Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и
различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Урок 18.Что роднит музыку с изобразительным искусством.(1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).
Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи
Урок 19.Небесное и земное в звуках и красках.(1ч)
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.
Урок 20-21.Звать через прошлое к настоящему.(2ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические) и особенности их драматургического развития (контраст).
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.
Урок 22-23.Музыкальная живопись и живописная музыка(2ч)
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.
Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души
человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.
Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.
Урок 24.Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)
Народные истоки русской профессиональной музыки.
Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.
Урок 25.Портрет в музыке и изобразительном искусстве.(1ч)
Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.
Урок 26.Волшебная палочка дирижера.(1ч)
Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.
Урок 27.Образы борьбы и победы в искусстве.(1ч)
Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.
Урок 28.Застывшая музыка.(1ч)
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.
Урок 29.Полифония в музыке и живописи.(1ч)
Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.
Урок 30.Импрессионизм в музыке и живописи(1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси. Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.
Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.
Урок 31.О подвигах,о доблести и славе...(1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов – драматические, героические. Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр – Реквием.
Урок 32.В каждой мимолетности вижу я миры…(1ч)
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке. Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия
Урок 33.Музыкальная живопись Мусоргского(1ч)
Урок 34.Мир композитора.С веком наравне.(1ч)
Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.
Урок 35.Заключительный урок–обобщение.(1ч)
Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» основными формами организации учебных занятий являются индивидуальные,
групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные, а также следующие виды организации учебной деятельности:
экскурсия, конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа, путешествие, исследовательский проект, работа по карточкам, самопроверка, взаимопроверка.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ урока | Разделы и темы | Кол- |
во | ||
часов | ||
Раздел I. Музыка и литература | ||
Характеристика | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки | |
основных видов | и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, | |
деятельности | личностное отношение к музыкальным произведениям. | |
ученика | Исполнять народные песни,песни современных композиторов, | |
(на уровне учебных | понимать особенности музыкального воплощения | |
действий) | стихотворных текстов. Находить ассоциативные связи между | |
художественными образами музыки и других видов искусства. | ||
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах | ||
изучаемой темы. Размышлять о знакомом музыкальном | ||
произведении, высказывать суждение об основной идее. | ||
Находить жанровые параллели между музыкой и другими | ||
видами искусства. Рассуждать об общности и различии | ||
выразительных средств музыки и литературы. Определять | ||
характерные признаки музыки и литературы. Самостоятельно | ||
подбирать сходные и(или)контрастные литературные | ||
произведения к изучаемой музыке. Определять характерные | ||
черты музыкального творчества народов России и других | ||
стран. Участвовать в коллективной исполнительской | ||
деятельности. Передавать свои музыкальные впечатления в | ||
устной и письменной форме. Использовать образовательные | ||
ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и | ||
литературы. | ||
Что роднит музыку с литературой | ||
Вокальная музыка | ||
Фольклор в музыке русских композиторов | ||
Жанры инструментальной и вокальной музыки | ||
Вторая жизнь песни | ||
Всю жизнь мою несу родину в душе… | ||
7-8 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах | |
9-10 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | |
11-12 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | |
Музыка в театре, кино, на телевидении | ||
14-15 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл | |
16-17 | Мир композитора | |
Раздел II. Музыка и изобразительное искусство | ||
Характеристика | Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки | |
основных видов | с литературой и изобразительным искусством. Находить | |
деятельности | ассоциативные связи между художественными образами | |
ученика | музыки и изобразительного искусства. Наблюдать за | |
(на уровне учебных | процессом и результатом музыкального развития, выявляя | |
действий) | сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях. | |
Участвовать в совместной деятельности при воплощении | ||
различных музыкальных образов. Самостоятельно подбирать | ||
сходные и (или) контрастные произведения изобразительного | ||
искусства к изучаемой музыке. Владеть музыкальными | ||
терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. | ||
Проявлять эмоциональную отзывчивость,личностное | ||
отношение к музыкальным произведениям при их восприятии | ||
и исполнении. Использовать различные формы творческих | ||
заданий в освоении содержания музыкальных произведений. | ||
Исполнять песни отечественных композиторов. Различать | ||
виды оркестра и группы музыкальных инструментов. | ||
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, | ||
литературы и изо искусства. Импровизировать в пении, игре, | ||
пластике. Формировать личную фонотеку, библиотеку, | ||
видеотеку, коллекцию произведений изобразительного | ||
искусства. Осуществлять поиск музыкально-образовательной | ||
информации в сети Интернет. Оценивать собственную | ||
музыкально-творческую деятельность и деятельность своих | ||
сверстников. Защищать творческие исследовательские | ||
проекты. | ||
Что роднит музыку с изобразительным искусством | ||
Небесное и земное в звуках и красках | ||
20-21 | Звать через прошлое к настоящему | |
22-23 | Музыкальная живопись и живописная музыка | |
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве | ||
Портрет в музыке и изобразительном искусстве | ||
Волшебная палочка дирижёра | ||
Образы борьбы и победы в искусстве | ||
Застывшая музыка | ||
Полифония в музыке и живописи | ||
Импрессионизм в музыке и живописи | ||
О подвигах, о доблести, о славе… | ||
В каждой мимолётности вижу я миры… | ||
Музыкальная живопись Мусоргского | ||
Мир композитора. С веком наравне | ||
Заключительный урок-обобщение | ||
Итого | ||
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
• специфику музыки как вида искусства;
• значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
• основные жанры народной и профессиональной музыки;
• основные формы музыки;
• характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
• виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
• имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
• эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
• выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
• распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
• различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
• размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
• музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.