Профессиональные компетенции учителя начальных классов в области музыкального воспитания младших школьников
«Что ты делаешь?» — с таким вопросом в одной известной притче обратился к строителям, работающим на стройке, странствующий философ. В ответ он услышал совершенно разные пояснения к одному и тому же виду деятельности: «Везу тачку», «Зарабатываю на хлеб», «Строю храм». В области музыкального воспитания учитель начальных классов, действительно, «строит храм», формируя мироощущение и мирочувствование воспитанников средствами музыкального искусства. Если мы обратимся к истории, то увидим, что во все времена целью школы было утверждение человека в человеке. Вспомните, в Древней Греции — это воспитание добродетелей, в эпоху Возрождения — воспитание сердец для гуманности, а ума для истины, во времена Просвещения — формирование общечеловеческих ценностей. И все это «не для школы — для жизни!» (девиз древнеримских школ). В этой связи заслуживает внимания позиция детского писателя СЛ. Кошелева: «Есть истины, для постижения которых научные теории не дадут ничего. Странное, двойственное существо — человек. Помимо разума он обладает еще и душой, и она, порой безо всяких логических обоснований, чувствует и воспринимает такое, что разуму и не снилось. Сон разума не всегда рождает чудовищ — бывает, что рождает он высокие озарения и красоту, превосходящие пределы научного понимания»1.
Известно, что практически во всем мире музыкальные занятия в школе (исключая страны ближнего зарубежья и страны «Восточного блока») проводят учителя начальных классов2. В педаго-
________________
1 Кошелев С. К. К.Льюис и его Страна чудес. // К.Льюис. Хроники Нар-нии. - М., 1991. –
С. 5.
2 Абдуллин Э. Б. О наших недостатках и достоинствах // Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Саранск, 1998. — Ч. 2. — С. 86.
гических вузах России отдельные факультеты готовят учителей начальных классов непосредственно к работе учителя музыки. Так, по форме обучения «специалитет» среди специальностей существовала специальность «Учитель начальных классов и музыки», а специальность «Педагогика и методика начального образование с учетом многоуровневости образования предусматривала возможность выбора студентами специализации «Музыкальное воспитание».
Программы данной специализации включали индивидуальные занятия на музыкальных инструментах, изучение «Теории музыки и «Истории музыки», а также практические курсы «Хоровое дирижирование», «Вокально-хоровой практикум», «Школьно-практическое музицирование».
Не следует считать, что подобная организация музыкального просвещения учителей начальных классов является отвлечением от «более нужных» занятий. В этом отношении очень интересна позиция Т. А. Рокитянской: «Да, утопия, да, рай... Кстати, рай всегда изображали музыкально: ангельские хоры, тромбоны и арфы... И об идеальном общественном устройстве говорят музыкальным языком: гармония. Лад, строй... Так ведь и мы говорим о вкладе музыки в дело преобразования общества. Идеальная ситуация — когда все возможности музыки будут востребованы»1.
И потому даже, если в школе уроки музыки ведут выпускники педагогических колледжей, музыкальных училищ и музыкально-педагогических факультетов вузов, учитель начальных классов принимает самое активное и непосредственное участие в вопросах музыкального воспитания детей, обращаясь к возможностям музыкального искусства в занятиях интегративного типа с целью создания у младших школьников целостного представления о мире, занимаясь организацией внеурочной деятельности учащихся своего класса, в частности, подготовкой праздников, концертов, посещением театров оперы и балета, концертных залов и музеев музыкальной культуры.
Разумеется, подобная работа требует компетентности в области музыкального воспитания, что предполагает овладение учителем рядом профессиональных компетенций:
готовностью к организации различных форм музыкального воспитания. Обладание способностями:
- выявлять цель, задачи и принципы музыкального воспитания;
- выбирать адекватные поставленным задачам методы музыкального воспитания для достижения предметных, метапред-
_____________________
1 Рокитянская Т.А. Воспитание музыкой в вальдорфской школе / Наша школа. Альманах «Педагогика свободы». — 1997. — № 4. — С. 54.
метных и личностных результатов освоения музыкального искусства;
— реализовывать в музыкально-педагогической деятельности основные компоненты содержания музыкального воспитания;
— применять современные педагогические технологии в организации различных видов музыкальной деятельности младших школьников на уроках музыки и во внеклассной работе в условиях кружковой работы/творческих объединений;
— осуществлять педагогический контроль над музыкальным развитием школьников;
готовностью к методическому обеспечению процесса музыкального воспитания. Обладание способностями:
— использовать в работе по музыкальному воспитанию школьников учебники, рабочие тетради по музыке, аудио-и видеозаписи, компьютерные технологии;
— составлять учебно-тематические планы, рабочие программы на основе примерных с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста, а также конспекты уроков, занятий в кружках/творческих объединениях, сценарии внеклассных мероприятий;
— разрабатывать тезисы выступлений по вопросам музыкального воспитания детей на конференциях, педагогических советах и методических объединениях;
готовностью к проявлению в музыкально-исполнительской, конструктивной, коммуникативно-организаторской деятельности приоритетных качеств личности педагога-музыканта:
— музыкальности: обладание музыкальными способностями, музыкальным вкусом, исполнительскими навыками и умениями (инструментальными, певческими и хормейстерскими);
— аттракции: способность к уважительному отношению к личности ребенка, признанию ребенка как самоценности;
— эмпатии: способность к душевности в отношениях с детьми1;
— артистизма: умение обладать своим телом, речевой выразительностью, режиссерским видением урока;
— креативности: творческий характер отношения к процессу музыкального воспитания;
________________
1 Интересно, что дети, отвечая на вопрос «Каким должен быть учитель музыки?», всегда отвечают — «Добрым». Потребность сегодня в простой человечной доброте очень естественна. Именно доброта есть некое обязательное условие результативности суммы знаний и учительского опыта. Только доброта позволит относиться к детям, как звездам! И при этом нельзя забывать, что у каждой звезды — свой свет, своя температура, своя атмосфера и своя удаленность от нас, о чем некогда писал писатель А.Лиханов.
— толерантности: терпимость и доброжелательность к различиям мнений;
— стремления к самообразованию: способность систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области музыкального воспитания на основе изучения литературы по вопросам музыкознания и эстетического развития младших школьников, самоанализа музыкально-педагогической деятельности и саморазвития исполнительских умений и навыков.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. В. Г. Ражников справедливо утверждает, что непременным условием подлинного педагогического творчества в процессе музыкального щи питания является знак ценностного отношения педагога к ученику, любовь к нему. Прокомментируйте данное утверждение.
2. Приведите в соответствие формулировки и пояснения необходимых способностей учителя начальных классов в области музыкального воспитания детей (табл. 1)
3. Прокомментируйте адекватность профессиональных компетенций учителя начальных классов в области музыкального воспитания детей типовым задачам образовательного процесса (табл. 2).
4. Профессиональные компетенции учителя в области музыкального воспитания предполагают, в частности, его готовность к организации коммуникативно-организаторской деятельности. С этой точки зрения прокомментируйте фрагмент статьи о Д. Б. Кабалевском — композиторе, академике, авторе концепции и программы по музыке, учителе экспериментального класса школы № 209 г. Москвы:
«...Дмитрий Борисович умудрялся так говорить с ребятами, что не создавалось ощущения его превосходства над ними. Он часто начинал Гек: «Вы, конечно, помните...» или «Многие из вас наверняка читали...», азаканчивал фразу часто вопросительной интонацией: «Не правда ли?», Как бы приглашая ребят принять участие в размышлениях.
Как он, учитель, радовался их самостоятельным суждениям о музыке, с первых уроков приучая не бояться неправильных ответов! И как при ном тактично умел даже в явно ошибочном суждении найти «рациональное зерно», чтобы не огорчить, а тем более не унизить ребенка. Очень высоко ценил, когда кто-нибудь из ребят отстаивал свою позицию, пусть даже вопреки большинству.
И еще он ценил юмор, опасаясь, по его словам, скучных людей, и считал, что если за сорок пять минут ребята не улыбнулись — значит, урок не удался. Вообще во всех неудачах урока склонен был винить только себя и искал новые пути воспитания ума и сердца детей»1.
______________
1 Вендрова Т., Критская Е. Уроки Д.Кабалевского // Искусство в школе 1994. — № 3. –
С. 11.
5. Проанализируйте, о каких приоритетных профессиональных качествах личности учителя в области музыкального воспитания идет речь в советах, предназначенных детям для игры с любимыми игрушка\п в музыкальную школу.
«Пожалуйста, не показывай, что предыдущий твой урок не удался. Учись управлять своим настроением. Что ты за учитель, если ты надулся на своих учеников? Так дело не пойдет. Наоборот, будь улыбчив, приветлив, рассказывай подробно, понятно. Ты увидишь, как заинтересуются твои ученики...и как здорово быть хорошим учителем!
Твой урок кончится, и ты поблагодаришь учеников за внимание, а ученики шумной гурьбой подойдут к тебе и тоже начнут благодарить за увлекательный урок.
Итак, ты счастлив. У тебя прекрасное настроение. Твоя сказочная школа просто великолепна! Но что это? Ты ясно слышишь чьи-то всхлипывания... И верно: в углу, одинокий, тихонько рыдает Буратино. Боже, разве можно допустить, чтобы в твоей замечательной школе кто-то плакал? Ты бросишься к Буратино со всех ног и спросишь с дрожью в голосе:
— Буратино, дорогой мой, кто тебя обидел?
— Меня никто не обидел, — ответит Буратино, утирая слезы. — Но я... Я ничего не понял в длительностях! Я бестолковый! — и заплачет горше прежнего.
Тогда ты ласково обнимешь его и тихонько шепнешь ему на ухо, какой он хороший, как ты любишь его. Ты увидишь, как просветлеет лицо Буратино. А потом ты снова начнешь объяснение...И тот самый Буратино, который называл себя бестолковым, удивит тебя и себя редкой понятливостью»1.
6. Проанализируйте приводимую ниже ситуацию с урока музыки: «Помню, на первом уроке, когда я исполняла пример из «трех китов»,одна первоклассница заявила: «Я думаю, что это Первый концерт для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского». Девочка ошиблась. Но для меня важно, что в этой семье звучит музыка Чайковского»2.
Разделяете ли вы профессиональную позицию учителя музыки в данной ситуации?
7. Как вы понимаете толерантность как необходимое качество личности учителя? Отвечая на данный вопрос, прокомментируйте позицию Э. Б. Абдуллина, утверждающего, что толерантность является своего рода проявлением педагогической мудрости учителя музыки, а также утверждение А. Г. Асмолова, полагающего: «толерантному человеку присущи такие качества личности, как: расположенность к другим, снисходительность, терпимость к различиям, чувство юмора, чуткость, доверие, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать
______________
1 Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Азбука музыкально-творческого саморазвития / Серия: У тебя получится. — М., 1997. — С. 88-89.
2 Из опыта работы Н. Морозовой.
других, гуманизм, умение слушать другого, способность к сопереживанию»1.
8. Расскажите о вашем школьном учителе музыки (в виде эссе).
МИКРОПРАКТИКУМ
I. Профессиональная готовность к музыкальному воспитанию детей предполагает владение учителя музыкальными знаниями из области и истории музыки. В этой связи, работая в мини-группах, подготовьте к семинару ряд творческих работ по вопросам музыкознаниян нории музыки:
— презентацию о творчестве русских или зарубежных композиторов. Требования к выполнению: выявить принадлежность музыки композитора к национальной школе (русской, польской, норвежской, немецкой и т.д.), стилю эпохи (барокко, классицизм, венская классическая школа, романтизм, импрессионизм, реализм, экспрессионизм), этапы творчества в биографии, жанры, в которых работал композитор, и отличительные черты индивидуального стиля письма. Требования к защите презентации: содержательность; эстетичность художественного оформления, аудио- и видеонаглядность;
— анализ пьес «Детского альбома» П. И.Чайковского2. Требования к выполнению: определить музыкальную форму (одночастная, двухчастная, трехчастная, вариации и т.д.), выявить значение средств музыкальной выразительности (мелодии, ритма, темпа, лада, регистра, динамики, гармонии, фактуры изложения) в создании музыкального образа;
— конспект «Многообразие классификаций жанров в музыкальном искусстве»3. Требования к выполнению: содержательность изложения, умение структурировать материал в выявлении первичных и вторичных жанров, камерных и концертных, вокальных, инструментальных и вокально-инструментальных;
— выполненные в полном объеме задания в «Музыкальных прописях» Г. Ф. Калининой4 с целью самосовершенствования навыков правописания музыкальных знаков5.
2. Одним из важнейших видов профессиональной деятельности учителя музыки является музыкально-исполнительская. Проведите с сокурсниками ролевую игру «Идем в концертный зал». Для участия в роли
_______________
1 Асмолов А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России // цит. по Теория музыкального образования: Учебник для стул.высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е.В.Николаева. — М., 2004. - С. 207 — 211.
2 Возможен альтернативный выбор.
3 Для выполнения работы возможно использовать «Музыкальную энциклопедию», «Музыкальный энциклопедический словарь» и другую справочную литературу.
4 Калинина Г.Ф. Музыкальные прописи. — М., 2008.
5 Возможен альтернативный выбор музыкальных прописей.
исполнителя подготовьте вокальные, инструментальные или вокальное инструментальные номера с учетом довузовской музыкальной подготовки.
3. Музыкально-исполнительская деятельность предполагает, что учитель начальных классов обладает способностями интонировании и слухового анализа как отдельных элементов музыкального языка, так и музыкальных построений. Для развития в данном направлении уделите должное внимание на практических занятиях сольфеджированию и слуховому анализу. Предварительно познакомьтесь с основами элементарной теории музыки (свойства музыкального звука, нотное письмо, ритм, метр, интервалы, аккорды, лад, тональность, динамика, альтерация, фактура) и правилами тактирования1.
4. О.А.Апраксина считала, что учитель музыки — «постоянный исследователь, наблюдающий учебно-воспитательный процесс во всех его компонентах, проявляющихся в реакциях учащихся, в их знаниях, умениях, навыках, во всем их облике. Эти общие положения полностью относятся и к учителю-музыканту общеобразовательной школы, а возможно, имеют даже большую значимость, определяемую самой спецификой учебного предмета «Музыка»2.
Как учитель-исследователь проведите беседу с детьми на заранее выбранную вами тему из области музыкального искусства и прокомментируйте ответы детей подобно предлагаемому примеру.
«После слушания пьесы «К Элизе» Л.Бетховена детям было предложено ответить на вопрос «Эта музыка красивая? Если да, то почему?» Надо сказать, что вопрос был изначально непростой, ибо еще Гартман утверждал, что красота — это тайна и ее законы скрыты от сознания. Отвечая, дети искали ответ в духовной сути музыки ввиду объективно существующей общности эстетических и этических ценностей:
— потому, что эта музыка ласковая;
— потому, что она добрая;
— потому, что она от всего сердца»3.
5. Л. С. Майковская уподобляет артистизм учителя артистизму актера и справедливо отмечает, что владение учителем данным качеством придает музыкальному воспитанию эмоционально-возвышенный характер.
Правомерность сравнения профессий учителя и актера подтверждает цитата из трудов А.С.Макаренко: «Для меня в моей практике такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть. Здесь мы сталкиваемся с той областью, которая всем известна в драматическом
____________
1 Осеннева М. С. Теория музыки /Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. — М., 2001. — С. 13 — 70.
2 Апраксина О. А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе // Музыкальное воспитание в школе. Сборник статей // сост. О.Апраксина. — М., 1977. — Вып. 12. — С. 3.
3 Осеннева М. С. Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами литературно-музыкальных композиций: дис... канд. пед. наук - М., 2000.
и даже балетном искусстве: это искусство постановки голоса, искусство постановки голоса, искусство тона, взгляда, поворота»1.
Прицепите ролевую игру «Репетиция». В роли ведущего праздника «Домисолька приглашает друзей!» продумайте интонационную выразительность речи — высоту голоса, его окраску, силу, темп, расстановку акцентов, паузы — перед выступлением хора младших классов с песней О. Юдахиной на слова В.Ключникова «Домисолька».
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады встрече с вами. Сегодня мы хотим пригласить вас в таинственную страну музыки. Вы готовы, словно отважные путешественники, отправиться к еще неизведанным берегам? Тогда — вперед! Только вместо подзорной трубы мы возьмем с собой, понарошку, разноцветные стеклышки...Посмотришь сквозь них и весь мир предстанет перед тобой, сверкая и переливаясь, семицветная радуга. А еще мы возьмем с собой доброту и доверчивоеть, вежливость и веселое настроение. В путь! Счастливой дороги м Мир Музыки!»2
6. Познакомьтесь с профессиональной позицией Б. В.Асафьева и ответьте на вопросы предлагаемой анкеты.
«...Музыкальный педагог в общеобразовательной школе не должен быть «спецом» в одной какой-либо области музыки. Он должен быть и теоретиком, регентом, но в то же время и музыкальным историком, и музыкальным этнографом, и исполнителем, владеющим инструментом... Главное же, он должен знать музыкальную литературу, т.е. музыкальные произведения в возможно большем количестве, чтобы не чувствовать в музыкальной эволюции провалов от композитора к композиту или зияющих пустот в творчестве одного композитора»3.
АНКЕТА
1. Что вы делаете или собираетесь делать, чтобы заниматься музыкальным воспитанием детей?
2. Каких знаний вам не хватает?
3. Читаете ли вы самостоятельно дополнительную литературу по проблемам музыкального воспитания детей?
4. Как вы оцениваете уровень своей подготовки в области музыкально-исполнительской деятельности?
5. Каковы ваши пожелания по совершенствованию методической подготовки учителя к музыкальному воспитанию учащихся?
6. Какие трудности вы ожидаете встретить в работе по музыкальному воспитанию детей?
____________-
1 Макаренко А. С. Соч.: в 7 т. - М., 1951. - Т. 5. - С. 231.
2 Фрагмент аннотации репертуара пластинки с записями песен для детей.
3 Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973. - С. 59-60.