Учебный натюрморт. Этапы работы
Работая над натюрмортом, надо научиться улавливать соподчиненность всех предметов и всех цветов общей картины, что приведет к цельности живописного решения. Работая, нельзя подбирать цвет, глядя только в одно место предмета, не сравнивая это место с окружающими по форме и цвету. Ни один цвет нельзя рассматривать отдельно, вне связи с окружающим. Поиски цвета в живописи – очень увлекательная, но трудная задача. Чем больше мы вглядываемся в натуру, тем больше видим в ней различных оттенков и тональных переходов. Здесь возникает опасность потеряться в разнообразии цвета и так запестрить этюд красками, что изображаемые предметы утратят свой локальный цвет и форму. Поэтому в первых работах важно передавать обобщенный цвет натуры.
Необходимо помнить о законах воздушной перспективы: чем дальше от нас находится предмет, тем в большей степени от теряет силу и контрастность цвета. Надо сравнивать между собой цветовую силу предметов заднего и переднего планов. Если в процессе работы предметы заднего плана выступают на первый план, нужно взять чистую кисть и размыть водой цвет и контуры выступающих предметов или усилить передний план.
Урок № 18. Композиция
Цели и задачи: Понятие «композиция» как составление или сочинение картины. Композиционный центр – замысел картины. Группировка предметов в картине. Анализ художественных произведений. Домашняя работа: выполнение несложной композиции с выделением композиционного центра.
Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция - это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением
Композиционные приемы:
· Центр (смысловой, композиционный);
· применение золотого сечения;
· ритм;
· статика и динамика;
· симметрия и асимметрия.
Законы композиции:
· Закон целостности;
· закон жизненности;
· закон контрастов;
· закон подчинённости;
· закон воздействия;
· закон новизны.
Основные принципы композиции (способы достижения цели): целостность, соподчинение, соразмерность, равновесие, единство. Именно эти принципы отражаются в следующем определении композиции: построение такого произведения, когда составляющие его части взаимно увязаны друг с другом, а каждая часть подчинена целому, так же как и все целое связано с каждой из его частей.
- Целостность— это в первую очередь вопрос необходимости и достаточности художественных средств и художественного выражения для раскрытия темы: лаконичными, простыми приемами, понятными зрителю, когда в картине нет ничего лишнего и не возникает желание что-либо добавить или убрать. К лаконичности изобразительных средств примыкает и прием «недосказанности», позволяющий зрителю включиться в анализ темы картины и представить своим воображением (а оно будет более образным) событие до и после изображенного момента. Этим затрагивается еще одна сторона композиционного приема — протяженность во времени.
- Соподчинение. Любая картина должна иметь свой композиционный центр, совпадающий со смысловым центром (идеей, темой). Все остальное построение картины и в плоскости и в глубину (планы) подчинено композиционному центру, помогает раскрытию темы.
- Соразмерность. Это вопрос пропорций, размеров, масштабности как главных фигур, так и второстепенных. Начинается он с определения размеров, формата картины и кончается всем плоскостным и глубинным построением, имея в виду выделение главного. При этом используются приемы перспективы, изоляции, цезуры (цезура — это пропуск, интервал, пустота), ритмики, линейной композиции. Все это согласуется со всеми остальными принципами композиции.
- Равновесие. Включает в себя зрительное равновесие в кадре картины размещенных фигур, цветовых или контрастных пятен и т. д. Оно достигается приемами симметрии, золотого сечения, отношения по принципу музыкальных чисел, ритмики, образной геометрии и др.
- Единство — это синтезирующий принцип, связывающий все остальные принципы композиции, включающий понятие единства и противоположности во взаимосвязи ее отдельных частей (см. первое определение композиции).
Расшифруем отдельные, использованные выше понятия, а также познакомимся с некоторыми другими формами художественного выражения в композиции:
Недосказанность — это один из величайших и действенных факторов в искусстве. Часто художник изображает в картине не кульминационный момент события, а предшествовавший ему или последующий. Пример этого мы видим в картине И. Репина «Иван Грозный и его сын Иван», или Н. Ге «Выход Христа после тайной вечери», или В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» и др.
Контрастность присуща любому произведению пластического искусства. Под контрастностью понимаются: сопоставление хроматических (цветовых) площадей картины по принципу дополнительных цветов или противопоставление светлых площадей темным (очень часто в отношении 1:2), холодных тонов — теплым; противопоставление мест, насыщенных деталями или фигурами,— свободному пространству (непрерывность и разрыв); крупнорельефных форм — мелкорельефным (в скульптуре, резьбе) или резной поверхности — гладкой; крупных фигур — мелким; фигуры — фону, статики людей — их динамике и т. д.
Аналогия — это другая форма взаимосвязи элементов композиции, выражающаяся в их повторении, чередовании величин, акцентов. Если в строгих орнаментах такое чередование бывает выражено в точном повторении элементов или мотивов изображения по законам симметрии, то в станковой живописи, иногда и в резном орнаменте, эта строгость не соблюдается. Повторяемость выражается в аналогии, схожести, что получило в последнее время название ритмики. Такую повторяемость мы встречаем и в контурах силуэтов фигур или голов фигур, в складках одежды, в чередующихся близких по тону цветовых пятнах или акцентах освещения, в динамичном ритме цезур и т. п.
Виды композиции:
· Фронтальная - плоскостная композиция, применяемая в декоративно-прикладном искусстве, в том числе в маркетри.
· Глубинно-пространственная — это композиция картины станковой живописи
· Объемно-пространственная — композиция в скульптуре, имеющая трехмерность.
А. РУБЛЕВ. Троица Ветхозаветная. | Замкнутая композиция Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение. | Замкнутая композиция. Схема |
И. ШИШКИН. Рожь. | Открытая композиция. Если необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления линий из центра. Догадки расширяют фантазию зрителя. Если далекий горизонт частично загородить деревьями или другими предметами первого плана, то можно достигнуть большой образной выразительности композиции. | |
Передача ритма, движения и покоя |
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм всегда подразумевает движение. Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов.
Ритм является одной из «волшебных палочек», с помощью которых можно передать движение на плоскости. Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения.
А. РЫЛОВ. В голубом просторе
Правила передачи движения:
· – если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным ;
· – эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом ;
· – для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.
В. СЕРОВ. Похищение Европы. Н. РЕРИХ. Заморские гости. А. БЕНУА. Иллюстрация «Медный всадник»
Правила передачи покоя:
· – если на картине отсутствуют диагональные направления;
· – если перед движущимся объектом нет свободного пространства ;
· – если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия ;
· – если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной.
К. МАЛЕВИЧ. На сенокосе К. КОРОВИН. Зимой Ф.ХОДЛЕР. Озеро Тан