровень верха головки рельса; x — для сооружений и устройств на путях, где электрификация исключена
Установлен единый габарит приближения строений С, который учитывает использование электрической тяги, применение новых стрелочных переводов и вагонных замедлителей, механизацию путевых работ и др.
Для проверки соблюдения габаритов приближения строений применяется устанавливаемая на платформе специальная габаритная рама, представляющая собой деревянную конструкцию, внешний контур которой соответствует очертанию габарита С. Свободный проход рамы около сооружений и устройств свидетельствует о соблюдении габарита С. Габаритные расстояния по высоте принимаются от уровня верха головки рельса, горизонтальные расстояния — от оси пути. Очертание I—II—III установлено для перегонов, а также для путей на станциях (в пределах искусственных сооружений), на которых не предусматривается стоянка подвижного состава. Очертание Iа—IIа— IIIa—IVа предусмотрено для остальных путей станций. Высота габарита указана дробью: числитель — для контактной подвески с несущим тросом, знаменатель — для контактной подвески без несущего троса. Ширина габарита приближения строений С составляет 4900 мм. Размер 1100 мм означает расстояние от головки рельса до пола высокой пассажирской платформы, а размер 1920 мм — расстояние от оси пути до края платформы. Для низкой платформы эти размеры составляют соответственно 200 и 1745 мм. В габарите на перегонах на расстоянии от оси пути 1745 мм предусмотрен уступ высотой 1070 мм от головки рельса для перил на мостах, эстакадах и других искусственных сооружениях.
Расстояние от оси пути до линии приближения строений (вновь строящихся зданий, заборов, опор контактной сети и линий связи) установлено 3100 мм. Не допускается укладывать фундаменты, трубопроводы, кабели и другие, не относящиеся к пути, сооружения в пределах 1000 мм от уровня головки рельсов по вертикали и на протяженности 2900 мм от оси пути по горизонтали.
Государственным стандартом установлен также габарит Сп, отличающийся от габарита С отдельными размерами (например, по высоте, составляющей для габарита Сп 5500 мм). Требованиям этого габарита должны удовлетворять сооружения и устройства депо, мастерских, грузовых дворов, складов, портов, промышленных предприятий, а также между территориями этих предприятий, т.е. в местах, где скорости движения сравнительно невысоки.
Габаритом подвижного состава (рис. 1.2) железных дорог называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться груженый и порожний подвижной состав, установленный на прямом горизонтальном пути.
Габариты подвижного состава подразделяют на строительные и эксплуатационные.
Габарит, за который не должен выходить новый (вновь построенный) подвижной состав в проектном положении, расположенный на прямом горизонтальном пути, когда его продольная ось совпадает с осью пути, называют строительным габаритом подвижного состава.
Габарит, за который не должен выходить стоящий на прямом горизонтальном пути вагон в эксплуатации, т.е. вагон, уже имеющий допустимые износы и другие отклонения, называется эксплуатационным габаритом подвижного состава.
Габарит подвижного состава неразрывно связан с размерами колеи железных дорог: Рис. 1.2. Совмещенные габариты приближения строений и подвижного состава чем шире колея, тем шире и выше может быть подвижной состав, обращающийся по этой колее.
ГОСТ установлены габариты подвижного состава I-T и Т для железных дорог СНГ, Монголии и габариты I-BM, О-ВМ, 02-ВМ и ОЗ-ВМ — для подвижного состава, допускаемого к обращению как по железным дорогам СНГ колеи 1520 (1524) мм, так и по железным дорогам зарубежных стран колеи 1435 мм.
Подвижной состав габарита I-T допускается к обращению по всем путям общей сети железных дорог СНГ, подъездным путям и путям промышленных предприятий, а габарит Т — по путям общей сети железных дорог СНГ, подъездным путям и путям промышленных предприятий, сооружения и устройства на которых отвечают требованиям габаритов С и Сп. Основные данные о габаритах подвижного состава приведены в таблице.
Основным габаритом подвижного состава является габарит Т. Между габаритами подвижного состава Т и приближения строений С (см. рис. 1.2), а также между габаритами смежных подвижных составов оставляется некоторое пространство, предназначенное для смещений подвижного состава, которые вызываются допускаемыми отклонениями в состоянии отдельных элементов пути, а также боковыми колебаниями и наклонами подвижного состава на рессорах (подвижной состав при поперечном смещении или наклоне не должен задевать за какие-либо части сооружений и устройств).
Расстояния между осями смежных путей определяются условия- ми обеспечения безопасности движения поездов, личной безопасности людей, находящихся на междупутьях (рис. 1.3). При этом учитываются соответствующие размеры габаритов подвижного со- става и приближения строений. Согласно ПТЭ (глава 2) расстояния между осями путей (междупутья) на прямых участках должны быть не менее указанных ниже, мм:
на перегонах двухпутных линий .................................... 4100
на трехпутных и четырехпутных линиях между
осями второго и третьего путей ..................................... 5000
на станциях между осями смежных путей ..................... 4800
на путях второстепенных и грузовых дворов ............... 4500
Расстояние между осями второго и третьего путей 5000 мм позволяет оставить на междупутье инвентарь и инструмент для ремонта пути при следовании поездов по второму и третьему путям. Расстояние между осями путей, предназначенных для непосредственной перегрузки грузов из вагонов в вагон, может быть допущено 3600 мм. В кривых участках размеры междупутья, а также расстояния между осями пути и габаритом приближения строений зависят от радиуса кривой, скорости движения, месторасположения кривой (перегон или станция) и других факторов и устанавливаются по нормам, приведенным в указаниях МПС России по применению габаритов приближения строений